Научное познание

Важное место в познавательном отношении человека к миру и к самому себе занимает научное познание. Человек обладает разнообразными зна­ниями, но не все они являются научными.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой культурно обуслов­ленную, профессионально высокоспециализированную деятельность, направленную на получение достоверных знаний о мире, удовлетво­ряющих принятым в научном сообществе критериям научности и стандартам изложения полученного знания.

Главной целью научного познания является получение наиболее общих и достоверных знаний об окружающем человека мире, а его главной ценностью является научная новизна, его способность выявить и описать те свойства и признаки познаваемого явления, которые были неизвестными, но становятся актуальными в жизни людей.

В науковедении принято выделять ряд особенностей научного познания. К этим особенностям научного познания относятся:

рациональность, предполагающая, что, и как процесс, и как некото­рый контекст, оно предусматривает особую дисциплину организации позна­вательного процесса, соблюдение которой является обязательной, и особую форму изложения исходных и конечных результатов познания;

объективность, которая требует поиска полной адекватности полу­чаемых знаний самому исследуемому объекту, их достоверности, исключения субъективных привнесений в результаты познания. Кроме того, полученные результаты должны отличаться общезначимостью, т. е., отражать не част­ные, случайные, но наиболее глубокие и повторяющиеся свойства и признаки явления, и быть доступны для интерпретации в данном своем объеме и со­держании всем учёным;

логическая строгость и однозначность, позволяющие исклю­чить двусмысленность постулируемого знания и возможность неверной ин­терпретации;

воспроизводимость и проверяемость, означающие, что процеду­ры поиска и результаты научного познания, способы их выражения должны быть доступны для реконструкции и передачи, без чего научное познание утрачивает общезначимость, объективность, рациональность;

системность как существенное условие внутренней упорядоченно­сти результатов познания, его целостность и соответствие современным дан­ным науки.

В научном познании принято также выделять два основных его уровня: эмпирический и теоретический уровни познания. Каждому из этих уровней свойственны свои особые методы познания, свой особый способ орга­низации познавательного процесса, свой особый тип решаемых задач и своя специфическая форма выражения полученных результатов.

Методами эмпирического познания выступают наблюдение, эмпири­ческое описание и эксперимент.

Наблюдение представляет собой целенаправленное и специально органи­зованное восприятие исследуемого явления. Оно характеризуется системно­стью, определенной упорядоченностью и планомерностью, алгоритм которой определяется исходной познавательной задачей наблюдения.

Эксперимент представляет собой наблюдение объекта в специально со­зданных экспериментатором условиях, отвечающих конкретным исследова­тельским задачам. Это особым образом управляемое и контролируемое воз­действие на изучаемый объект с целью получения информации о нем именно по заданному параметру его состояний и характеристик в данных конкрет­ных условиях.

Эмпирическое описание отражает результаты наблюдения посред­ством специальных знаков, в том числе и посредством языка. Такое опи­сание может воспроизводить как сам процесс наблюдения, так и добытые

результаты, или и то, и другое, как взаимодополняющие друг друга эле­менты.

Теоретический уровень познания связан с более высоким уровнем поста­новки и решения познавательных задач. Основными методами теоретиче­ского познания выступают мыслительный эксперимент, гипотеза и формулирование научной теории.

Мыслительный эксперимент представляет собой формирование иде­альной модели познаваемого объекта, или его связей и отношений, свойств и признаков, которые подвергаются анализу с позиций известных уже тео­ретических построений и методологий, или данных опытного наблюдения за аналогичными объектами.

Гипотеза выражается в выдвижении и обосновании некоторых предпо­ложений, объясняющих те или иные свойства и характеристики познаваемых явлений. В основе научной гипотезы лежит некоторое допущение, отличаю­щееся от произвольной фантазии своей обоснованностью.

Формулирование научной теории связано с особым способом описа­ния свойств и качественных характеристик явлений действительности. Этой цели служит особая система понятий, выработанная той или иной областью научного знания и характеризующаяся своим особым типом стилистики и лексического структурирования.

