Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.
Федеральные налоги и сборы: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Региональные налоги: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.
Классификация налогов:
1) по принадлежности к уровню власти: государственные (федеральные, региональные), местные;
2) по методу взимания: прямые, косвенные;
3) по субъекту уплаты: с юр.лиц, с физ. лиц;
4) по принадлежности к звеньям бюджетной системы: регулирующие, закрепленные;
|
|
5) по объекту обложения: реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные, взимаемые с фонда оплаты труда;
6) по способу обложения: «у источника», «по декларации», по кадастру;
7) по применяемой ставке: прогрессивные, регрессивные, пропорциональные;
8) по назначению: общие, специальные;
9) по источнику обложения: уплачиваемые из прибыли, уплачиваемые за счет издержек, относимые на уменьшение финансового результата, уплачиваемые с общей суммы выручки.
Эквивалентными являются налоги, которые мобилизуют одну и ту же сумму в доход государства и при этом обуславливают одинаковые экономические последствия для всех секторов хозяйства и групп населения.
Примерами эквивалентных налогов могут служить налоги на совершенно конкурентном рынке: не имеет значения на кого вводится налог на продавца или покупателя; НДФЛ, НДС, налог на расходы домашних хозяйств, т.к. имеют одну и ту же широкую базу – совокупность доходов населения.
Выявление эквивалентности имеет практическое значение:
· поскольку тот или иной эквивалентный налог может иметь преимущество перед другим с точки зрения организационной простоты или экономической нейтральности, что может быть использовано государством для формирования рациональной налоговой системы в зависимости от экономических целей развития страны.
Однако эквивалентность рассматриваемых налогов обеспечивается лишь при определенных условиях:
· взаимное соответствие ставок. Так, например, прогрессивный НДФЛ и НДС не могут быть эквивалентными в силу наличия вычетов по первому налогу. Но их можно рассматривать как эквивалентные при пропорциональной ставке;
|
|
· синхронность формирования и, распределения и использования доходов.
Итак, анализ сферы действия налога:
· дает ответ на вопрос на кого именно ложится налоговое бремя, т.е. вопрос фокусируется на распределительном аспекте налогообложения;
· иллюстрирует, что реальный размер налогового бремени не тождественен суммам, собираемым государством, т.к. налог «сталкивает» экономику с контрактной линии;
· демонстрирует механизм, который реализует перемещение налогового бремени, формирует отклонение посленалогового уровня аллокационной эффективности от доналогового;
· доказывает, что перемещение налогового бремени связано с искажающим действием налогообложения.
Функции налогов:
1) Фискальная (сбор в пользу гос-ва) – налоги являются преимущественной составляющей доходов гос. бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства
2) Распределительная (на 3 уровня) – состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
3) Стимулирующая – направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. Направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
4) Контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Единица обложения представляет собой определенную законом количественную меру измерения объекта обложения.
Прогрессивная налоговая ставка – ставка, возрастающая по мере роста облагаемого дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
Регрессивная – налоговая ставка, понижающаяся по мере увеличения дохода. При увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.
Пропорциональная – ставка, действующая в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины. Не зависит от величины облагаемого дохода.