Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Именно приобретение знаний и формирование личности человека в конечном итоге и являются целью образовательного процесса.
В современной отечественной образовательной науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материально-
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 55
го образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, демократии и гуманизма — с другой, в конечном счете восходят к различному пониманию функций человека в современном обществе. В основе этих различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или средством, общество для него или он для общества? Ответ на этот вопрос зависит от того, какая концепция определяет содержание образования.
Долгое время содержание образования рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Предполагалось, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел — не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо передать подрастающему поколению минимальные знания (по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам) и обучить его определенным навыкам — и этого достаточно.
В современных условиях развития для российской общеобразовательной школы этого явно мало. Решение задач, связанных с функционированием отдельньж сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них творческого отношения к деятельности и навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия, несправедливости и недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п.
В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осуществления способов деятельности данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.
Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содержание образования, является социальная среда, которая несет в
56 Часть 1. Педагогика
себе знания и опыт, накопленный в процессе культурно-исторического развития общества. Однако содержание социокультурного опыта не определяет содержание образования на какой-либо конкретной ступени системы образования, например в школе. Существуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет содержание образования. Для определения этих факторов необходимо найти в социальном опыте более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и необходимости для решения задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и обеспечения в последующем его активного участия в жизни общества. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуального и личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.
В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Общество выдвигает определенные требования к образованию, которое постоянно изменяется под влиянием требова-
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 57
ний производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Члены общества имеют право на самостоятельный выбор образования. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании — обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.
Принципы построения содержания образования
Основанием для отбора содержания служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Далее рассматриваются принципы, лежащие в основе построения школьного образования. Пример школьного образования является наиболее показательным, так как в его процессе довольно полно раскрывается содержание образования, а следующие за школой ступени системы образования построены аналогичным образом.
Формулируя принципы, которые лежат в основе построения содержания образования, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Однако, осознавая тот факт, что перечисленные ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему.
В содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественно-научную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы.
58 Часть I. Педагогика
В содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности.
В содержании образования должна быть оптимально доступная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий.
В основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания.
Сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей.
В содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом.
Необходимо реализовывать межпредметные связи.
Несколько иначе формулирует принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачев. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические и специальные принципы формирования содержания школьного образования.
Общеметодологические принципы
Общеобразовательный характер учебного материала.
Гражданская и гуманистическая направленность содержания.
Связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе.
Основообразующий и системообразующий характер учебного материала.
Интегративность изучаемых курсов.
Развивающий характер учебного материала.
Гуманитарно-этическая направленность содержания образования.
Взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов.
Эстетические аспекты содержания образования.
Специальные принципы
1. Принципы формирования содержания образования из области науки.
Соотнесение учебного материала с уровнем развития современной науки.
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 59
Политехнизм.
Единство и противоположность логики науки и учебного предмета.
2. Принципы формирования содержания образования из облас
ти искусства.
Единство идейного содержания и художественной формы. Гармоничное культурное развитие личности. Идейная общность и взаимосвязь искусства. Учет возрастных особенностей.
3. Принципы формирования содержания образования из облас
ти труда и физического развития.
Общественно-экономическая целесообразность и необходимость детского труда, его включенность в производственную деятельность.
Связь труда с наукой.
Соответствие детского труда требованиям современных профессий.
Все представленные принципы можно свести к трем основным принципам.
1.Принципу соответствия содержания образования уровню со
временной науки, производства и основным требованиям развива
ющегося общества.
2. Принципу учета содержательной и процессуальной сторон
обучения при формировании и конструировании учебного матери
ала (этот принцип предполагает, что все виды человеческой дея
тельности должны быть представлены в их взаимосвязи во всех
предметах учебного плана).
3. Принципу структурного единства содержания образования
на разных уровнях его формирования с учетом личностного разви
тия ученика (предполагает пропорциональную уравновешенность
компонентов содержания образования).
Критерии отбора содержания образования
Перечисленные принципы являются основными ориентирами в вопросе формирования и конструирования содержания образования. В соответствии с этим в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора содержания (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
1. Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятель-
60 Часть!. Педагогика
но мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе, и методов наук, доступных учащимся и важных с общеобразовательной точки зрения.
2. Критерий высокой научной и практической значимости со
держания образовательного материала, включаемо.го в каждый от
дельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин,
изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные
в общеобразовательном отношении понятия (определения, науч
ные факты, теории, концепции и т.д.).
3. Критерий соответствия сложности содержания образова
тельного материала реальным учебным возможностям школьников
данного возраста.
4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся
времени на изучение данного предмета.
5. Критерий учета международного опыта построения содер
жания общего среднего образования.
6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-ме
тодической и материальной базе современной школы.
Стандартизация содержания образования
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития образования применительно к международной образовательной практике.
Понятие стандарта происходит от английского слова «standart», означающего «норма, образец, мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (B.C. Леднев).
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 61
Наряду с Законом РФ «Об образовании» (1992) стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой — гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необходимый для этого уровень образовательных услуг.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.
(32 Часть I. Педагогика
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.
Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и исходным документом для финансирования школы.
Базисный учебный план как часть стандарта образования для неполной средней школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа учебных планов школы:
•собственно учебныйплан школы, разрабатываемый™ основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);
•рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.
Структура учебного плана средней общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме Такие образовательные области, как «Математика» и «Информатика», и ча-
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 63
стично такие области, как «Окружающий мир», «Искусство», в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального знания.
Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как «Родной язык и литература», «Второй язык», и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.
Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.
Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование их с целью базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В результате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:
• продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по
каждой из его ступеней:
• недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на
каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных за
нятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
• максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для
учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязатель
ные занятия по выбору;
64 Часть I. Педагогика
• суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
Традиционно средняя общеобразовательная школа ' в нашей стране и во многих других странах базируется на трехступенчатой основе: начальная, неполная средняя и полная.
Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.
Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.
Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).
Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относи-
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 65
тельно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явления и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляющих данную предметную область, заключений, сделанных педагогами, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).
Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков.
Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.
66 Часть I. Педагогика
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты делятся на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.
Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего для разъяснения содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему, особенно на ранних стадиях обучения, язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Учебники содержат изложение основы наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.
Учебник является единым отражением логики науки, логики учебной программы и логики развития личности. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, в нем прослеживается связь излагаемого материала со смежными дисциплинами, он снабжен списком необходимой справочной литературы. Но главное достоинство такого учебника в том, что он побуждает к самообразованию и творчеству.
Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, что заставляет ученика думать.
Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 07
Учебник должен быть в меру красочен, но тем не менее содержать необходимый иллюстративный материал (карты, схемы, диаграммы, фотографии и т.д.).
Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач пс математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).