Билет 30. 1. Базовые концепции развития современного образования

1. Базовые концепции развития современного образования

В современном мире наблюдается значительное многообразие теорий и подходов к развитию образования. Сегодня педагогическая теория и практика представлены тремя базовыми концепциями образования: традиционалистской идеологией в обучении, рационалистической моделью школы, феноменологической моделью (А.Н. Джуринский, А.В. Ду-хавнева, Л.Д. Столяренко).

В традиционалистской концепции воспитание и образование рассматриваются как формирование заданных обществом черт личности, что соответствует технократическим целям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступают три постулата.

1. Школьное образование в качестве основной своей цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. Лишь прочно усвоив такие основополагающие "инструменты учения", как чтение, письмо, математическая грамотность, учащиеся смогут потом успешно изучать различные академические дисциплины.

2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний.

3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы - приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры.

В традиционалистской концепции предлагается решение некоторых проблем образования. В определении целей образования фундаментальная роль школы заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации - многообразия важных знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. В формировании содержания школьных программ обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин. В организации процесса обучения традиционалисты выступают за стабильные, проверенные временем методы обучения и контроля знаний. В соответствии с данной концепцией важную роль в обучении играют четкие стандарты и критерии успеваемости. Академическую успеваемость учащихся обеспечивают такие инструменты интеллектуального труда, как тщательная проработка учебных материалов, опора на память, повторение пройденного.

Традиционалистская концепция опирается на теоретические положения, разработанные Э. Шартье, Ж. Мажо, Л. Ка-ро, Ж. Капель, Г. Кэвевелти и др.

Рационалистическая концепция основывается на выявлении наиболее эффективных способов усвоения учащимися различных видов знаний, а также решении задач практической адаптации молодежи к существующим социальным условиям через определенные школьно-образовательные механизмы. В рамках данной концепции школа функционирует по принципу индустриальной структуры. Знания рассматриваются как упорядоченная совокупность объективных данных. Они выступают для учащихся как внешняя субстанция и предлагаются им извне как производная от фигуры преподавателя, "образовательного менеджера".

Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая знания, умения и навыки, приобретают "поведенческий репертуар", необходимый им для адекватного жизнеустройства в обществе. Суть технологии обучения сводится к разработке техники подкрепления, поощрения и наказания, направленной на освоение учащимися определенной образовательной программы.

В основе рационалистической концепции лежат теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера и др.

В трактовке феноменологической концепции смысл образования состоит в личностном самовыражении. Учение для феноменологистов персонально значимо. Образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать природе человеческой личности. Учение должно управляться не извне, а изнутри. Огромное внимание феноменологисты уделяют среде обучения, которая выступает своеобразным катализатором успешного усвоения знаний. В данной концепции ценностно-значимыми становятся взаимозависимость, сотрудничество, равенство, доверительность. Задача школы - дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, развитии способностей и своеобразия личности.

К недостаткам феноменологической концепции образования можно отнести ослабление целенаправленного воздействия, возможность формирования людей с приглушенным чувством ответственности и ослабление социальных связей.

Многие педагоги современности, понимая несовершенство этих моделей, основывают образование на религиозной и философской морали, например в традициях вальдорфской педагогики Р. Штайнера. В России среди возможных концепций развития школы выделяются концепция национальной школы Е.П. Белозерцева, концепция диалога культур В.С. Библера, концепция личностно ориентированного образования, концепция непрерывного образования и ряд других.

2. Педагогические ценности и их классификация. Ценностный подход в педагогической деятельности

Аксиология – греч. axia – ценность, logos –учение, слово. Аксиология – это философское исследование природы ценностей. Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами в педагогике выполняет аксиологический (ценностный) подход. Он как мост меду теорией и практикой.

Ценностный или аксиологический подход присущ гуманистической педагогике, в которой человек рассматривается как высшая ценность общества и как самоцель общественного развития.

Аксиологические (ценностные) принципы в сфере образования:

1) Равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей.

2) Равнозначность традиций, творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого, открытий в настоящем и будущем.

3) Равенство людей, диалог вместо безразличия и отрицания друг друга.

В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. При этом важна идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические ценности – это те особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами социальной и профессиональной активности на достижения гуманистических идей.

Ценностные ориентации – одна из главных характеристик личности, а их развитие – одна из основных задач гуманистической педагогики.

Педагогические ценности (ПЦ) – представляют нормы, регламентирующие педагогическую деятельностью, выступающие как познавательная система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности, ПЦ трансформируются. Например, объяснительно-иллюстративные теории обучения сменяются проблемно-развивающими.

Восприятие и привлечение ценностей в педагогический процесс определяются личностью педагога, направленностью его профессиональной деятельности.

Классификация ПЦ:

I. ПЦ различают по уровню существования:

1) Социально – педагогические – отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это – идеи, представления, традиции, нормы, правила, регламентирующие деятельность общества в сфере образования.

