После распада СССР и победы атлантизма мондиалистские проекты должны были либо отмереть, либо изменить свою логику. Новой версией мондиализма в постсоветскую эпоху стала доктрина Ф. Фукуямы.
Френсис Фукуяма – современный американский политолог, связывающий с распадом СССР и блока социалистических стран “конец нерациональной истории” и начало нового порядка существования человечества – планетарного, интегрирующим инструментом которого является рынок и демократия.
Его концепция была опубликована в начале 90-х в программной статье – “Конец истории”. Ее можно рассматривать как идейную базу нового течения “ неомондиализма”. Принципиально новых идей в “конце истории” нельзя найти при всем желании. Это повтор идей Т. Гоббса, а также О. Конта (высказанных последним в “Курсе позитивной философии”), Г. Спенсера и других мыслителей-позитивистов. Фукуяма “проводит” читателей от “ эпохи закона Силы ”, “ мракобесия ”, “ нерационального менеджирования социальной реальности ” к разумному строю – капиталистическому, западной цивилизации конца XX в. с ее рыночной экономикой и либерально-демократическими ценностями.
|
|
Фукуяма во многом повторил идеи немецкого социолога и историка М. Вебера о том, что история развивалась только за счет нерациональных факторов, что рациональность становится превалирующим фактором только на этапе капиталистического развития. Последний оплот “иррационализма” пал, по мнению Фукуямы, с развалом СССР. С этим фактором представитель современного неомондиализма связывает “конец истории” и начало нового существования человечества – планетарного, где будут существовать Рынок и Демократия. Они интегрируют мир в гармоническую (почти по О. Конту) единую машину. Все части света, т. е. все регионы Земного шара, начнут переструктурироваться, как электроны в атоме, станут менять свои орбиты, ориентируясь на самые мощные (экономически) ядра-центры.
Такой новый порядок, хотя и основанный на универсализации чисто атлантической системы, выходит за рамки атлантизма, и все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров.
Некоторые европейские ученые высказали идеи, похожие на доктрину Фукуямы. Например, в книге “ Линии горизонта ” личный советник президента Ф. Миттерана Ж. Аттали утверждает, что сейчас в мире наступила “эра денег”. Они – универсальный эталон любой ценности. Эра денег – свидетельство наступления мессианской эры иудейско-каббалистического толка. На всей Земле, по Аттали, господствуют рыночные отношения, основанные не только на деньгах, но и на информационных технологиях, доминирует либерально- демократическая идеология, геополитического дуализма нет; есть единый однородный мир, который базируется, формируется на принципах “ геоэкономики ”. Последняя во главу угла ставит не географические, этнические, духовные и другие факторы, а прежде всего экономические.
|
|
Геополитические идеи Аттали более детально представил профессор Института международных политических исследований (Милан) К. Санторо. Концепции многополярности мира Фукуямы предполагают существование Мирового Правительства. Его ядром могут стать международные институты типа ООН и ее комитетов. По мысли Санторо, эти межгосударственные структуры – наследие устаревшей логики двуполярной геополитики и “холодной войны”. Положение в мире чревато цивилизационными катастрофами. В результате этих катастроф будет ослаблена роль международных структур, возрастут национальное самосознание и национализм в странах Восточной Европы, России, Третьего мира, интенсивно пойдет распад существующих государств (включая и Россию), мир вступит в период войн малой и средней интенсивности. Они приведут к возникновению новых геополитических пространств, для их управления необходимо формировать Мировое Правительство, под эгидой которого будет создано планетарное государство.
Рассмотренная концепция занимает промежуточные позиции между доктриной Фукуямы и идеями С. Хантингтона.