Вопрос 25. Речевой аппарат. Зависимость звучания речи от характера и темперамента человека

ОРГАНЫ РЕЧИ делятся на две группы:

ü органы дыхания (легкие с бронхами и трахеи);

ü органы звукообразования — активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствие для выдыхаемого воздуха, и пассивные(неподвижные), лишенные этой способности.

Часто используют термин «речевой аппарат» — система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. Термин «речевой аппарат», в отличие от термина «органы речи», обозначает функциональное единство отдельных органов и подсистем (дыхательной, голосообразующей. резонаторной). Термином же «органы речи» пользуются в тех случаях, когда необходимо обозначить участие какого-либо органа или совокупности органов в речеобразовании.

По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искренности. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие — все эти психические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержанию, находят, верное отражение в звуковом потоке. В разговорной речи это отражение является непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием. Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор — всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, — должен путем систематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонетических стилей, дол жен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и волевую реакцию. Конечно, у оптимиста и обрадованного человека голос будет радостный, счастливый, звонкий, а у пессимиста — недовольный, мрачный, раздраженный, глухой; разгневанный человек чаще всего говорит повышенным голосом, а больной — слабым, болезненным, прерывающимся. Значит, в понятие «характер речевого звучания» входят тональность речи, темп, длительность и частота пауз, дикция.

О зависимости голоса от характера и состояния человека свидетельствуют многие определения к слову голос, например: решительный, смелый, робкий, вялый, безразличный, болезненный, заискивающий, увлеченный, бодрый, жизнерадостный, серьезный, смешливый, заинтересованный, инертный, нерешительный, уступчивый, грубый, нахальный, хамский, вежливый, интеллигентный, доброжелательный, повелительный, смиренный, властный, храбрый, спокойный, взволнованный, тревожный, начальнический, правдивый, лживый, предательский, искренний, раздраженный, веселый, удрученный, брюзжащий, скучный, легкомысленный, энергичный.

Вот сколько различных оттенков может иметь голос, передавая состояние говорящего, его характер, отношение к собеседнику, предмету речи, степень образованности и воспитанности.

Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность,

создает настроение.

Вопрос 26. Характеристики голоса и процесс его воспитания.

ГОЛОС — звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче

ГИГИЕНА ГОЛОСА — совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата.

АКУСТИКА ГОЛОСА — совокупность акустических и психоакустических характеристик звучания голоса.

АТАКА — начало звука, переход голосового аппарата человека от дыхательного состояния к речевому или певческому. Различают три вида атаки: твердую/жесткую, мягкую и придыхательную. Использование того или иного вида атаки диктуется речевыми задачами.

ВЫСОТА ГОЛОСА — слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками.

ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА – субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата.

ДИАПАЗОН – совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Чаще всего говорят о высотном или тоновом диапазоне.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ГОЛОСА — энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через единицу площади.

РАЗГОВОРНАЯ ДОМИНИРУЮЩАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ — участок диапазона голоса, наиболее часто используемый для интонирования потока речи.

РЕГИСТР — участок диапазона голоса, внутри которого звуки сходны по тембру вследствие единого физиологического механизма их образования. В мужских голосах выделяют два природных, натуральных регистра — грудной и головной (фальцет); в женских — три: грудной, средний (медиум) и головной.

ТЕМБР — психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра, степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса может быть спонтанным и креативным (специально сформированным).

ТЕССИТУРА — высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. Соответствие тесситуры характеру голоса является одним из условий естественности, свободы, красоты звучания.

ТИП ГОЛОСА — разновидность человеческого голоса (певческого или речевого), выделяемая на основе высотно - тембральных признаков. С точки зрения относительной высоты звучания типологическая классификация голосов имеет следующий вид:

Голос Мужской Женский Детский
Высокий Средний Низкий Тенор Баритон Бас Сопрано Меццо-сопрано Контр-альто Сопрано или дискант-альт

ПРОСОДИЯ — общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость, тембр и пр.

ИНТОНАЦИЯ — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, а также длительности звуковых элементов речи, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату. а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука)ограничено возможностями голоса говорящего.

ТЕМП РЕЧИ - степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока.

РИТМ— 1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов),происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная его смысловым заданием. Ритм представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Его часто отождествляют с ритмичностью — более узким понятием по отношению к ритму, т. е. периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений.

ПАУЗА - временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. Пауза нужна слушателю, чтобы осознать новую информацию; говорящему она для того, чтобы набрать воздуха, собраться с мыслями, чтобы успеть заметить реакцию на то, что произнесено и как произнесено. Пауза — это не просто разрыв в потоке речи, не просто молчание. Это — продолжение разговора другими (невербальными) средствами. Пауза в устной речи, когда между говорящими есть возможность непосредственного контакта, всегда чем-то наполнена: мимикой, взглядом, жестом, нарочитой неподвижностью или, напротив, перемещениями говорящего.

АРТИКУЛЯЦИЯ — 1) работа произносительных органов при образовании звуков речи; 2) положение этих органов, необходимое для образования данного звука. Под артикуляцией в узком смысле понимают работу таких органов, как язык, губы, небная занавеска, нижняя челюсть. В широком смысле включает так же двигательную активность мышц глотки, гортани, дыхательной системы.

ДИКЦИЯ - 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Хорошая дикция обусловлена активной и точной артикуляцией звуков речи, слогов и слов.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ГОЛОСА — совокупность необходимых для успешной коммуникации свойств голоса. АДАПТИВНОСТЬ — качество профессионального голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустическим условиям: величине и форме помещения, в котором приходится говорить, его гулкости или заглушенности (большой или малой реверберации), количеству и пространственному расположению слушателей — с помощью соответствующих вариаций тембра и других параметров голоса, что обеспечивает хорошую слышимость, фонетическую разборчивость и комфортное восприятие речи.

БЛАГОЗВУЧНОСТЬ ГОЛОСА — качество профессионального голоса: чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т. п.).

ВЫНОСЛИВОСТЬ — качество профессионального голоса, характеризующее его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппарата и позволяющее выдерживать длительную речевую нагрузку без вредных физиологических последствий с сохранением тембральных, динамических и высотных параметров.

ГИБКОСТЬ (ПОДВИЖНОСТЬ) качество профессионального голоса, его способность по воле говорящего быстро и непринужденно переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой, от мягкой атаки к твердой или придыхательной, а также переключать и смешивать регистры.

ПОЛЕТНОСТЬ — способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

СУГГЕСТИВНОСТЬ — способность голоса воздействовать на эмоции и поведение слушателей независимо от смысла произносимых слов

УСТОЙЧИВОСТЬ ГОЛОСА — потенциальная стабильность его высоты, громкости и тембра, независимо от длительности произносимых (или продеваемых) звуков.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря постановке голоса голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил. При формировании профессионального голоса важно также добиваться благозвучности, способности к внушающему воздействию (суггестивности), выносливости и ряда других качеств. В методике постановки голоса существует множество подходов. Часто используется метод имитации, когда обучаемый пытается подражать своему учителю или другому авторитетному лицу. Существует также метод имитационно-игровой. Обучаемый с помощью голоса, мимики, и пантомимики изображают, например, игру в мяч, езду на мотоцикле, работу пульверизатора, насоса и т. п., произносят тексты, преображаясь по возможности в маляра, продавца на базаре или представителя других профессий. Принципиально другой подход прослеживается в методах аналитического характера. Они основаны на осознании того, что то или иное качество звучания есть результат определенной артикуляции (в широком смысле этого слова). Особое место занимают методы рефлекторного воздействия на голос. Один из них получил название «эффект Томатиса», который заключается в том, что исходный голос обучаемого начинает непроизвольно, автоматически приближаться к тому голосу, который обучаемый слышит в наушниках. Постановка голоса — работа сложная, комплексная, она требует учета множества факторов: возраста, пола, физических и психологических особенностей личности обучаемого. Очень важно четко представлять цель, ради которой эта работа проводится: одно дело поставить голос для пения на сцене, другое — для командования воинским подразделением.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: