Вследствие мощного всемирного процесса объединения и усиления экономических связей происходит рост рынков экспорта и импорта, многие компании становятся многонациональными. Деловой успех стал в большей степени определяться знанием и соблюдением этикета бизнесменами (и не только ими) тех стран, с которыми они сотрудничают. Местный этикет при ведении дел за границей - большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам. Не менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона стран, откуда к вам приезжают деловые партнеры. Чем больше вы почерпнете информации о стране-партнере и, соответственно, правилах международного делового этикета, тем больше у вас будет шансов на успех.
Существуют правила, которые применимы вне зависимости от страны и национальности. Среди них:
Уважайте национальные традиции в еде, праздники, религию и руководство страны, в которой вы находитесь.
Не сравнивайте со своей страной и ничего не критикуйте.
Будьте всегда пунктуальны, учитывайте движение на дорогах и скопление людей на улицах.
Не хвастайтесь большими деньгами, а лучше ознакомьтесь с денежной системой страны, в которой находитесь. a
Очень важны титулы, ими следует пользоваться.
Корреспонденция должна иметь очень официальный характер.
Приезжая не в первый раз в страну, позаботьтесь, чтобы на обороте вашей визитной карточки была информация на языке этой страны.
Обязательно вставайте, когда звучит национальный гимн страны. Наблюдайте и повторяйте действия ваших хозяев.
Не надевайте специфические национальные костюмы вроде тоги или сари. Ведь может оказаться, что это имеет религиозный характер.
На приемы до 20:00, мужчинам можно надевать любые костюмы неярких цветов. А на приемы, начинающиеся после 20:00 следует надевать костюмы черного цвета.
Нельзя требовать, чтобы все было, как у вас дома: еда, обслуживание и т.п.
Имена следует запоминать. Если имя трудное, не вредно будет потренироваться в его произношении. Имейте в виду, что имена могут указывать на социальный статус и семейное положение. По именам звать людей не следует, если они сами об этом не попросят.
Находясь в чужой стране, не следует тратить сверх необходимого (воду, тепло и свет). В отдельных странах к телефонам подключены счетчики. Поэтому сначала предложите хозяину оплатить свой звонок, а затем звоните.
Вежливость везде в почете, особенно в Азии.
Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.
При налаживании деловых контактов с зарубежными партнерами и поездках за границу следует ознакомиться с обычаями и этикетом этих стран и некоторыми правилами поведения бизнесменов международного уровня. Главная черта, которая присуща всем европейским бизнесменам - это пунктуальность. Немцы, англичане, бельгийцы, бизнесмены других европейских стран не любят, если приглашенные опаздывают на деловую встречу. Приходить на встречу принято за 10-20 минут до назначенного времени.