ях. Несмотря на то, что многие психоаналитики конкретизи-
ровали и тем самым приземлили фрейдистские теории обще-
человеческого сексуального символизма, остается впечатляю-
щим сходство между подобными символизмами в исторически
разных культурах.
Человеческая анатомия и психология по большому счету во
всем мире одна и та же. Существуют два пола с осязаемыми
видимыми различиями — внешними гениталиями и вторич-
176 Глава XI. Универсалии культуры
ными сексуальными характеристиками. Все дети, независи-
мо от культуры, к которой они принадлежат, обладают пси-
хологическим опытом беспомощности и зависимости. Уни-
версальность человеческой жизни придают ситуации со-
перничества с целью завоевания расположения одного из
родителей, ибо детская ревность может быть сильной или
слабой, но не может быть исключена. Затруднения состоят
в том, что из-за целого ряда событий в интеллектуальной и
политической истории два поколения антропологов оказа-
лись одержимы идеями различий между народами и при
этом пренебрегли действительно реальными сходствами, на
основании которых, очевидно, строятся как «универсальные
культурные образцы», так и психологические идентичности
народов.
История никогда себя полностью не повторяет, это обусловли-
вает различия в окружающей среде и возможностях людей.
Но эти различия, по-видимому, сообщают нам о том, что суще-
ствуют определенные тенденции и закономерности как в раз-
витии этой непреодолимой силы, так и в реакции на нее чело-
века. Отсюда задачей дисциплин, объектом которых является
человек и его культура, — генетики, истории, археологии, со-
циологии, гуманитарных наук, — является сбор и соотнесе-
ние информации, которая позволяет в большей степени пони-
мать эти, пока весьма неопределенно ощущаемые тенденции
и взаимоотношения.
Социологи и некоторые психологи справедливо критиковали ант-
ропологов за пренебрежение в описании процессов взаимодей-
ствия универсалий. Джордж Хоманс изучал отношения в целом
ряде бесписьменных обществ между братом матери и сыном се-
стры, сестрой отца и сыном его брата, самими братьями и сест-
рами. Хоманс оперирует гипотезой, что имеются доступные ис-
следованию структурные законы социального поведения. Для
первых двух типов взаимоотношений выявляются образцы, ко-
торые оказываются более общими по отношению к культурным
различиям.
В то время как отношениями между братьями и сестрами не
были столь регулярными в тех же обществах. В некоторых
из них присутствовал строгий запрет на данные отношения,
в других — братьям и сестрам позволялось, как это называл
французский этнолог К. Леви-Строс (р. 1908), «целомудрен-
но делить кровать». Эти различия, по-видимому, определя-
ГлаваХ!. Универсалии культуры 177
ются не социальной структурой, но культурными ценностя-
ми, в частности, сопоставлением внешнего контроля и мо-
ральным поведением.
Так называемые «культурные константы» (постоянности) таких
феноменов, как семья, религия, война, коммуникации и им по-
добных, оказываются биопсихологическими рамками, разно-
образно наполненными культурным содержанием настолько,
что они являются чем-то существенно большим, чем категори-
ями, отражающие состояние нашей собственной западной ло-
гико-вербальной культуры. Что касается процессов диффузии
и социализации, то они представляют собой психологическое
обучение, имитацию и внушение при определенных условиях.
Обычай — это социально развернутая психологическая при-
вычка, несущая культурные ценности.