Цель:
1. Усвоить сущность и содержание основных понятий темы: рационализм, антропоцентризм, сциентизм, неоклассицизм, ампир, романтизм, сентиментализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2. Развивать умение применять понятия и категории культурологии к анализу процессов культуры Нового времени.
3. Воспитывать умение и желание слушать оппонента, вести дискуссию, приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
Учебная программа по теме
Культура индустриального общества. Социальные отношения и их отображение в духовной культуре. Промышленная революция и развитие науки и техники. Утверждение культуры индустриального общества. Выдающиеся открытия европейских ученых. Литература, музыка, живопись: основные направления и стили развития. Скульптура и архитектура. Кинематограф.
Появление элитарной и массовой культуры. Формирование национальных школ. Многообразие развития и начало культурной универсализации в Европе.
Вопросы для обсуждения
1. Формирование культуры индустриального общества. Утрата традиционных подсистем культуры (религиозная, аристократическая, народная). Охарактеризуйте новые формы культурной жизни. Рассмотрите два подхода к характеристике культуры XIX века:
|
|
- «массы, коллективизм, разум»,
- «личность, индивидуализм, чувство».
2. Можно ли считать либерализм XIX века продолжением культурных движений
Ренессанса, Реформации и Просвещения?
3. Основные художественные стили и направления XIX века в литературе, живописи, музыке, архитектуре и скульптуре:
- неоклассицизм,
- ампир,
- романтизм,
- сентиментализм,
- критический реализм,
- импрессионизм,
- постимпрессионизм.
Приведите примеры.
4. Научные и технические достижения XIX века и их влияние на культурное развитие.