Норма по юридическому значению представляет собой правило поведения, соблюдение которого гарантируется юридическими средствами, включая применение к нарушителю мер государственного принуждения (уголовного, административного, дисциплинарного, материального и т.д.)
Предметом регулирования норм АП выступают следующие группы правоотношений:
*Отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления своих задач, функций, полномочий вовне
*Внутриорганизационные отношения
*Отношения, связанные с организацией административного судопроизводства
Особенности административно-правовых норм:
*Имеют самостоятельные юридические средства защиты, как правило, применяемые во внесудебном административном порядке
*Вторичны по отношению к нормам, содержащимся в законодательных актах
*Действуют в основном в сфере государственного управления
*Могут выполнять охранительную и защитную функции
*Могут урегулировать различные правоотношения, относимые к предметам разных отраслей права
|
|
В структуре административно-правовой нормы, как правило, выделяется диспозиция (на первом месте, на втором – гипотеза, третьем – санкция; редко состоит из всех 3 частей)
Виды административно-правовых норм:
1) По назначению: материальные (определяются, как правило, статику, статус чего-либо, отвечают на вопрос «Что?») и процессуальные (определяют динамику, отвечают на вопрос «Как?»)
2) По методу воздействия на субъектов: обязывающие, предписывающие, управомачивающие, запрещающие и т.д.
3) По адресатам: определяющие деятельность госорганов, предприятий, организаций; поведение граждан; деятельность общественных образований; деятельность госслужащих
4) По действию: срочные и бессрочные; а также действуют в пространстве, во времени и по кругу лиц
Реализация осуществляется в отличии от действия в 4 формах:
соблюдение, применение, исполнение, использование.