Учение Платона «об идеях» и трансцендентном мире

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон. Платон рассматривал бытие как существование бестелесных идей, то есть идеалистически. Отсюда две линии в античной философии – Демокрита и Платона. Платон (427-347 гг до н.э.) учил о существовании двух миров – мира идей и мира вещей. Мир идей содержит общие понятия, а мир вещей – это слабое отражение мира идей, то есть общих понятий. Подлинное бытие по Платону – это мир идей. Этот мир вечен, неизменен, абсолютен. Окружающий человека мир вещей и сам человек постоянно изменяются, никогда не равны себе, находятся в вечном процессе становления. Это неподлинное, отраженное бытие, временное, смертное. Как утверждал Платон, бессмертная душа человека связывает его с миром идей как с миром чистых сущностей, которые он постигает своим умом, то есть мыслит о них. Тем самым, благодаря душе человека осуществляется его переход в духовное измерение и тем самым к подлинному существованию.

Учение Платона развил один из его учеников, Плотин, утверждая, что идеи Платона, прежде всего идеи блага, добра, красоты, справедливости можно объединить понятием «Единое». Единое существует в потустороннем мире, является прообразом единого бога. Учение Платона «об идеях» подверг критике его ученик Аристотель (384-322 гг до н.э.), говоря при этом: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель видел основную ошибку Платона в том, что он приписал идеям самостоятельное существование, отделив их от окружающего человекомира. Аристотель выдвинул тезис, что «нет идеи-сущности вне чувственно воспринимаемой вещи». «Если бы не было Единого (вещи), не было бы и общего (идей)», говорил он. Он ставил задачу мыслить всвязи с жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: