Неценовые детерминанты предложения

- цены товаров-заменителей (яблоки и груши, молоко и кефир);

- цены на дополняющие товары (комплементарные товары) - бензин и автомобиль;

- издержки на производство товаров;

- налог и дотации;

- условия окружающей среды;

- инфляционные ожидания продавца;

- количество продавцов на рынке.

Неценовой механизм проявляется в сдвиге кривой предложения рис.8.

Рисунок 18 - Увеличение дотации на производство детских игрушек, привело к увеличению предложения игрушек – кривая S1

Эластичность предложения – характеризует чувствительность предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения характеризует реакцию поставщиков благ на изменение цены.

Рисунок 19 - Три линии предложения с разной эластичностью

Более пологая кривая S1, показывает более эластичное по цене предложение. Это означает, что небольшое увеличение цены увеличивает объём предложения весьма существенно.

Для предпринимателей наиболее выгодно эластичное предложение. Эластичность можно увеличить с помощью запасов. Эластичность зависит от времени. S– предложение в мгновенный период не эластично, т.к. за 2-3 дня нельзя изменить величину предложения.

Эластичность, как экономическая категория – это реакция потребителей или производителей благ на изменение какого-либо фактора (например: цены, как наиболее действенного фактора).

Исследования, проведенные В. Парето и Д. Хиксом, позволили выделить численный коэффициент эластичности, который измеряет чуткость или гибкость реакции хозяйствующего субъекта на изменения какого-либо фактора (например, цены на благо).

Коэффициент эластичности E.

E= (3)

Это общая формула, которая позволяет сделать вывод, что коэффициент эластичности безразмерен и, кроме того, рассматриваться как для спроса, так и для предложения.

Эластичность по цене – если уменьшение цены продаваемого товара увеличит доход продавца, то спрос эластичен по цене, т.е. снижение цены привлекает покупателей. Рынок автомобилей эластичен по цене. Снижение цены на какую-либо марку привлекает к ней покупателей.

Если уменьшение цены снижает общий доход продавца, то спрос не эластичен по цене. Это относиться в основном к рынку продуктов питания. Снижение цены на сахар почти не увеличит количество продаж.

Ценовая эластичность спроса определяется по формуле 4:

(4)

- спрос неэластичен по цене

спрос эластичен по цене


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: