Отечественная педагогика 20—30-х гг. XX в. в рамках изучения проблемы конфликта рассматривала такие вопросы, как противоречия в процессе воспитания детей, детское отклоняющееся поведение, трудное детство, однако проблематика конфликта как отдельного самостоятельного явления не затрагивалась. В этой области работали такие известные ученые, как Л. С. Выготский, А. С. Залужный.
Первое упоминание о конфликте как самостоятельном феномене в детстве сделано в работе Б. Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе» (1964). В этой работе особое внимание уделяется анализу причин детских конфликтов в группе и отношению и позиции педагога. Появляется интерес к детским конфликтам в школьных коллективах (журнал «Воспитание школьников»).
В 70—80-х гг. динамика исследования конфликта такова: рост интереса к этой проблеме в середине 70-х гг., снижение активно-
сти в ее разработке до первой половины 80-х гг. и последующий рост работ и исследований в этой области во второй половине 80-х гг. XX в.
|
|
На современном этапе педагогика изучает проблему конфликта в следующих направлениях1:
1) конфликты в школьных коллективах: пути их предупреж
дения и разрешения, а также изучение конфликта как средства
выявления и формирования нравственной зрелости подростка;
2) сущность конфликта, его причины в педагогических коллек
тивах, при этом изучаются конфликты между учителями и между
директором учебного заведения и его подчиненными, а также осу
ществляются попытки создания конфликтологической службы
внутри школ;
3) анализ педагогических условий профилактики и преодоле
ния конфликтных ситуаций в отношениях между учителями и
родителями;
4) исследование уровня подготовленности будущих учителей
к разрешению конфликтов;
5) разработка основ педагогического управления организаци
онными конфликтами. Изучение проблем конфликта ведется в та
ких отраслях педагогики, как военная педагогика, педагогика се
мейного воспитания, педагогика и конфликты в спорте.