Глава 7. Общество как дом человека

Ключевые слова: общество, социальный номинализм, социальный реа­лизм, географическая среда, марксизм, гламур.

Нет ни одного человека, который интуитивно не понимал бы, что такое об­щество. Однако, чтобы составить представление об обществе, интуиции недо­статочно. Употребляя слово «общество», мы не задумываемся, в частности, о том, что материального объекта, который этим словом обозначается, никто, нигде и никогда не видел. Можно сказать, что общество окружает нас везде, его требования мы вынуждены безукоризненно выполнять (например, мыть руки перед едой, ходить в школу и на работу, «делать карьеру», одеваться и вести себя в соответствии с «приличиями»), и одновременно нигде. Его нель­зя потрогать, схватить за руку У него, как справедливо заметил немецкий социолог Н. Луман, нет для этого «ни рук, ни ног, ни мыслей».

Но это отнюдь не означает, что общества как явления в мире не существу­ет, что представления о нем — миф. О существовании общества мы можем судить на основе внешних форм его проявления, таких, например, как произ­водство, государство, религия, язык, традиция, пол, возраст или профессия.

Учёные подходят к определению общества с точки зрения широкого и узкого смыслов.

В широком смысле:

ОБЩЕСТВО — это обособившаяся от природы часть материально­го мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле:

ОБЩЕСТВО — это совокупность людей, наделенных волей и созна­нием и осуществляющих деятельность и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов и настроений.

Указанные определения общества не исключают, а дополняют друг дру­га. Первое указывает на то, что общество представлено естественно скла­дывающимися формами социальной организации людей, второе — формами, сознательно созданными самими людьми.

В процессе развития общества формируются различные формы социаль­ной организации людей. Чем выше уровень развития общества, тем эти фор­мы становятся многочисленнее и разнообразнее. Одни из них формируются естественным путем, независимо от воли и желания людей, изначально они не имеют формального (документального) подтверждения. К ним относятся этносы, нации, роды, племена, семьи.

Другие формы социальной организации людей создаются самими людь­ми. Их создание изначально подтверждается документально общественным договором, брачным контрактом, уставом и т. д. К таковым относятся семьи, зарегистрированные как формы гражданского состояния, государства, опре­деляемые как формы принадлежности личности к той или иной правовой системе в качестве гражданина, например: американец, россиянин, а также различные надгосударственные объединения.

§ 1. Социальный номинализм и социальный реализм

Общество образует множество разнородных, но связанных между собой явлений:

— люди, их действия, отношения и объединения;

— мир материальных артефактов (от лат. arte — искусственный и factus — сделанный);

— явления природы, вовлечённые в сферу деятельности людей;

— язык;

— коллективные представления — общие верования, чувства, привычки, стереотипы;

— духовные ценности — смыслы, значения.

Такое разнообразие элементов, составляющих общество, породило разное его понимание. Одни полагают, что общество как целое не обладает самостоятельным существованием по отношению к людям, никак не мотивирует их отношения и действия. Общество — это всего лишь теоретический символ, имя для обозначения совокупности индивидов, их отношений и действий. Та­кой взгляд на общество получил название социального номинализма.

К сторонникам социального номинализма относят немецкого социолога М. Вебера (1864-1920), который полагал, что общество творят люди посред­ством своих действий, причём делают это с пониманием дела, т. е. осознавая связь между мотивами своих действий и средствами их достижения. В каче­стве мотивов человеческих действий выступают цели, ценности, традиции и аффекты. Исходя из этого, Вебер выделяет четыре типа человеческих дей­ствий: целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и тради­ционные.

Целерациональное действие — это действие, которое совершается не под влиянием страстей, аффектов или случайного помрачения сознания, а на основе ясно осознанной и продуманной цели. Поэтому оно всегда осмысленное действие.

Ценностно-рациональное действие мотивируется ценностью, которая определяет характер связи действующего лица с тем или иным событием безотносительно к последствиям действия. Такого рода действия, как прави­ло, обусловливаются верой человека в непререкаемый авторитет заповедей или требований, в повиновении которым он видит свой долг.

Аффективными действиями являются те действия людей, которые совер­шаются ими в состоянии эмоционального возбуждения. Такое действие не «знает» своей цели, его последствия, как правило, не осознаются.

Традиционное действие организуется на основе привычки людей подра­жать авторитету или готовым установкам. И хотя оно совершается людьми бездумно и безответственно и его можно охарактеризовать как тип интел­лектуального иждивенчества, тем не менее оно не лишено смысла, так как соотнесено с действиями Авторитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: