Функции рынка. 1. Посредническая– рынок посредник между сферой производства и сферой потребления

1. Посредническая – рынок посредник между сферой производства и сферой потребления. Обмен и вся система обменных отношений есть необходимое звено, связующее создание благ и их потребление.

2. Ценообразующая – механизм спроса и предложения позволяет выработать компромиссное решение по поводу цены, обеспечивать добровольность сделки, компенсационный характер отношений и бесконфликтную форму экономических связей.

3. Регулирующая – свободное движение ресурсов товаров и денег, благодаря ценовому механизму, обеспечивает доставку ресурсов в те отрасли, где они нужны.

4. Информационная – по ассортименту благ, уровню цен, интенсивности обменных сделок, по покупательной способности денег (определяется уровнем инфляции) можно судить о развитии экономики.

5. Санирующая – механизм конкуренции и действия закона стоимости через механизм спроса и предложения приводит к тому, что хозяйствующие субъекты, которые не совершенствуются, уходят с рынка. Выживают только мобильные, прогрессивные предприятия, которые лучше обеспечивают удовлетворение потребностей покупателей.

6. Стимулирующая – свободная конкуренция и погоня за покупателем способствует развитию НТП. Размер рыночной цены не всегда совпадает с реальными затратами труда на производство товара для каждого отдельного производителя. Чем дешевле обходиться производителю товар, тем больше он получит прибыли.

Субъекты экономики:

· Домохозяйства;

· Фирмы (бизнес)

· Государство

Рынок ресурсов
ресурсы факторные доходы


Товары и услуги потребительские

расходы

Рисунок 5 - Кругооборот в экономической системе

Поставляемые домохозяйствами ресурсы – труд, капитал, земля, предпринимательская способность. Доходы, получаемые домохозяйствами от предоставления этих факторов, называются факторными доходами – это заработная плата, проценты, рента, прибыль.

Вопрос 9. Собственность, как экономическая категория

Собственность, как экономическая категория – это отношение между людьми, по поводу присвоения материальных благ и нематериальных ценностей.

Экономическое содержание собственности может быть раскрыто с большей или меньшей полнотой.

Борис Райзберг определил, что экономическим содержанием собственности является выполнение следующих функций (прав) собственника:

1) владение;

2) распоряжение,

3) пользование,

4) получение дохода,

5) ответственность.

В 1991 году Рональд Коуз развил теорию собственности. Исходным понятием является право собственности. Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок» прав по поводу использования ресурса. Делимый пучок прав называется «перечнем Оноре» (А. Оноре - английский юрист, впервые предложивший его в 1961 г).

«Права собственности – это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды» (П. Хейне. цит по (Чепурин М. Н., Киселева Е. А., с.71).

Делимый «пучок» прав:

1. Право владения, т.е. физического контроля.

2. Право использования блага, т.е. применение его полезных свойств для себя.

3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование блага.

4. Право на доход.

5. Право на передачу блага в наследство.

6. Право на бессрочное использование блага.

7. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление и уничтожение блага.

8. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации.

9. Запрет на использование способом, наносящим вред окружающей среде.

10. Право на ответственность в виде взыскания в уплату долга.

11. Право на остаточный характер, т.е. право на защиту собственности и восстановление нарушенных полномочий.

В обоих подходах некоторые права собственника могут быть делегированы другим лицам.

Отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Исключить других из свободного доступа к ресурсам – означает специфицировать права собственности на ресурсы. Спецификация прав собственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами.

Чем определеннее права собственности, тем обеспечивается более эффективное распределение ресурсов. В экономической науке эта проблема – эффективного распределения ресурсов - рассматривается в теореме Р. Коуза – если права собственности ясно определены и предписаны, люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то отрицательные внешние эффекты могут быть интернационализированы. Внешний эффект – это воздействие сделки на третьи лица, не учтенные в договоре.

Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности.

Виды собственности.

1. По правовому режиму.

В Российском законодательстве выделены 4 формы собственности:

1) частная

2) государственная

3) муниципальная (разновидность государственной на муниципальном уровне)

4) собственность общественных объединений (специфическая форма коллективной частной собственности).

Государственная собственность, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Частная собственность - одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства. Частная собственность – означает, что отдельный человек относится к данному имуществу, как к личному источнику богатства. Экономическая теория выделяет трудовую (в одном лице и собственник и работник) и нетрудовую частную собственность (при использовании средств производства применяется наемный труд).

2. По типу присвоения (владения) различают

- персональное владение (присвоение)

- коллективное владение (присвоение)

Персональное владение – результаты от использования ресурса присваиваются в в целях личного обогащения собственника.

Коллективное присвоение делится на общее долевое владение и общее совместное владение. Общее совместное владение – это общая совместная собственность. Не определяется доля имущества, принадлежащая каждому собственнику. Общий доход от имущества распределяется между участниками хозяйства или в равных долях, или в зависимости от трудового вклада каждого, или по какому-либо другому критерию.

В Гражданском кодексе РФ признается, что участники общей совместной собственности сообща владеют и пользуются объединенным имуществом. Распоряжение этим имуществом осуществляется по соглашению всех участников (п.1,2 ст. 253).

Общее совместное владение (общее совместное присвоение) выступает в следующих формах

- первобытнообщинная собственность;

- общая семейная собственность;

- государственная собственность;

- муниципальная собственность;

- имущество крестьянского (фермерского) хозяйства (Гражданский кодекс ст. 257)

Общее долевое владение (общая долевая собственность) – образуется путем объединения частных вкладов (долей), которые вносят все участники в общее имущество; собственность используется в совместных интересах и под единым контролем и управлением; экономические результаты от использования данного имущества распределяются между участниками хозяйства пропорционально доле собственности каждого.

                     
 
   
   
     
Общее семейное имущество
 
     
Имущество крестьянского хозяйства
 
 
   
Первобытное имущество
 
 
   
Феодальное общество
 
Общее совместное владение
Общее долевое владение
Частная собственность


Муниципальное имущество

               
   
 
   
Государственное имущество
 
Капиталистическое общество
 
   
 


Рисунок 6 - Виды собственности по типу владения (присвоения)

Вопросы для закрепления

1. Что общего и в чем разница учений Б. Райзберга и Р. Коуза о собственности?

2. Назовите неодинаковые виды частной собственности и покажите различия между ними.

3. Отметьте различные формы общей долевой собственности и покажите различия между ними.

4. Перечислите формы общей совместной собственности и опишите различия между ними.

5. Какие качества характера у людей воспитывает рынок?

6. Что такое рынок? Каковы его достоинства и недостатки на современном этапе развития?

7. Каковы основные черты модели поведения человека в современных условиях?

8. В чем состоят причины реформирования собственности в России?

9. В чем состоят тенденции развития форм собственности?

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 4. Механизм функционирования рынка

Вопрос 10. Политэкономическая и маржинальная концепции товара

Под товарным разумеется такое ведение хозяйства, при котором продукты производятся отдельными обособленными производителями. Товар – это благо созданное для продажи. Каждый обособленный производитель специализируется в своей области. Поэтому удовлетворение общественных потребностей происходит на рынке с помощью обмена, в силу чего продукт становиться товаром.

Политэкономическая концепция товара

Товар обладает:

· Потребительной стоимостью – это способность вещи удовлетворять потребности человека.

· Стоимостью (меновой стоимостью) – это отношение между людьми, которое проявляется в обмене. Стоимость проявляется количественно в пропорциях обмена.

Товар является товаром лишь тогда, когда оба свойства товара (потребительная стоимость и стоимость) присутствуют и проявляются, если сделка не состоялась, то благо обладает лишь потребительной стоимостью, но не является товаром.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, т.е. это количество общественно-необходимых затрат труда на изготовление товара.

Маржинальная теория о товаре

В основе этой теории лежит теория полезности благ – люди покупают те блага, которые ценят превыше всего.

Полезность блага – способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека.

Предельная полезность блага – это полезность последней потребленной единицы каждого блага.

Характеристики полезности

Качественная – оценивает удовольствие от исполнения запросов – потребительская ценность. Характеризуется предельной полезностью блага (МU). Предельная полезность блага – МU – это выгода (польза), получаемая от использования дополнительных единиц блага.

Количественная – общая полезность U – характеризует степень насыщения потребности и устанавливает взаимосвязь между общим количеством блага и насыщением.

Рисунок 7- Кривая предельной полезности

Рисунок 8 - Кривая общей полезности

Законы Г. Госсена – (нем. экономист 1810-1858) – по мере удовлетворения потребности, степень насыщения растет, а величина предельной полезности падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную» потребность. Таким образом, ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, наименее ценного для потребителя экземпляра.

Закон убывающей предельной полезности представлен на рисунке 7 – каждая следующая единица блага приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая. Нулевая предельная полезность означает, что потребность во благе удовлетворена.

Маржинальная концепция в основу цены кладёт предельную полезность блага. То есть, в основе цены лежит субъективная (личная) оценка полезности блага. Базой для определения размера ЦЕНЫ служит предельная полезность блага, т.е. полезность последней наименее ценной единицы блага.

А если все блага оцениваются разными людьми по-разному, то почему цена на одно благо одинакова?

А.Маршалл соединил: теорию предельной полезности, теорию спроса и предложения, теорию издержек производства. По А.Маршаллу цена – это результат взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса(предельная полезность), так и предложения (издержки производства товара).

Вопрос 11. Спрос, закон спроса, детерминанты спроса

Спрос – как экономическая категория описывает экономическое поведение потенциальных и реальных покупателей экономических благ. В условиях редкости экономических благ (нельзя получить даром), спрос представляет собой потребность обеспеченную доходом. В основе спроса лежит потребность того или иного человека в благе или услуге.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены на благо приводит к соответственному увеличению величины спроса, т.е. количество купленных товаров определяется ценой на них. Графически зависимость величины спроса (количества купленных товаров) от цены представлена на рис.4.

Рисунок 9 - Кривая спроса

Точки этой кривой показывают, какое количество данного блага хотят и могут купить покупатели по каждой из возможных цен в течение определённого периода времени.

             
 
Характеристики спроса как экономической категории
 
   
 
 
Качественные
 
Количественные


Рисунок 10 - Характеристики спроса

Качественные характеристики отражают состояние спроса:

- отрицательный спрос – существует тогда, когда большинство людей недолюбливает товар, но вынужденно им пользоваться (услуги стоматологов);

- отсутствующий спрос – товара нет, либо о нем не знают, либо не умеют пользоваться;

- скрытый спрос – есть желание купить товар, но что-то не устраивает в товаре или товар отсутствует на рынке;

- падающий спрос – возникает тогда, когда уменьшается потребность в товаре или услуге;

- чрезмерный или ажиотажный спрос _ величина спроса выше, чем реальная потребность в благе и возможность его удовлетворения (слухи о подорожании и, следовательно, покупка в запас);

- первоначальный спрос – человек впервые покупает благо;

- восстановленный спрос – благо покупается регулярно;

- нерегулярный спрос – сезонный спрос на товары или услуги;

- нерациональный спрос – спрос на товары или услуги, приносящие вред здоровью или кошельку;

- полноценный спрос – постоянно присутствующий на рынке спрос и подкрепленный доходом.

Количественные характеристики описываются понятием – величина (или объем) спроса – Qd (1). Объем спроса представляет собой то количество благ или услуг, которое желает и способен приобрести покупатель по всем имеющимся ценам из ряда цен в определенный период времени. Это количество благ, которое мы хотим и можем купить в определенный период времени. Величина спроса зависит от периода времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный Qdi – это спрос каждого отдельного покупателя в зависимости от его вкусов, размеров дохода и доли блага в потреблении. Рыночный спрос Qd – представляет собой совокупный спрос всех потребителей по разным ценам в определенный период времени. Рыночный спрос это сумма индивидуальных спросов граждан по данным ценам в течении определенного периода времени.

Qd= (1)

На механизм формирования спроса оказывают влияние следующие факторы (детерминанты):

Изменение цены самого товара (при прочих равных условиях) приводит к движению вдоль кривой спроса, т. е. проявляется в виде изменения величины спроса. Применение правила «при прочих равных условиях» позволяет сформулировать закон спроса. Изменение неценовых сигналов, а также цен на товары-субституты приводит к смещению кривой спроса, т. е. к изменению спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены на благо приводит к соответствующему увеличению величины спроса.

       
 
   
 


.

Рисунок 11 - Детерминанты спроса

Действие закона спроса графически отображается вдоль кривой спроса вверх или вниз в зависимости от действия ценовых факторов. Товары-заменители – это товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность (яблоки и груши), дополняющие товары – это товары, потребление которых невозможно без других дополняющих товаров, например автомобиль и бензин.

Рисунок -12 Действие неценовых факторов смещает кривую спроса

Например, рост дохода покупателей приводит к увеличению спроса на качественные товары - кривая –Д1

Товар вышел из моды – спрос уменьшился - кривая – Д2.