2) Групповые педагогические – идеи, теории, нормы, реализующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Их совокупность имеет целостный характер, обладает стабильностью и постоянством.

3) Личностно – педагогические – отражают цели, мотивы, идеалы, установки, и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие в своей совокупности систему его педагогических ориентаций.

Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций содержит эмоционально – волевые компоненты, играющие роль его внутреннего ориентира. В нем суммированы:

а) социально – педагогические

б) профессионально – групповые

в) индивидуально – личностные системы ПЦ.

II. По предметному содержанию:

1) Ценности – цели – самодостаточные ценности, включающие творческий характер труда педагога, его социальную значимость, возможность самоутверждаться. Служат основанием развития личности преподавателя и учащихся. Отражают государственную политику в области образования и уровень развития педагогической науки.

2) Ценности – средства – формируются в результате овладения теоретической методологией, педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности – средства делятся:

а) Ценности – отношения – обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействие с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задаёт способ взаимоотношений педагога и студента, отличающихся гуманистической направленностью.

б) Ценности – качества – имеют более высокий ранг. В них проявляются личностно – профессиональные характеристики педагога. К их числу относят личностные, статусно–ролевые, профессионально–деятельностные качества.

в) Ценности – знания – определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей, принципов построения и функционирования образовательных процессов.

Все эти группы образуют единую аксиологическую модель: ценности – цели определяют ценности – средства, ценности – отношения зависят от ценностей – качеств и ценностей – знаний, т. е. они функционируют как единое целое.

3. Профессиональная педагогика как область педагогики

В рамках педагогики в последние годы выделилась новая область «Профессиональная педагогика». Интерес к ней обусловлен рядом причин:

· развиваются новые типы учебных заведений: гимназии, колледжи, лицеи, высшие профессиональные учебные заведения;

· развиваются авторские частные школы, работающие по собственным концепциям;

· создаются инженерно-педагогические вузы или профессионально-педагогические факультеты в технических вузах, индустриально педагогические колледжи и лицеи;

· профессиональные учебные заведения всё чаще предоставляют населению дополнительные образовательные услуги, организуют собственное производство по выпуску товарной продукции, развивают профессиональные технологии обучения.

Профессиональная педагогика (ПП) как область педагогики определяется:

1) ПП изучает закономерности воспитания, обучения и развития учащихся, разрабатывает принципы обучения и воспитания, педагогические технологии, обосновывает типы профессиональных учебных заведений, систему их управления.

2) Обобщает знания о педагогических теориях, способах проектирования инновационных технологий, путях дальнейшего развития системы профессионального образования (ПО).

3) Это область общей педагогики о подготовке человека к профессиональной деятельности, о профессиональном воспитании нового поколения специалистов.

4) ПП это часть общей педагогики, формирующаяся вместе с совершенствованием системы профессионального образования.

5) ПП отражает новые современные концепции ПО.

6) ПП позволяет педагогам обеспечить взаимодействие законов педагогики и законов производства, на этой основе строить учебный процесс, обеспечивать интеграцию этих законов.

ПП имеет свой понятийный аппарат, свои категории, особенности, обусловленные своеобразием тех явлений, которые она изучает и которые составляют ее фундамент.

Педагогика ПО или профессиональная педагогика – область теоретического и практикоориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

Необходимо преодолеть уже несколько устаревший взгляд на профессиональную педагогику как на систему знаний, относящуюся только к процессу формирования профессионала как специалиста того или иного профиля.

Методологические знания указывают на то, как, каким образом следует действовать для достижения желаемых, нормативно заданных результатов в теории и практике образования. Это связано с методологическими установками целесообразной организации учебного процесса (они «говорят» как должно учить).

С другой стороны, необходимо всестороннее, системное, междисциплинарное изучение явлений и объектов педагогической действительности.

В условиях перехода к современным рыночным условиям возникла необходимость преобразований в подготовке кадров на новых началах: профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.

Профессионализм – это мастерство по приобретённом профессии, позволяющее выпускнику вуза быть конкурентоспособным на рынке труда.

Профессионализм обеспечивает высокую мобильность специалистов, их способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения, обеспечивать самостоятельность поведения.

Для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.

Компетентность педагога – это профессиональные знания и умения по своему предмету.

Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Компетентность специалиста характеризует его профессионализм.

Профессионализм и компетентность – это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи педагога, как и любого специалиста.

Компетентность педагога включает несколько составляющих:

1) специально-педагогическую;

2) методическую;

3) социально-психологическую;

4) дифференциально-психологическую;

5) аутопсихологическую.

Содержание требований к подготовке специалиста, в том числе и педагога, представлено в его квалификационной характеристике.

Нормативная моделькомпетентности специалиста (педагога) представлена в его квалификационной характеристике. Квалификационная характеристика – это свод обобщённых требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: