Протестантская этика освятила труд. Более того, она открыла

в нем неисчерпаемую поэзию. Мир хозяйства традиционно

считался мертвым, косным. Предполагалось, что сфера экономи-

ки с ее заботами о насущном ограничивает и стирает вдохнове-

ние души. В предшествующей культуре гений выглядел проти-

востоянием ремесленнику, а поэт — торговцу, рыцарь — ростов-

щику. В эпоху Реформации возвышенность духа укоренилась

в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преоб-

разованием жизни, считался поэтичным.

Одновременно была осуждена праздность. В ряде стран приняли

законы против бродяг. Хозяйственная профессия оценивалась

как ответ на призыв Бога. Следовательно, готовность перест-

раивать, украшать жизнь воспринималась как моральный долг.

Этим же диктовалось желание совершенствовать свое мастер-

ство, свой хозяйственный навык. Однако понимание труда как

ценности еще не выражало целиком внутренний мир человека

эпохи Реформации.

Труд был соотнесен с аскетизмом, с высокой целью земного суще-

ствования. Иначе говоря, вовсе не предполагалось, что полу-

ченная прибыль должна немедленно обслужить гедонистичес-

кие (связанные с наслаждением) потребности человека. На-

против, смысл труда усматривался в том, чтобы произвести

некое накопление, преодолев искушение всяческих удовольст-

вий. Если католицизм считал заботу о нищих святым и добрым

поступком, то протестантизм отверг этот предрассудок. Мило-

сердие понималось как готовность помочь обездоленному ос-

воить профессию и позволить ему продуктивно работать.

Одной из высших добродетелей считалась бережливость. Но речь

шла вовсе не о накоплении как таковом. Полученную прибыль

человек новой эпохи не пускал в расход. Приращение не оседа-

ло мертвым грузом. Напротив, оно требовало от агента хозяйст-

венной жизни еще большего напряжения. Важно было выйти

за пределы повседневного наличного опыта и отыскать сферу

Главах. Преображение ценностей в культуре 159

малоизвестного, область риска. Эпоха Реформации открыла за-

предельность там, где она менее всего предполагалась, — в эко-

номическом укладе, в мире хозяйства. Прибыль, следовательно,

всегда больше того, что она приносит владельцу. Приращение

Богатства — это выход за пределы насущного, нужного, по-

Требляемого, это чистый прирост бытия. Это прыжок в не-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: