Инновационные конфликты в организациях могут быть деловыми и личностными.
Деловые инновационные конфликты возникают между людьми, связанными производственно-экономическими отношениями. Перестройка дала импульс многим организационно-управленческим нововведениям, меняющим организацию производства и управления. Новые организационные формы связаны с созданием кооперативов, арендного, семейного подряда и т.д. Особенность многих организационных форм — их гибкость и ориентация на удовлетворение запросов потребителей. В то же время новые организационные формы порождают новые конфликты и противоречия.
Внутренним побудителем для инновационной Деятельности является потребность людей к творчеству, проявляющаяся в постоянном стремлении к обновлению производственной среды. Наличие этих потребностей имманентно присуще новаторам, для которых интересен сам процесс внедрения инноваций. Они могут даже не получать никаких вознаграждений. Но как люди творческие они заинтересованы в признании своих достижений, ради чего нередко способны идти на конфликт.
|
|
Личностные инновационные конфликты возникают в сфере как служебных, так и неслужебных отношений между сторонниками и противниками нововведений. Такие конфликты могут иметь ситуативную и характерологическую основы.
Ситуативные предпосылки конфликта:
• чувство неопределенности и неуверенности;
• недостаточная или искаженная информированность;
• непризнание работника коллективом;
• несправедливость. Характерологические предпосылки конфликта:
• черты характера человека;
• склонность к агрессивному поведению;
• пониженная самокритичность;
• нетерпимость к недостаткам других;
• невоспитанность.
Работник становится источником конфликта, когда его/направленность и ценности становятся несовместимыми с интересами и ценностями коллектива. Например, активный новатор трудится в коллективе, где «не принято» заниматься нововведениями.