Нисходящий вид кривой спроса объясняется следующими положениями:

1. здравым смыслом – для потребителя цена означает вычет из дохода, а т.к. кошелек потребителя ограничен, а потребностей у него много, то желание приобрести как можно большее число благ заставляет его искать благо по более низким ценам.

2. Действие закона убывающей предельной полезности – каждая последующая единица одного и того же блага приносит меньше полезности, поэтому кажется разумным, что и платить за нее надо бы меньше.

3. отрицательный наклон кривой спроса объясняется действием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода связан с покупательной способностью дохода. Снижение цены на благо равносильно росту покупательной способности дохода, т. к. при более низкой цене при том же доходе, выделяемом на покупку. Объем купленного блага будет больше.

Эффект замещения связан с наличием товаров-субститутов (заменителей), покупатель ориентируется на приобретение более дешевых благ и при наличии аналогичных товаров покупатель склонен покупать более дешевое благо.

Нисходящая кривая спроса представляет собой базовую или основную модель функции спроса.

Из закона спроса есть исключение – это товары Гиффена. К товарам Гиффена относятся низкокачественные товары, потребляемые людьми с низким уровнем фиксированных доходов. При росте цен на эти товары, люди с низкими доходами склонны не только потреблять эти товары в прежнем объеме, но и увеличивать покупку этих благ, отказываясь от потребления других благ.

р, цена

Dp

       
 
   
 


q,величина спроса

Рисунок 13 - Кривая спроса на товары Гиффена

Вопрос 12.Предложение, закон предложения, детерминанты

Предложение – как экономическая категория, описывает экономическое поведение создателей благ и посредников, доставляющих благо на рынок, т.е. экономическое поведение продавцов.

Закон предложения – при прочих равных условиях, объём блага, доставляемого на рынок тем больше, чем выше цена данного блага (графически на рис.14).

Точки кривой предложения (S) показывают, какой объём блага будет производить, и поставлять на рынок поставщик по данной цене в каждый конкретный момент времени.

Чем выше цена, по которой согласны купить потребители, тем больше блага по этой цене готов поставить на рынок производитель.

Рисунок 14 - Кривая предложения

Точки кривой предложения (S) показывают, какой объём блага будет производить, и поставлять на рынок поставщик по данной цене в каждый конкретный момент времени.

Чем выше цена, по которой согласны купить потребители, тем больше блага по этой цене готов поставить на рынок производитель.

Предложение как экономическая категория имеет следующие характеристики – качественную и количественную.

       
 
   
 


Рисунок 15 - Характеристики предложения

Качественные характеристики описываются понятиями:

номенклатура – совокупность товарных групп;

ассортимент – предложение в рамках одной товарной группы.

Количественные характеристики - объем (или величина) предложения – количество благ или услуг, которое поставщик желает и способен произвести, доставить и продать на рынке по каждой конкретной цене из всего ряда цен на данное благо в течение определенного периода времени – Qs (объем предложения).

Si - индивидуальное предложение – это то, что способен произвести, доставить и продать на рынке по каждой цене один поставщик; S – рыночное предложение – это совокупное предложение всех поставщиков по каждой конкретной цене из всего ряда цен в течение определенного периода времени (формула 2).

S= (2)

Для формирования предложения период времени играет еще большую роль, чем для спрос – это вызвано тем, что создание благ требует определенного рабочего периода, как и доставка благ на рынок требует времени. Различают три основных периода, в которых по-разному описываются возможности предложения.

IR – кратчайший или мгновенный период (1 день, 1 неделя) – период, при котором производитель может создавать определенное количество товаров, которое остается неизменным, не может изменить ни количество привлеченных ресурсов, ни мощность предприятия.

SR – краткосрочный период (1 месяц, 1 год) – в течение этого времени производитель может увеличить объем производства при неизменных технологических мощностях, но привлекая дополнительные ресурсы (например, можно работать в две смены).

LR – долгосрочный период (более года) – в течение этого периода производитель может менять все условия производства, т. е. увеличить мощность предприятия и объем привлекаемых ресурсов.

P, цена

IR SR

 
 


LR

Q, величина предложения

Рисунок 16 - Кривые предложения в зависимости от периода времени

На механизм формирования предложения оказывает влияние ряд факторов (детерминанты предложения.

       
 
   
 


Рисунок 17 - Детерминанты предложения

Основным фактором, оказывающим влияние на величину предложения является цена товара, что позволяет сформулировать закон предложения.

Закон предложения – при прочих равных условиях объем блага, предоставленного на рынок тем больше, чем выше цена данного блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: