Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим.
Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, тре-
2-4455
18 Чпгть 1. Педагогика
бующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.
Аксиологический подход — основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
|
|
Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:
• равноправие философских взглядов в рамках единой гумани
стической системы ценностей при сохранении разнообразия их
культурных и этнических особенностей;
• равнозначность традиций и творчества, признание необходи
мости изучения и использования учений прошлого и возможности
духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего
диалога между традиционным и новаторским;
• экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма
тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диа
лог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики — это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматри-ваясь как основное средство гуманистической сущности человека.
Конкретно-научный уровень
Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.
1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реа
лизации педагогического процесса на личность как цель, субъект,
результат и главный критерий его эффективности. Предполагает
опору в образовании на естественный процесс саморазвития твор
ческого потенциала и способностей человека, создание для этого
соответствующих условий.
|
|
2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как
основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во
Глава 1 Общие основы педагогики
время обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.
3. Полисубъектный (диалогический) подход — ориентация нато, что
сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем
его деятельность. Активность личности, ее потребности в самораз
витии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми.
Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти
потребности удовлетворяются.
Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики.
4. Кулътурологическийподходрассматртваеткультуру как универ
сальную характеристику деятельности, социальную среду и направ
ленность ее ценностных типологических особенностей.
5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернаци
онального, национального и индивидуального.
б.Антропологическийподход —системное использованиеданных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.