Социально-философские учения эпохи Просвещения

Речь идет о теории личности и общественно правовом идеале. Гольбах и Гельвеций глубоко обосновали роль социальной среды в формировании личности. «Человеком рождаются, а личностью становятся». В этом процессе большую роль играют социальные условия жизни людей (роль семьи, школы, другтх социальных институтов – государство, право, церковь). «Если характер человека формируется обстоятельствами, то он должны быть человеческими» - псали они. В отличие от Макиавелли, Гоббса и других мыслителей 16-17 вв. Руссо, Гольбах и Гельвеций утверждали, что человек по своей природе добр. «Нет ничего дурного в том, что человек любит удовольствия и избегает страдания, такова его природа, а всё природное должно признаваться нами». Руссо считал, что цивилизация ущемляет природное начало в человеке, а это приводит к злу и несправедливости. Общественно-правовой идеал эпохи Просвещения был выражен в теории естественного права, идущей от Дж. Локка, Монтескье и Руссо. К неотчуждаемым естественным правам каждого человека Локк относил 3 права: на жизнь, свободу и собственность. Эти идеи буржуазного либерализма отвечали интересам нарождавшегося класса буржуазии. Монтескье в своей работе «О духе закона» и Руссо в «Общественном договоре» обосновывали идеи равенства людей и их политические свободы, которые должны компенсировать их экономическое неравенство, попрожденное цивилизацией. Монтекье развил теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны уравновешивать друг друга (теория сдержек и противовесов). Кондорсе разработал теорию общественного прогресса, проходящего на основе науки и просвещения масс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: