Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.
Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.
В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.
В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений.
|
|
Реалистическая традиция имеет давнюю историю в культуре. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникают в 20-е годы XIX века, его значение усиливается к середине столетия, когда это направление становится господствующим в европейской культуре. Реализм XIX века принято называть критическим реализмом.
Критический реализм базируется на следующих принципах:
- объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала («Природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты; они могут оставаться непонятными для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит», - писал Стендаль, а Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!»);
- воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации (по Бальзаку, художник не простой летописец своей эпохи, а исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт);
- жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);
- преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии);
- критика материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации.