Интеграция процесса управления – объединяет основные функции менеджмента

Переход на модульную структуру управления – связана с появлением множества видов менеджмента (маркетинговый, стратегический, инновационный и др.).

Информатизация управления, связанная с внедрением ЭВМ, компьютерной техники, Интернета.

6)интеллектуализация управления – проявляется в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, использовании новых методов планирования, новых информационных технологий.

Гуманизация социально-экономических отношений.

Смысловые значения понятия «организация» (система, функция, предприятие).

Организация имеет три смысла: 1) система, то есть совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов; 2) функция управления, с помощью которой формируется структуры объекта, а также объект обеспечивается всем необходимым для его нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. 3) предприятие как систематизированное, структурированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются входящие в нее люди, задачи, для решения которых она создана и существует, и управление, формирующее и приводящее в движение потенциал организации. В основе функционирования организации лежит синергетический эффект.

Четыре группы теорий управления персоналом (классические; человеческих отношений; человеческих ресурсов; антропоцентрические).

Выделяют четыре группы теорий управления персоналом: классические, человеческих отношений (человеческого поведения), человеческих ресурсов и антропоцентрические (название этой группы теорий сформулировал В. Орлов). Первые теории стали применяться в период с 1880 по 1930 гг., вторые – с начала 1930-х годов, третьи являются современными; за четвертыми, возможно, – будущее. По мере развития менеджмента теории становятся все более гуманистичными.

Классические теории (представители - Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г.Френк). Постулаты: труд для большинства не приносит удовлетворения. То, что они делают для них менее важно, чем то, что они зарабатывают. Мало людей, которые хотят или могут делать творческую работу. Задачи руководства: строгий контроль и наблюдение за подчиненными, упрощение процедур труда. Ожидаемые результаты: индивиды могут перенести свой труд, если будет соответствующая зарплата и руководитель будет справедлив, трудовые задачи будут упрощены, нормы фиксированы и налажен строгий контроль.

Теории человеческих отношений (представитель – американский психолог и социолог Джордж Элтон Мэйо (1880-1949). Постулаты: индивиды стремятся быть полезными и значимыми, это для них важнее денег. Задачи руководства: совершенствуя труд в самой системе управления, всесторонне знать своих подчиненных с тем, чтобы дать почувствовать человеку его полезность и нужность, наладить информацию и обратную связь, предоставить самостоятельность и возможность осуществлять самоконтроль в выполнении рутинных операций. Ожидаемые результаты: удовлетворение потребности в собственной значимости, уменьшение противодействия властям, обеспечение надежности выполнения передоверенных функций.

Теории человеческих ресурсов (наиболее известные представители – А. Маслоу и Д. Макгрегор). Постулаты: для большинства людей труд приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к творчеству, ответственности, личному самоконтролю на более высоком месте иерархии, чем то, которое они теперь занимают. Задачи руководства: лучшее использование человеческих ресурсов, создание максимально благоприятной обстановки для проявления своих способностей, постоянное расширение зоны самостоятельности и самоконтроля с помощью разработки рабочих заданий в соответствии с теориями мотивации, когда работники (основной объект внимания) получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои высшие потребности. Ожидаемые результаты: факт расширения влияния, самостоятельности и самоконтроля повлечет за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные человеческие ресурсы.

Антропоцентрические теории (от греч. anthtropos – человек и лат. centrum – центр). Постулаты: человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий, что революционно меняет точку отсчета, систему взглядов на каждого работника фирмы. Способности человека безграничны. Это единственный на земле возобновляемый ресурс и, естественно, что перспективы развития цивилизации будут определяться степенью раскрытия человеческого потенциала. Бесталанных людей в природе нет, есть люди, которые в силу ряда причин объективного и субъективного характера не сумели обнаружить, раскрыть и развить свой потенциал. Задачи руководства: относится к персоналу как к неуправляемой переменной, которую нужно изучать, а затем к ней приспосабливаться. Это предполагает проведение такой кадровой политики, когда целью всей деятельности становится наилучшее удовлетворение растущих запросов каждого члена организации. Одним из инструментов такой политики является самоменеджмент. Ожидаемые результаты: невиданное развитие производительных сил; человечество выйдет за рамки четырехмерности континуума пространства и времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: