Известные русские и украинские архитекторы, принявшие революцию – А.Щусев, И.Жолтовский, И.Фомин, Л.Бенуа и др., взялись за работу несмотря на трудности военного и послевоенного времени. Духовный подъем и приподнятое восприятие новой жизни были характерны для первых послереволюционных лет. Это был период романтического символизма и грандиозных композиций.
Послереволюционный период характерен укреплением, а к середине 1920-х годов – торжеством новаторских направлений в архитектуре. Хотя строительная активность этих лет была минимальной, велись интересные теоретические разработки, дискуссии, экспериментальное и конкурсное проектирование.
И.Фомин, В.Щуко, А.Белогруд, Л.Руднев использовали преимущественно традиционные архитектурные мотивы, гипертрофированные исторические формы, как например, в проекте Дворца рабочих в Петрограде в виде средневекового замка-крепости, 1919 г., арх. А.Белогруд, или Дворца рабочих в Москве, разработанного с использованием дорического ордера, 1919 г., арх.И.Фомин.
|
|
На другом полюсе – новаторские проекты Н.Ладовского, И.Голосова, В.Кринского, Л.Лисицкого и др. Здесь преобладали простейшие геометрические формы, динамичные сдвиги плоскостей и объемов. Для этих работ характерно было влияние кубофутуризма, зрительная деструктивность, неустойчивость, использование диагональных и консольных смещений. Архитекторы использовали композиционные возможности новых материалов и конструкций.
Некоторые архитекторы выдвигали на первый план «индустриальные» мотивы, «машинные» формы. Пример использования новых возможностей техники и инженерных конструкций – архитектурные фантазии Я.Чернихова.
Символом новых, авангардных исканий в архитектуре и искусстве стал проект памятника III Интернационалу художника В.Татлина, 1919 г. Башня высотой 400 м спиралевидной формы, с динамично наклоненными конструкциями, стремительным нарастанием ярусов стала олицетворением идеи мировой революции. Конструкция башни рациональна и остроумна, несущая часть выполнена в виде двух наклонных металлических стержней, большинство элементов системы растянуто или изогнуто, что позволило сделать их предельно тонкими, зрительно невесомыми.
Внутри спирали размещались друг над другом три стеклянных объема – куб, пирамида и цилиндр, в которых находились помещения законодательных и исполнительных органов, а также информационного центра Коминтерна. Архитектура В.Татлина была кинетической, стеклянные объемы вращались: куб – один раз в год, пирамида – в месяц, цилиндр – в день. Концептуальное и формальное воздействие памятника III Интернационалу дало себя знать во многих проектах того времени.
|
|
Новые средства архитектурной выразительности рождались в недрах художественных экспериментов «левого» искусства. Эволюция супрематизма К.Малевича привела в начале 1920-х гг. к «архитектонам» - прообразам будущих архитектурных и дизайнерских композиций. В.Татлин изучает эстетику сочетаний фактуры и цвета различных материалов. А.Родченко экспериментирует с пространственными конструкциями и динамичными системами. Л.Лисицкий создает «проуны» (проекты утверждения нового), называя их «пересадочной станцией из живописи в архитектуру».
Архитектурные фантазии Я.Чернихова
Архитектоны К.Малевича
Проуны Л.Лисицкого
Проект памятника Ш Интернационалу,
1919 г., В.Татлин
Взаимосвязь исканий в архитектуре и искусстве отразилась на комплексном характере центров объединения творческих сил. В 1920 г. был создан Московский институт художественной культуры ИНХУК как центр формирования теоретических концепций, в том числе основных архитектурных течений последующего периода.
В начале 1920-х гг. активизируется строительство и вопросы стилистики приобретают актуальность. В ИНХУКе оформились первые рабочие группы сторонников новых архитектурных направлений – рационализма и конструктивизма. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), к которую входили рационалисты Н.Ладовский, Н.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. Двумя годами позже, в 1925 г. появилась группировка конструктивистов - Объединение современных архитекторов (ОСА).
Рационалисты стремились «рационализировать» архитектурные формы на основе объективных психофизиологических законов человеческого восприятия. Хотя они и считали необходимым синтез технической рациональности («экономия труда и материала при создании целесообразного сооружения») и архитектурной рациональности («экономия психической энергии при восприятии сооружения»), все же образные задачи, пластичность, скульптурность играли доминирующую роль. В проектах рационалистов рождался новый язык архитектуры: разрабатывались динамические города (А.Лавинский), трансформируемые сооружения (К.Мельников), высотные каркасные объекты (В.Кринский), горизонтальные небоскребы (Л.Лисицкий). Рационалисты были связаны с преподаванием во ВХУТЕМАСе и оказывали значительное влияние на подготовку архитектурных кадров.
Членами группировки конструктивистов ОСА были братья Веснины, М.Гинзбург, А.Буров, М.Барщ, Г.Вегман, И.Николаев, Г.Орлов. «Левому формализму» АСНОВА они противопоставили ведущую роль функционально-конструктивной основы зданий. Формирование архитектурного объекта шло «изнутри – наружу»: от разработки планировки и внутреннего пространства к выявлению внешнего объема. Возводилась в ранг эстетического фактора функциональная и конструктивная обусловленность, строгость и геометрическая чистота форм, освобожденных, по формулировке А.Веснина, от «балласта изобразительности».
М.Гинзбург был ведущим теоретиком конструктивистов и разработал их рабочий метод – так называемый метод функционального проектирования.
Зрелый конструктивизм выдвигал на первый план социальную функцию, а не конструкцию и технику. В отличие от западного функционализма конструктивисты стремились ввести в жизнь новые в социальном отношении типы зданий, средствами
А)
Б)
В)
Конкурсные проекты Дворца труда в Москве, 1923 г.:
А)Проект Н.Троцкого, первая премия;
Б)Проект И.Голосова, пятая премия;
В)Проект братьев Весниных, третья премия.
архитектуры утвердить новые формы труда и быта, поэтому называли архитектурные объекты «социальными конденсаторами эпохи».
|
|
Позитивная роль конструктивизма состоит в том, что он обосновал социальную обусловленность и материальные основы нового архитектурного содержания и новой архитектурной формы, заложил основы типологии, способствовал внедрению научно-технических достижений, передовых индустриальных методов, типизации и стандартизации строительства. В период развертывания реального строительства конструктивизм заслуженно занял господствующие позиции в советской архитектуре 1920-х годов.
Несмотря на острую полемику между рационалистами и конструктивистами, их объединяла общая борьба с дореволюционными тенденциями стилизаторства и эклектики. В то же время понимание сущности метода архитектора у них было диаметрально противоположным. Невзирая на разногласия, оба течения, по сути, представляли единый фронт новаторской архитектуры.
В 1922-1923 гг. в Москве проходил конкурс на проект Дворца труда. Строительство здания предполагалось в самом центре Москвы, на проспекте К.Маркса. В грандиозном здании должны были находиться зал на 8000 мест, залы меньшей вместимости, народный университет, музей социальных знаний, радиостанция, обсерватория, библиотека, художественная школа, гимнастические залы и клубные помещения. Дворец труда должен был объединить функции общественного и культурно-просветительного центра.
Первая премия конкурса была присуждена проекту Н.Троцкого – яркому примеру архаизирующей романтики. Проект И.Голосова, получивший пятую премию, и проект Г.Людвига стали примерами индустриальной символики.
Наглядным воплощением деклараций конструктивистов и самым значительным явлением на конкурсе стал проект Дворца труда, выполненный братьями Весниными и получивший третью премию. Для проекта Весниных характерна тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчет на осуществление его в новых железобетонных конструкциях, металле и стекле. Овальный в плане объем со зрительным залом соединялся висячим переходом с несимметричным прямоугольным блоком. Он завершался 20-этажной башней, увенчанной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба легкий, ажурный абрис.
|
|
Затем последовал ряд других проектных работ и осуществленных зданий, выполненных в конструктивистской стилистике сторонниками этого архитектурного направления:
- конкурсный проект здания московского отделения газеты «Ленинградская правда», 1924 г., конкурсный проект здания акционерного общества «Аркос» в Москве, 1924 г., осуществленный проект Дворца культуры им.Лихачева в Москве, 1931-1937 гг., архитекторы братья Веснины;
- конкурсный проект конторского здания для акционерного общества «Оргаметалл» в Москве, 1926-1927 гг., арх. М.Гинзбург;
- осуществленное здание Госторга в Москве на ул.Кирова, 1925-1927 гг., арх. Б.Великовский, при участии М.Барща, Г.Вегмана, М.Гакен;
- Дом Государственной промышленности в Харькове, 1925-1928 гг., арх.С.Серафимов, М.Фельгер, С.Кравец, а также Дом проектных организаций, 1930-1934 гг., арх. С.Серафимов, М.Зандберг-Серафимова, и Дом промышленной кооперации, 1929-1934 гг., арх.А.Дмитриев и О.Мунц (все в Харькове);
-проектные предложения И.Леонидова – дипломный проект Института библиотековедения им.В.И.Ленина в Москве, 1927 гг., Дом Центросоюза и Дом промышленности в Москве,1928 г. и др.
Примерно с 1928 г. практически все строительство развивалось под знаком «новой архитектуры». Поскольку объемы строительства в силу объективных причин были еще невелики, конструктивизм в Советской России в 1920-х гг. оставил не очень многочисленное
Конкурсный проект московского Проект здания акционерного общества «Аркос»
отделения газеты «Ленинградская в Москве, арх.братья Веснины, 1924 г.
правда», арх.А. и В. Веснины, 1924 г.
наследие, но в проектной деятельности получил большое распространение, чему способствовали четко сформулированные творческие принципы.
К конструктивизму обращается и А.В.Щусев, и выполняет ряд проектов (Центральный телеграф, Государственный банк, Дом Госпромышленности в Харькове), его здание института В.И.Ленина было построено на Советской площади в Москве напротив здания Моссовета, 1925 г.
В 1928 г. возникло новое архитектурное объединение – из АСНОВА выделилась Ассоциация революционных урбанистов (АРУ) во главе с Н.Ладовским. Он и его сторонники уделяли большое внимание проблемам градостроительства, приобретавшим все большую актуальность в связи с ростом темпов реального строительства.
В 1929 г. появилось еще одно творческое объединение – Всероссийское общество (впоследствии Всесоюзное объединение) пролетарских архитекторов (ВОПРА). Его членами-учредителями были К.Алабян, В.Бабенков, В.Бабуров, А.Власов, А.Заславский, Г.Кочар, М.Мазманян, А.Михайлов, И.Маца, А.Мордвинов, Г.Симонов и др. Отделения ВОПРА были созданы также в Ленинграде, Томске, на Украине, в Грузии, Армении.