В ортодоксальной системе психоанализа характер определяется как “привычный
способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип
сочетания этих приспособлений друг с другом”. Характер включает в дополнение к
защитным механизмам позитивные организующие функции эго. Фенихель разделяет
характеры на две обширные категории: сублимирующие и реактивные. Первая категория
отличается свободной разрядкой инстинктивной энергии в результате изменения цели.
Сюда относится генитальный характер. Второй категории свойственно постоянное
сдерживание инстинктивной энергии посредством контр-катексиса. Вариантами реактивных
характеров являются оральный, анальный, уретральный и фаллический, при которых
преобладает психосексуальная фиксация.
Среди первых отступников Адлер тоже подчеркивает важность раннего детства в
формировании характера, но он делает акцент на универсальности чувства
неполноценности. Последнее сопровождается борьбой за могущество и “мужским
|
|
протестом”. Юнг сосредоточивается на четырех основных психических функциях:
мышлении, чувствовании, ощущении и интуиции. У мужчин, по его мнению,
сознательными являются мышление и ощущение, тогда как чувствование и интуиция
вытесняются. У женщин происходит противоположное. Четыре функции далее
классифицируются в два способа отношения к миру: экстравертированный и
интровертированный. К тому же каждый человек играет в обществе предписываемую роль
(концепция “персоны”). Характерология Ранка основывается на теории воли. Характеры
среднего человека, невротика и творческого человека соответствуют стадиям развития воли.
Неофрейдистские теоретики, наподобие Хорни и Фромма, не принимают в расчет
любую причинную связь между проявлениями либидо в детстве и последующими
личностными чертами. Вместо этого они подчеркивают суммарное взаимодействие
родителей и детей в раннем детстве. Хорни выделяет уступчивый тип - направленный “к
людям”; агрессивный тип - направленный “против людей”;
· 231-
обособленный тип - направленный “от людей”. Фромм говорит о “социальном характере”,
представляющем общее ядерное образование для членов определенного класса, на которое
накладываются специфические влияния родителей. Его типология включает пять различных
ориентаций: рецептивную, эксплуататорскую, накопительскую, рыночную и продуктивную.
Кардинер развивает концепцию “базисной личностной структуры”. Под ней
подразумевается личностная структура, разделяемая большинством членов общества
вследствие одинакового опыта раннего детства. Формирование подрастающего человека
|
|
осуществляется под воздействием установлений, обычаев общества.
Своеобразный подход к пониманию структуры характера предлагает Александер. Он
указывает на психологические корреляты физиологических процессов потребления,
накопления и выделения. Индивидуальный характер, по его мнению, отражает
относительное участие этих трех элементарных установок в отношениях с людьми. Эриксон,
со своей стороны, подчеркивает понятие “эго-идентич-ности”, которое позволяет человеку
испытывать принадлежность к группе и представлять, “куда он движется”. Развитие этого
чувства происходит в результате интеграции различных идентификаций, пережитых в
детстве. Кульминация в развитии достигается в поздней юности.