В обсуждении формирования эго на этом возрастном уровне Фенихель отмечает
способность к активному управлению и регулированию тревоги. В результате обоих
процессов возникают контроль над двигательным аппаратом и функция суждения о
реальности (контролирование реальности). Маленький ребенок научается активно
приспосабливаться к окружению. Эго приобретает способность суждения о потенциально
опасных ситуациях, поэтому тревога выступает в качестве защитного предупреждающего
сигнала. Обычно тревога в это время порождается страхом, что другие могут нанести
ущерб, который ребенок в фантазиях причиняет окружающим, и боязнью утраты любви и
защиты. Когда переживаются провоцирующие тревогу ситуации, ребенок через процессы
отсроченного управления уменьшает напряжение воспроизведением травмирующей
ситуации в играх и сновидениях. Приобретение речи и развитие мышления существенно
содействуют новому чувству могущества. Мышление в этот период, как считается,
содержит много дологических и символических элементов. Предшественники супер-эго
|
|
тоже выступают в форме интернализованных родительских запретов.
Салливан говорит о паратаксическом модусе, при котором опыт переживается как
мгновенные, несвязанные организмические состояния. Прежняя про-тотаксическая
недифференцированная целостность разделяется на фрагменты, не имеющие логического
соотношения друг с другом. Сновидения и реакция перенесения в психотерапии служат
иллюстрацией паратаксического искажения. Коммуникация в возрасте
-115-
от одного до трех лет осуществляется на аутистическом языке, слова несут сугубо личное,
частное значение. Тревога описана как дальнейшее развитие утраты эйфории и
основывается на наградах и наказаниях в процессе социализации ребенка. Она
сосредоточивает ребенка на одобряемом и неодобряемом поведении, и из этой
концентрации возникает самодинамизм. Постепенно появляются три персонификации
самости: “я хороший”, “я плохой” и “не я”.
Психосексуальное развитие, согласно ортодоксальной теории, свидетельствует об
анально-садистической стадии. Различаются две тенденции: ранняя - “изгоняющая” и
поздняя - “задерживающая”. Экскреция доставляет физиологическое наслаждение, но может
служить и агрессивным намерениям, выражающимся в неповиновении родителям, когда
они настоятельно обучают правилам туалета. В основе задерживающей фазы лежат
стимуляция слизистой оболочки и социальная ценность, которая придается послушанию.
Неофрейдисты придерживаются мнения, что следует принимать во внимание не экскрецию
|
|
или задерживание фекалий, а борьбу с родителями. Эриксон занимает промежуточную
позицию и подчеркивает социальные модальности: “разрешение уйти” и “задерживание”.
Сопутствующие отношения, по ортодоксальным источникам, приводят к
амбивалентности, бисексуальности, садизму и мазохизму. Считается, что анальная
амбивалентность происходит в результате противоречивого отношения к фекалиям; основой
бисексуальности служит факт, что прямая кишка - экскреторный полый орган; садизм
зарождается при фрустрации в обучении правилам туалета; мазохизм возникает вследствие
эротической стимуляции при пошлепывании по ягодицам. Салливан анализирует
межличностные отношения под другим углом. Он описывает влияние “отраженных оценок”,
с помощью которых ребенок формирует мнение о себе, исходя, главным образом, из
реагирования на него значимых взрослых. Салливан также рассматривает разнообразные “я-
ты” паттерны, выражающиеся в неадекватном отношении к другим.
Анна Фрейд вводит на этом возрастном этапе два новых механизма: “отрицание
посредством слова и действия” - более поздний вариант отрицания в фантазии.
“Установление согласованности” представляет, по Салливану, процесс, посредством
которого индивид пытается исправить паратаксическое искажение, оценивая собственные
мысли и чувства путем сопоставления с соответствующими проявлениями у других людей.