Содержание образования

Содержание образования представляет собой комплекс специаль­ным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна­ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формиро­вания личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Именно приобретение знаний и формирование личности человека в конечном итоге и являются целью образовательного процесса.

В современной отечественной образовательной науке существу­ют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материально-


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 55

го образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостоя­ния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, демократии и гу­манизма — с другой, в конечном счете восходят к различному пони­манию функций человека в современном обществе. В основе этих различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или средством, общество для него или он для общества? Ответ на этот вопрос зависит от того, какая концепция определяет содержание образования.

Долгое время содержание образования рассматривалось как со­вокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усво­ены учениками. Предполагалось, что овладение знаниями и умени­ями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существую­щей общественной структуры. Достаточно потребовать от челове­ка, чтобы он знал и умел — не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо передать подрастаю­щему поколению минимальные знания (по родному языку, матема­тике, физике и другим учебным предметам) и обучить его опреде­ленным навыкам — и этого достаточно.

В современных условиях развития для российской общеобразо­вательной школы этого явно мало. Решение задач, связанных с функционированием отдельньж сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержани­ем, но и развития у них творческого отношения к деятельности и навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия, несправедливости и недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гумани­стического мышления концепция содержания образования как пе­дагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осущест­вления способов деятельности данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содер­жание образования, является социальная среда, которая несет в


56 Часть 1. Педагогика

себе знания и опыт, накопленный в процессе культурно-историче­ского развития общества. Однако содержание социокультурного опыта не определяет содержание образования на какой-либо конк­ретной ступени системы образования, например в школе. Сущест­вуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет содержание образования. Для определения этих факторов необхо­димо найти в социальном опыте более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определя­ют факторы отбора материала, принципы конструирования и по­строения его в соответствующую структуру. Таковыми являются на­ука, производство материальных и духовных благ, опыт обществен­ных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятель­ности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания обра­зовательного материала из перечисленных источников осуществ­ляется с учетом конкретно-исторических и психологических требо­ваний. В соответствии с этими требованиями содержание социаль­ного опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и необходимости для решения задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и обеспечения в последующем его активного участия в жизни обще­ства. Наконец, при формировании содержания образования учи­тываются требования индивидуального и личностного развития де­тей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обя­зательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональ­ных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания образования, выступают потребности общества в обра­зованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразо­вательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оп­тимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Общество выдвигает определенные требования к об­разованию, которое постоянно изменяется под влиянием требова-


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 57

ний производства, развития науки и техники, потребностей и инте­ресов общества и индивида в самом процессе обучения. Члены об­щества имеют право на самостоятельный выбор образования. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее го­сударственным стандартам в образовании — обязательному мини­мальному объему знаний по той или иной образовательной програм­ме и необходимый уровень ее усвоения.

Принципы построения содержания образования

Основанием для отбора содержания служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, вы­ступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисципли­нах. Далее рассматриваются принципы, лежащие в основе постро­ения школьного образования. Пример школьного образования яв­ляется наиболее показательным, так как в его процессе довольно полно раскрывается содержание образования, а следующие за школой ступени системы образования построены аналогичным образом.

Формулируя принципы, которые лежат в основе построения содержания образования, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более де­сяти, означает, что содержание образования должно быть насыще­но таким учебным материалом, который помогает обеспечить до­стижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Од­нако, осознавая тот факт, что перечисленные ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного со­держания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные осно­вания. Они сводятся к следующему.

В содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественно-научную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фун­даментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы.


58 Часть I. Педагогика

В содержание образования включается все, что имеет общеоб­разовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности.

В содержании образования должна быть оптимально доступная логика развертывания основных знаний при изложении информа­ции о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий.

В основах наук необходимо раскрыть основные области прак­тического приложения теоретического знания.

Сознательность усвоения и развития научного мышления тре­бует включения в содержание образования методологических зна­ний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей.

В содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом.

Необходимо реализовывать межпредметные связи.

Несколько иначе формулирует принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачев. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические и специальные принципы формирования содержания школьного образования.

Общеметодологические принципы

Общеобразовательный характер учебного материала.

Гражданская и гуманистическая направленность содержания.

Связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе.

Основообразующий и системообразующий характер учебного материала.

Интегративность изучаемых курсов.

Развивающий характер учебного материала.

Гуманитарно-этическая направленность содержания образования.

Взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предме­тов.

Эстетические аспекты содержания образования.

Специальные принципы

1. Принципы формирования содержания образования из облас­ти науки.

Соотнесение учебного материала с уровнем развития современ­ной науки.


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 59

Политехнизм.

Единство и противоположность логики науки и учебного предмета.

2. Принципы формирования содержания образования из облас­
ти искусства.

Единство идейного содержания и художественной формы. Гармоничное культурное развитие личности. Идейная общность и взаимосвязь искусства. Учет возрастных особенностей.

3. Принципы формирования содержания образования из облас­
ти труда и физического развития.

Общественно-экономическая целесообразность и необходимость детского труда, его включенность в производственную деятельность.

Связь труда с наукой.

Соответствие детского труда требованиям современных про­фессий.

Все представленные принципы можно свести к трем основным принципам.

1.Принципу соответствия содержания образования уровню со­
временной науки, производства и основным требованиям развива­
ющегося общества.

2. Принципу учета содержательной и процессуальной сторон
обучения при формировании и конструировании учебного матери­
ала (этот принцип предполагает, что все виды человеческой дея­
тельности должны быть представлены в их взаимосвязи во всех
предметах учебного плана).

3. Принципу структурного единства содержания образования
на разных уровнях его формирования с учетом личностного разви­
тия ученика (предполагает пропорциональную уравновешенность
компонентов содержания образования).

Критерии отбора содержания образования

Перечисленные принципы являются основными ориентирами в вопросе формирования и конструирования содержания образо­вания. В соответствии с этим в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора содержа­ния (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

1. Критерий целостного отражения в содержании школьно­го образования задач формирования творческого самостоятель-


60 Часть!. Педагогика

но мыслящего человека демократического общества, предусмат­ривающий выделение типичных аспектных проблем тех облас­тей знаний, которые изучаются в школе, и методов наук, доступных учащимся и важных с общеобразовательной точки зрения.

2. Критерий высокой научной и практической значимости со­
держания образовательного материала, включаемо.го в каждый от­
дельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин,
изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные
в общеобразовательном отношении понятия (определения, науч­
ные факты, теории, концепции и т.д.).

3. Критерий соответствия сложности содержания образова­
тельного материала реальным учебным возможностям школьников
данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся
времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содер­
жания общего среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-ме­
тодической и материальной базе современной школы.

Стандартизация содержания образования

Одной из современных тенденций развития содержания обра­зования является его стандартизация, которая вызвана двумя об­стоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого мо­лодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития образования применительно к международ­ной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова «standart», означающего «норма, образец, мерило». Под стандартом образова­ния понимается система основных параметров, принимаемых в ка­честве государственной нормы образованности, отражающей об­щественный идеал и учитывающей возможности реальной лично­сти и системы образования по достижению этого идеала (B.C. Леднев).


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 61

Наряду с Законом РФ «Об образовании» (1992) стандарт обра­зования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Фе­дерации об образовании предусмотрено, что государственными ор­ганами власти нормируется лишь минимально необходимый уро­вень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных уч­реждений. Вот почему в государственном стандарте общего средне­го образования выделяются три компонента: федеральный, нацио­нально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюде­ние которых обеспечивает единство педагогического пространст­ва России, а также интеграцию личности в систему мировой куль­туры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусст­ва, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регио­нов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо­нента содержания образования, отражающего специфику и направ­ленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой — граж­данина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандар­том уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необхо­димый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стан­дарта образования включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обу­чаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабо­чие учебные планы.


(32 Часть I. Педагогика

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Учебный план. На уровне общего теоретического представле­ния государственный стандарт содержания общего среднего обра­зования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учеб­ных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области обра­зования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для неполной средней школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством общего и профессио­нального образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учеб­ного плана и утверждаются Министерством общего и профессио­нального образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составля­ется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Сущест­вуют два типа учебных планов школы:

•собственно учебныйплан школы, разрабатываемый™ осно­ве государственного базисного учебного плана на длительный пе­риод и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учеб­ных планов);

•рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной шко­лы детерминируется теми же факторами, что и содержание обще­го образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выде­ляются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме Такие об­разовательные области, как «Математика» и «Информатика», и ча-


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 63

стично такие области, как «Окружающий мир», «Искусство», в ко­торых выделяются учебные курсы общекультурного и общенацио­нального знания.

Национально-региональный компонент обеспечивает потреб­ности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме та­кие образовательные области, как «Родной язык и литература», «Второй язык», и частично остальные области, в большинстве ко­торых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие на­циональное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы в значительной мере обу­словлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вари­ативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обес­печивает приобщение к общекультурным и национально значи­мым ценностям, формирование их с целью базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, инте­ресы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В результа­те их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обяза­тельные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего об­разования; обязательные занятия по выбору учащихся; факульта­тивные занятия (необязательные занятия по выбору).

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

• продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по
каждой из его ступеней:

• недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на
каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных за­
нятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

• максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для
учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязатель­
ные занятия по выбору;


64 Часть I. Педагогика

• суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитываю­щая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на под­группы.

Традиционно средняя общеобразовательная школа ' в нашей стране и во многих других странах базируется на трехступенчатой основе: начальная, неполная средняя и полная.

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, ре­шая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Основой базисного учебного плана средней общеобразователь­ной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образо­вания, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предме­тах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с опреде­ленной глубиной и в соответствии с их возрастными познаватель­ными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логи­ку изучения основных мировоззренческих идей с указанием после­довательности тем, вопросов и количества времени на их изуче­ние. Она определяет общую научную и духовно-целостную направ­ленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебно­го материала по годам обучения и внутри каждого школьного клас­са. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков уча­щимися является одним из критериев успешности и эффективно­сти процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и автор­скими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относи-


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 65

тельно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования Россий­ской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогиче­ским советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно исходя из требований государствен­ного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информа­ционного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ­ственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явле­ния и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляю­щих данную предметную область, заключений, сделанных педагога­ми, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обяза­тельных и факультативных).

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой опреде­лены основные задачи учебного предмета, его воспитательные воз­можности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образова­ния: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся глав­ным образом оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература. Проектирование содержания образова­ния на уровне учебного материала осуществляется в учебной лите­ратуре, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учеб­ники, созданные на основе типовых учебных программ, рекоменду­ются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.


66 Часть I. Педагогика

Структура учебника включает в себя текст как главный компо­нент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты де­лятся на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассужде­ния. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организа­ции усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюст­ративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, при­мечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит преж­де всего для разъяснения содержания, а не просто информирова­ния о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учаще­гося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему, особенно на ранних стадиях обу­чения, язык учебника должен использовать семантические метафо­ры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго норми­рованном научном языке.

Учебники содержат изложение основы наук и одновременно ор­ганизуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвое­нию учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психо­логические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содер­жать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть кон­кретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он дол­жен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, вос­приятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практиче­ский интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник является единым отражением логики науки, логики учеб­ной программы и логики развития личности. Хороший учебник ин­формативен, энциклопедичен, в нем прослеживается связь излагае­мого материала со смежными дисциплинами, он снабжен списком не­обходимой справочной литературы. Но главное достоинство такого учебника в том, что он побуждает к самообразованию и творчеству.

Формулировки основных положений, выводов должны отли­чаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, что застав­ляет ученика думать.


Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 07

Учебник должен быть в меру красочен, но тем не менее содер­жать необходимый иллюстративный материал (карты, схемы, диа­граммы, фотографии и т.д.).

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учеб­ного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач пс математике, физике, химии; атласах по геогра­фии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: