Фенихель описывает характер как “привычный способ приспособления эго к
внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетания этих
приспособлений друг с другом” (см. прим. 1). В основе происхождения наиболее молодой
ветви психоанализа, так называемой “эго-психологии”, имеется два фактора: первый -
возрастающее в психотерапии понимание необходимости анализа сопротивления больного
и защитных механизмов эго; второй - увеличение выраженности защиты в клинической
картине неврозов. Историческое развитие, замечает Фенихель, легко понять, так как
психоанализ начинает с изучения бессознательных феноменов, чуждых эго, и только
постепенно начинает учитывать характер или привычный способ поведения.
· 203-
Характер более масштабное образование, чем защитные механизмы. Он включает
позитивные организующие функции эго. Защитные механизмы эго охраняют организм от
внешних и внутренних стимулов посредством блокирования реакций. Эго одновременно
служит фильтром и организует стимулы и побуждения: некоторым позволяется прямое
|
|
выражение, другим - непрямое. Гартман (37) включает в функции эго оценку реальности,
контроль за процессами движения, восприятия, мышления, торможение аффектов и
отсрочку в их выражении, предупреждение об опасности, синтез и организацию
психических процессов.
Инстинктивные потребности, согласно Фенихе-лю, всегда вплетены в структуру
характера. Установки эго составляют организация, направление и фильтрация побуждений с
целью их соответствия внешнему миру. Подобным образом супер-эго играет существенную
роль в формировании характера, так как индивид строит привычные шаблоны поведения,
основываясь на представлении о “хорошем” и “плохом”. В последней связи принятие и
модификация идеалов в позднем возрасте тоже важны. Решающее влияние на
формирование характера оказывает внешний мир. Принято считать, что характер социально
детерминирован. Фенихель пишет (18, с. 406):
“Окружение усиливает специфические фрустрации, блокирует определенные способы
реакций на эти фрустрации и облегчает другие; реальность предлагает определенные
пути компромисса в конфликтах между инстинктивными потребностями и страхом
последующих фрустрации; окружение даже создает желания посредством установления и
формирования специфических идеалов. Разные общества подчеркивают разные ценности и
предлагают неодинаковые воспитательные меры, способствующие возникновению
различных аномалий. Наше современное нестабильное общество характеризуется
конфликтом между идеалом индивидуальной независимости (возникшей при капитализме и
|
|
все еще эффективной) и регрессивным желанием пассивной зависимости (порождаемой
беспомощностью в обеспечении безопасности и удовлетворении потребностей, а также
активным воспитанием, представляющим социальную необходимость подчинения
авторитетам)”.
Относительное постоянство характера обусловлено тремя аспектами: частично
наследственной составляющей эго, частично природой инстинктов, но главным образом
базируется на специфической установке эго, обусловленной давлением внешнего мира.
Фенихель классифицирует характеры на две обширные категории: сублимирующие и
реактивные. В случае сублимации инстинктивная энергия свободно разряжается ввиду
изменения цели. Гениталь-ный характер принадлежит к этой категории. Условия,
способствующие формированию черт сублимации, не вполне ясны. В общем такие черты
возникают при отсутствии фиксации и благоприятных факторах окружения,
обеспечивающих альтернативные каналы выражения.
При реактивном характере инстинктивная энергия постоянно сдерживается контр-
катексисом. В установках проявляются избегание (фобия) или оппозиция (реактивное
формирование). Распространенными особенностями эго являются утомляемость,
заторможенность, ригидность, бездеятельность. Гибкость индивида ограничена, он не
способен ни к полному удовлетворению, ни к сублимации. У одних защитная установка
развивается только в определенных ситуациях, другие находятся в этом состоянии
постоянно. О последних говорят, что они пребывают “в обороне”, защитные механизмы
перестают быть специфическими и используются по отношению ко всем. Эти люди,
например, могут быть всегда дерзкими или вежливыми, эмоционально опустошенными или
готовыми порицать других. Реакции на конфликт в сфере самоуважения проявляются в
надменном поведении с целью спрятать глубокое чувство неполноценности; амбициозное
· 205-
поведение направлено на сокрытие неадекватности и т.д. Считается, что формированию
реактивных черт способствует ранняя психосексуальная фиксация.
Райх (60), пионер в области анализа характера, описывает реактивные черты как
специфический “панцирь”. Постоянные изменения эго защищают от внешних и внутренних
опасностей. Панцирь первоначально возникает в результате конфликта между
инстинктивными потребностями и внешним миром. В дальнейшем его укрепление и
причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил.
Становление характера происходит из попытки разрешения эдипова комплекса, и
последующему закаливанию эго содействуют три процесса: 1) идентификация с основным
человеком, кто представляет фрустрирующую реальность; 2) агрессия, направленная внутрь
в качестве тормозящей силы; 3) эго формирует установку, противостоящую сексуальным
побуждениям. Таким образом, панцирь усиливает эго и облегчает давление вытесненных
либидных импульсов. В то же время он способствует изоляции индивида от внешних
влияний и делает его менее восприимчивым к обучению (прим. 2).