Целью научного познания является овладение исчерпывающей информа­цией о познаваемом явлении и соответствующее ее оформление в форме зна­ния.

ЗНАНИЕ представляет собой особый конструкт сознания, харак­теризующийся системной упорядоченностью, предметностью, объек тивностъю и истинностью.

Предметность знания означает, что его исходным источником является тот или иной реальный предмет, его свойства, признаки, его связи и отноше­ния. Даже когда этим предметом выступают идеальные продукты, например, художественные произведения, они не утрачивают своей реальности.

Как особый продукт сознания, знание оперирует определенными пото­ками информации об отражаемом явлении. Трансформация того или иного потока информации в знание осуществляется посредством определенной си­стематизации и упорядочения этих потоков в соответствии с принятыми в научном познании правилами и процедурами. Конечной формой такой си­стематизации информации в знание выступает язык, фиксирующий значи­мое в информации. Наиболее лаконичными и конкретными формами такой фиксации предстают языковые конструкции, в которых что-либо утвержда­ется, или отрицается относительно чего-либо. Поэтому, сталкиваясь и в по­вседневной, и в научной практике с широкими потоками информации, наше сознание вполне спокойно «игнорирует» их контекст, не затрагивающий непо­средственно наши интересы.

Для знания принципиально существенна его достоверность, соответствие познаваемому предмету, адекватное воспроизведение его свойств, выражае­мое в понятии истины.

Истина — конечная цель и центральная идея познания.

ИСТИНА — это адекватное отражение действительности в созна­нии человека, или знание, соответствующее своему предмету.

К наиболее существенным свойствам истины относятся объективность, конкретность, абсолютность и относительность.

Объективность истины выражает требование соответствия знания своему объекту. Знание, не соответствующее объекту, не соответствует и кри­терию истинности, что весьма существенно для адекватного оперирования результатами познания. Но свойство объективности истины имеет свои пре­делы и границы, за рамками которых утрачивается данное свойство и истина перестает быть истиной. Эти границы находят свое выражение в таком свой­стве истины, как ее конкретность.

Конкретность истины означает, что любая истина остается объек­тивной, т. е. соответствующей своему предмету, лишь в рамках конкретных состояний познаваемого объекта. Эту мысль хорошо иллюстрирует образ­ный язык К. Пруткова: «Антонов есть огонь, но нет того закону, чтобы огонь всегда принадлежал Антону». Реальная подвижность окружающего мира, его бесконечная многомерность требует осознания, что и само знание о мире столь же подвижно и изменчиво, как и сам мир.

Абсолютная истина выражает в знании то, что с очевидностью вос­производится и адекватно отражается, т.е., то, что соответствует критерию объективности истины. Но поскольку та же самая истина характеризуется конкретностью, означающей, что истина утрачивает свою достоверность и объективность при тех или иных новых условиях, она признается относи­тельной. Любая истина абсолютна в той мере, в какой она объективна, и относительна, поскольку утрачивает свою объективность при тех или иных меняющихся конкретных состояниях или условиях познаваемого объекта.

Взаимосвязь и единство абсолютной и относительной истины от­ражает, с одной стороны, тот факт, что нашему познанию доступно постиже­ние глубинных и сущностных свойств действительности, а с другой, что наше знание всегда остается незавершенным, не исчерпывающим во всей полноте и объеме объект познания. Единство абсолютной и относительной истины свидетельствует о том, что познание есть движение от незнания к знанию, от неполного и относительного знания к полному и абсолютному, никогда не до­ходящее до «истины в последней инстанции». При тех или иных конкретных условиях всякая абсолютная истина оказывается относительной.

Проблема природы и достоверности знания и ее центральная проблема — проблема истины — остается одной из самых дискуссионных на протяже нии всей истории человеческой мысли. Одной из наиболее древних, ведущих свою историю от Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) является корреспондентная концепция истины, в рамках которой истина определяется как соответствие (лат. correspondentia) знания об объекте самому объекту познания.

