Какими способами и приемами можно оказывать воздействие на поведение оппонента?

Воздействовать на поведение партнера можно как с целью конструктивного урегулирования уже возникшего конфликта, так и с целью его профилактики. Существуют следующие приемы, способы и правила воздействия на поведение оппонента или парт­нера по общению.

1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей партнера
в осуществлении той или иной деятельности.
Это означает, что тре­
бования, которые предъявляются к работнику, должны соответ­
ствовать его уровню развития, профессионализма, личностным
качествам и психологическим особенностям. Например, если со­
трудник имеет плохой почерк, не стоит поручать ему письменное
заполнение документов (личных дел и др.), которые требуют иде­
ально красивого почерка, так как он может с ним не справиться
по объективным причинам. Также важно при постановке задачи
указывать реальные объективные сроки ее выполнения, при этом
тоже необходимо учитывать индивидуальные особенности сотруд­
ника. Так, нельзя поручать сотруднику, имеющему низкую ско­
рость переключения внимания или деятельности, дело, которое
требует быстрого принятия решений, активности и быстроты ис­
полнения. Таким образом, предотвращение возможного возник­
новения конфликта основывается на грамотном подборе зада­
ний для каждого конкретного сотрудника, т. е. на индивидуаль­
ном подходе.

2. Отказ от использования быстрых, радикальных средств и при­
емов воздействия и перевоспитания человека.
Созидание является
долговременным и кропотливым процессом, поэтому необхо­
димо запастись терпением и не ждать немедленных результатов
воздействия. Конфликт может возникнуть из-за неоправданных
ожиданий от воспитательных воздействий по отношению к парт­
неру. гтем более серьезны, значительны предполагаемые измене­
ния, тем больше времени они занимают.

Существуют две стратегии искоренения негативной черты, ка­чества и т. п. у партнера (подчиненного). Первая стратегия пред­полагает методичное и прямое указание на нежелательную черту, качества, которые не устраивают группу, коллектив, самого воз­действующего. Вторая стратегия менее жесткая и предполагает более мягкие приемы воздействия. Например, на недостаток или


тивное качество можно указать в процессе дружеского разго-а в неформальной обстановке и т. п. Первая стратегия более В°нЛликтогенна по своей природе и имеет низкую эффектив-•ть тогда как вторая обычно приводит к хорошим результа­ты так как ее задачей является формирование у партнера лич-й мотивации на преодоление этой негативной черты или недо-Н° тка т е. он сам должен стремиться исправить недостаток. °ТаЗ Оценка актуального психологического состояния партнера. r случае высокой вероятности реакции агрессии или раздраже-мя партнера по общению не стоит обсуждать острые, спорные Проблемы и ситуации, так как в этом случае проблема будет вос-поинята им неадекватно.

4 Знание законов невербальной коммуникации. Одним из условии объективной и адекватной оценки актуального психологическо­го состояния партнера по общению является знание невербаль­ных способов и приемов общения. О психологическом состоя­нии человека красноречиво говорят его мимика, жесты, которые он использует, позы и специфика движений. Также эту инфор­мацию можно получить, проанализировав голос человека, его темп интонации, громкость и другие характеристики. Невербаль­ная сфера принадлежит к бессознательной области психики, а по­тому не всегда может контролироваться человеком, что и дает воз­можность узнать его актуальное состояние, а также выявить его истинные намерения и цели, что дает возможность предупреж­дения конфликтов.

5 Своевременное информирование об ущемлении собственных
прав
Иногда человек может даже не догадываться о том, что свои­
ми действиями причиняет неудобства другому человеку или зат­
рагивает его интересы. В этом случае простое и корректное ин­
формирование его об этом поможет предотвратить возможный

конфликт.

6 Различие позиций в отстаивании своих интересов и в отноше­
нии к оппоненту.
Как правило, в обоих случаях оппоненты зани­
мают жесткую позицию, и это часто становится причиной конф­
ликта В отстаивании своих интересов можно быть жестким и
непреклонным, но при этом более мягкое и дружелюбное от­
ношение к личности оппонента будет повышать вероятность
достижения своих целей и возможность предотвращения кон­
фликта По отношению к партнеру целесообразна более гибкая по­
зиция когда человек демонстрирует свое расположение и понима­
ние недостатков партнера и готов помочь ему в их устранении.

7 Предоставление партнеру возможности выговориться. Важ­но не перебивать партнера и спокойно выслушать все его дово­ды и аргументы. Это дает возможность минимизировать про­явление негативных эмоций, что является важным условием для профилактики возможных конфликтов и разрешения уже возникших.


8. Заблаговременное информирование людей о принятых ре

ях, которые каким-либо образом затрагивают их интересы. ео-жиданные изменения часто обусловливают негативную реакций и отрицательное отношение к их инициатору, даже если сами по себе не имеют негативной направленности. Срабатывает фактоп внезапности. При принятии важных решений необходимо оце­нить, в какой мере они затронут интересы других людей, и пред. варительно обсудить это с ними.

9. Нельзя расширять сферу противодействия, увеличивать ко­
личество обсуждаемых проблем, вовлекая все новые и новые пробле­
мы, а также не критиковать качества личности партнера.
В це­
лях предупреждения возможного конфликта необходимо обсуж­
дать с оппонентом только ту проблему, которая требует решения,
так как одновременное обсуждение сразу нескольких проблем мо­
жет привести к рассогласованности интересов сторон. При необ­
ходимости решения сразу нескольких вопросов следует осуще­
ствлять их постепенное обсуждение, начиная с самого простого и
постепенно переходя к более существенным и сложным, принимая
решение по каждому в отдельности. Это повышает вероятность до­
стижения оптимальных условий разрешения противоречий и, сле­
довательно, снижает вероятность возникновения конфликта. По­
вышению вероятности возникновения конфликта способствует
переход на критику личности оппонента.

10. Отказ от желания публичного разоблачения оппонента в слу­
чае совершения им ошибки.
Если человек унижен, оскорблен и по­
ставлен в безвыходную ситуацию, если задето его достоинство, то
он с чистой совестью может пойти на открытое противоборство, и
в этом случае избежать конфликта будет практически невозмож­
но, а его разрешение потребует серьезных сил и вложений.

11. Установление неформального, личностного контакта с оппо­
нентом.
Возникновение конфликта более вероятно в случае де­
лового, официального характера общения, поэтому необходи­
мо в этом случае в первую очередь установить психологический
контакт с собеседником. Восприятие оппонента как личностно
значимого, а не постороннего человека, расположение к нему
снижает вероятность возникновения конфликта и является его
профилактикой. Для установления психологического контакта
используются различные вербальные и невербальные приемы —
специальные личностно ориентированные реплики, вопросы,
активное слушание, контакт глаз, правильная дистанция и рас­
положение партнеров по общению, благоприятная и располага­
ющая внешняя обстановка и др.

12. Избежание жестких и категоричных форм оценок как об­
суждаемой проблемы, так и позиции и личности партнера.
Катего­
ричность, безапелляционность оценок и суждений повышают
вероятность возникновения конфликта, так как вызывают жела­
ние их оспорить, даже если по сути эти оценки являются верны­
ми. Однако зачастую такие оценки не соответствуют реальности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: