Воздействовать на поведение партнера можно как с целью конструктивного урегулирования уже возникшего конфликта, так и с целью его профилактики. Существуют следующие приемы, способы и правила воздействия на поведение оппонента или партнера по общению.
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей партнера
в осуществлении той или иной деятельности. Это означает, что тре
бования, которые предъявляются к работнику, должны соответ
ствовать его уровню развития, профессионализма, личностным
качествам и психологическим особенностям. Например, если со
трудник имеет плохой почерк, не стоит поручать ему письменное
заполнение документов (личных дел и др.), которые требуют иде
ально красивого почерка, так как он может с ним не справиться
по объективным причинам. Также важно при постановке задачи
указывать реальные объективные сроки ее выполнения, при этом
тоже необходимо учитывать индивидуальные особенности сотруд
ника. Так, нельзя поручать сотруднику, имеющему низкую ско
рость переключения внимания или деятельности, дело, которое
требует быстрого принятия решений, активности и быстроты ис
полнения. Таким образом, предотвращение возможного возник
новения конфликта основывается на грамотном подборе зада
ний для каждого конкретного сотрудника, т. е. на индивидуаль
ном подходе.
2. Отказ от использования быстрых, радикальных средств и при
емов воздействия и перевоспитания человека. Созидание является
долговременным и кропотливым процессом, поэтому необхо
димо запастись терпением и не ждать немедленных результатов
воздействия. Конфликт может возникнуть из-за неоправданных
ожиданий от воспитательных воздействий по отношению к парт
неру. гтем более серьезны, значительны предполагаемые измене
ния, тем больше времени они занимают.
Существуют две стратегии искоренения негативной черты, качества и т. п. у партнера (подчиненного). Первая стратегия предполагает методичное и прямое указание на нежелательную черту, качества, которые не устраивают группу, коллектив, самого воздействующего. Вторая стратегия менее жесткая и предполагает более мягкие приемы воздействия. Например, на недостаток или
тивное качество можно указать в процессе дружеского разго-а в неформальной обстановке и т. п. Первая стратегия более В°нЛликтогенна по своей природе и имеет низкую эффектив-•ть тогда как вторая обычно приводит к хорошим результаты так как ее задачей является формирование у партнера лич-й мотивации на преодоление этой негативной черты или недо-Н° тка т е. он сам должен стремиться исправить недостаток. °ТаЗ Оценка актуального психологического состояния партнера. r случае высокой вероятности реакции агрессии или раздраже-мя партнера по общению не стоит обсуждать острые, спорные Проблемы и ситуации, так как в этом случае проблема будет вос-поинята им неадекватно.
4 Знание законов невербальной коммуникации. Одним из условии объективной и адекватной оценки актуального психологического состояния партнера по общению является знание невербальных способов и приемов общения. О психологическом состоянии человека красноречиво говорят его мимика, жесты, которые он использует, позы и специфика движений. Также эту информацию можно получить, проанализировав голос человека, его темп интонации, громкость и другие характеристики. Невербальная сфера принадлежит к бессознательной области психики, а потому не всегда может контролироваться человеком, что и дает возможность узнать его актуальное состояние, а также выявить его истинные намерения и цели, что дает возможность предупреждения конфликтов.
5 Своевременное информирование об ущемлении собственных
прав Иногда человек может даже не догадываться о том, что свои
ми действиями причиняет неудобства другому человеку или зат
рагивает его интересы. В этом случае простое и корректное ин
формирование его об этом поможет предотвратить возможный
конфликт.
6 Различие позиций в отстаивании своих интересов и в отноше
нии к оппоненту. Как правило, в обоих случаях оппоненты зани
мают жесткую позицию, и это часто становится причиной конф
ликта В отстаивании своих интересов можно быть жестким и
непреклонным, но при этом более мягкое и дружелюбное от
ношение к личности оппонента будет повышать вероятность
достижения своих целей и возможность предотвращения кон
фликта По отношению к партнеру целесообразна более гибкая по
зиция когда человек демонстрирует свое расположение и понима
ние недостатков партнера и готов помочь ему в их устранении.
7 Предоставление партнеру возможности выговориться. Важно не перебивать партнера и спокойно выслушать все его доводы и аргументы. Это дает возможность минимизировать проявление негативных эмоций, что является важным условием для профилактики возможных конфликтов и разрешения уже возникших.
8. Заблаговременное информирование людей о принятых ре
ях, которые каким-либо образом затрагивают их интересы. ео-жиданные изменения часто обусловливают негативную реакций и отрицательное отношение к их инициатору, даже если сами по себе не имеют негативной направленности. Срабатывает фактоп внезапности. При принятии важных решений необходимо оценить, в какой мере они затронут интересы других людей, и пред. варительно обсудить это с ними.
9. Нельзя расширять сферу противодействия, увеличивать ко
личество обсуждаемых проблем, вовлекая все новые и новые пробле
мы, а также не критиковать качества личности партнера. В це
лях предупреждения возможного конфликта необходимо обсуж
дать с оппонентом только ту проблему, которая требует решения,
так как одновременное обсуждение сразу нескольких проблем мо
жет привести к рассогласованности интересов сторон. При необ
ходимости решения сразу нескольких вопросов следует осуще
ствлять их постепенное обсуждение, начиная с самого простого и
постепенно переходя к более существенным и сложным, принимая
решение по каждому в отдельности. Это повышает вероятность до
стижения оптимальных условий разрешения противоречий и, сле
довательно, снижает вероятность возникновения конфликта. По
вышению вероятности возникновения конфликта способствует
переход на критику личности оппонента.
10. Отказ от желания публичного разоблачения оппонента в слу
чае совершения им ошибки. Если человек унижен, оскорблен и по
ставлен в безвыходную ситуацию, если задето его достоинство, то
он с чистой совестью может пойти на открытое противоборство, и
в этом случае избежать конфликта будет практически невозмож
но, а его разрешение потребует серьезных сил и вложений.
11. Установление неформального, личностного контакта с оппо
нентом. Возникновение конфликта более вероятно в случае де
лового, официального характера общения, поэтому необходи
мо в этом случае в первую очередь установить психологический
контакт с собеседником. Восприятие оппонента как личностно
значимого, а не постороннего человека, расположение к нему
снижает вероятность возникновения конфликта и является его
профилактикой. Для установления психологического контакта
используются различные вербальные и невербальные приемы —
специальные личностно ориентированные реплики, вопросы,
активное слушание, контакт глаз, правильная дистанция и рас
положение партнеров по общению, благоприятная и располага
ющая внешняя обстановка и др.
12. Избежание жестких и категоричных форм оценок как об
суждаемой проблемы, так и позиции и личности партнера. Катего
ричность, безапелляционность оценок и суждений повышают
вероятность возникновения конфликта, так как вызывают жела
ние их оспорить, даже если по сути эти оценки являются верны
ми. Однако зачастую такие оценки не соответствуют реальности.