Впервые возможность установить соответствие между знанием человека о вещи и самой вещью поставил под сомнение немецкий философ И. Кант (1724-1804). По его мнению, познаваемая вещь даётся человеку не в своей реальности бытия, а «конвертируется» человеком в процессе познания по законам познавательной деятельности. Тем самым, не вещь определяет свой­ства нашего сознания и содержание знания, а человек в соответствии с за­конами мышления конструирует познаваемую вещь. Истина — это не то, что соответствует вещи, а то, что сконструировано человеком в соответствии с законами его мышления.

Развитие представлений о природе знания и истины во второй половине XIX — первой половине XX века в рамках уже неклассической философии ха­рактеризуется все большим субъективизмом и релятивизмом (относительно­стью) понятия истины. Так, конвенционализм (лат. convention — соглашение) рассматривает истину как результат произвольно устанавливаемых научным сообществом соглашений (конвенций), выбор которых определяется сообра­жениями удобства, простоты, полезности и т. д.

В современной философии постмодернизма понятие истины вовсе утра­чивает какую-либо значимость, объявляется бессмысленным и устаревшим. Такой нигилизм в отношении истины, превращение ее в произвольно уста­навливаемые «условия игры» для познавательной деятельности, делает про­цесс познания бессмысленным, что, по мнению известного социолога XX века П. А. Сорокина, ставит перед современной культурой проблему новой абсолю­тизации истины.

Раскрытие характеристик и свойств истины не исчерпывает данную про­блему. Для достоверного и непротиворечивого познания и, прежде всего, на­учного познания, важно определение критериев истинности знания. Как убедиться в том, что наше знание о предмете действительно соответ­ствует самому предмету? Ведь знание и предмет непосредственно сопоста­вить невозможно. Для этого научное познание прибегает к критериям ис­тины, в качестве которых признаются логический и практический способы определения истинности знания.

Логический критерий предполагает, что наше высказывание о пред­мете соответствует самому предмету, т.е., является истинным при условии, что истинны посылки, из которых оно логически выводится в виде след­ствий. Практический критерий истины связан с апробацией наших зна­ний в опыте человека и человечества. Успешное преобразование человече­ством окружающей действительности дает наиболее убедительное свидетель­ство истинности знаний, которыми люди руководствуются в своей жизнеде­ятельности. Тем самым, то, что подтверждается исторической практикой —признается истиной, что не подтверждается и опровергается — ложным зна­нием.

При этом следует иметь в виду, что истина соотносима лишь со знани­ем. Вся совокупность представлений, ценностей, продукты художественного творчества, религиозные каноны, идеалы, афористичные сентенции, колорит­ные парадоксы, играющие важную роль в жизни людей и формирующие их жизненные ориентации, тем не менее, не могут рассматриваться через поня­тие истины, истина к ним не применима, поскольку они лежат за пределами знания.

Контрольные вопросы

1. Как называется вид человеческой деятельности, который направлен на дости­жение практически полезного результата?

2. Какой вид деятельности характеризуется «как процесс имманентного преодо­ления добровольно принятых правил»?

3. Как называется форма мышления, с помощью которой выражается принад­лежность или непринадлежность признака предмету (предметам) и которая обла­дает свойством быть либо истинной, либо ложной?

4. Как характеризуется способность ума устанавливать соотношения между ве­щами (фактами или идеями), воспринятыми первоначально как произвольно раз­бросанные?

5. Как называется общее представление о конкретных вещах на основе харак­терного и общего для них признака?

6. Что относится к свойствам истины?

7. Можно ли приписать предикат истинности или ложности такому суждению: «Действуй так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда употреблялось только как цель и никогда как только средство»?

8. К какому уровню познания относится систематизация данных? Какому по­знанию присущ индивидуализирующий метод?

9. Как называется способность постижения истины путем прямого её усмотре­ния, без обоснования её с помощью доказательств?

10. Как называется форма познания, формирующая новую реальность с помо­щью образов, представляющих собой художественное обобщение действительности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: