Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.
К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924-м и 1927 гг. А в 1953-1954-м и 1960-1961 гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.
Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером является банковский кризис в Германии 1932 г.
Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальными и международными. К последним относится кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.
Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития
экономики, с другой. В 70-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризис.
Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.
В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.
С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:
— кризис как результат "внешнего" -шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;
— циклические кризисы. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;
— структурный (большой) кризис. Любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;
— кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;
— кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.
Вопрос 36. Безработица, виды
Безработица – ситуация в национальной экономике, когда трудоспособное население, желающее работать, не может найти работу по специальности или трудоустроится вообще.
Виды безработицы:
1. Фрикционная – работнику, уволенному или покинувшему предприятие по своей воли, требуется некоторое время, чтобы найти работу. Сюда относится и молодёжь, ищущая работу впервые; женщины, вырастившие детей. Это явление нормальное, присутствует в любой экономике.
2. Структурная – возникает в результате развития НТП, тесно связана с особенностью развития отдельных регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики может сопровождаться нехваткой других; увеличивается спрос на работников новых профессий. Структурная перестройка экономики увеличивает масштаб этой безработицы. Избежать её невозможно, т.к. экономика развивается.
3. Скрытая – возникает в период экономического спада. Рабочий соглашается на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, работать на работах, требующих более низкой квалификации.
4. Циклическая (застойная) – самый страшный вид безработицы, возникает в период экономического спада, т.к. кризис почти на всех товарных рынках.
5. Экономическая – обусловлена меняющейся рыночной ситуацией – часть фирм образуются, часть терпят крах, а работники переходят в категорию безработных.
Структурная и функциональная безработица определяют её естественный уровень – 6-7% от трудоспособного населения. Естественная безработица в экономике необходима, т.к. необходим резерв трудовых ресурсов для динамичного развития хозяйства страны.
УБ=Б/Р×100% | (26) |
по формуле 26 определяется уровень безработицы.
Где: Б – число безработных;
Р – общее число трудоспособных, человек
Если фактический уровень безработицы превышает «естественный уровень», то общество «недополучает» некоторую часть ВВП. Американский экономист А.Оукен (1928-1980гг) сформулировал закон, согласно которому превышение фактического уровня безработицы на 1 % её естественного уровня приводит к отставанию объёма фактического ВВП на 2,5%.
Последствия безработицы – не выпущенная продукция, когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест. Потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу развиваться.
Все население | Не достигшие 16 лет и находящиеся в специализированных учреждениях | |
Не входящие в состав рабочей силы | ||
Работающие (численность рабочей силы) | Численность рабочей силы | |
Безработные |
Рисунок 48 - Рабочая сила, занятость, безработица
Все население делится на три группы:
- не достигшие 16 лет и кто содержится в специализированных учреждениях;
- не входящие в состав рабочей силы – имеющие возможность работать, но не ищущие работу по ряду причин (учеба, пенсия, надомная работа);
- рабочая сила (все. Кто способен и готов работать, в том числе и безработные).
Последствия безработицы:
- Невыпущенная продукция – разрыв в ВВП, это величина, на которую фактический объем ВВП отстает от потенциального объема ВВП в результате безработицы. Закон Артура Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то разрыв в ВВП составляет 2,5%.
- Циклическая безработица – это социальное бедствие. Приводит к потере квалификации, самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семей и т. д.
Задача государства следить за тем, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный.
На характер безработицы воздействуют следующие факторы:
- научно-технический прогресс;
- структурные и региональные сдвиги в экономике;
- резкое усиление внешнеэкономической конкуренции.
Все эти обстоятельства предполагают, что рынок труда должен приобретать более высокую мобильность в рамках профессионального, квалификационного, регионального и международного аспектов. Одновременно необходимо государственное регулирование данного рынка. Рынок должен приобретать большую гибкость, лучшую степень приспособляемости к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Тенденция в оплате труд должна развиваться в сторону индивидуализации ставок оплаты. Вознаграждение необходимо строить не только в увязке с трудовым вкладом, но и с учетом общей компетентности, потенциальных возможностей, ростом квалификации конкретного работника.
Формой регулирования рынка может стать не только государственное законодательство, но и институт индивидуальных трудовых соглашений. Взаимодействие законодательного пространства и рыночных институтов
приведет к флексибилизации рынка труда и повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Флексибилизация - высокая гибкость в использовании рабочей силы (численность, занятость, квалификация, специализация и т. д.) в зависимости от колебаний спроса на продукцию предприятия.
Рисунок 49 - Государственное регулирование безработицы
Функции биржи труда:
- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах
- профориентация, переподготовка и трудоустройство населения
- содействие территориальной и профессиональной мобильности
- участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости
- постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местных органов власти в организации общественных работ
Вопрос 37. Инфляция. Сущность, причины. Формы и виды.
Инфляция – это процесс обесценивания бумажных денег из-за переполнения ими каналов денежного обращения сверх товарной массы. Это приводит к росту цен.
Термин «инфляция» (от лат. Inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX веке сразу же после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.
Инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее определение - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и, соответственно, рост товарных цен.
Причины.
1. Экономические обстоятельства. Энергетический кризис в 70-х годов привел к росту цен на нефть в 20 раз, а общий уровень цен в США поднялся на 9%.
2. Несбалансированность государственных доходов и расходов, выражающаяся в дефиците бюджета, который финансируется за счёт денег, не подкрепленных товарной массой.
3. Рост военных расходов.
4. Изменение структуры рынка в ХХ веке: олигополисты стремятся поддерживать высокий уровень цен, несоответствие совокупного спроса и совокупного предложения.
5. Импортируемая инфляция – рост цен на энергоносители за рубежом приведёт к росту цен на другие товары.
6. Инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате инфляционных ожиданий, т.е. люди начинают приобретать товары сверх своих потребностей, одновременно постоянно требуя повышения заработной платы.
Ip = (Р1-Р0)/ Р0 | (27) |
Где: Ip - уровень инфляции;
Р1 – средний уровень цен в текущем году;
Р0 – средний уровень цен в прошедшем году.
Виды инфляции
1. По темпам роста цен:
Умеренная до 10% в год
Галопирующая от 10% до 200% в год
Гиперинфляция > 200% в год
2. По степени ожидания
- прогнозируемая
- не прогнозируемая
3. По внешним проявлениям
- открытая (цены растут)
- подавленная (в командной экономике цены фиксированы, но рост дефицита)
4. По причинам возникновения:
Инфляция спроса – увеличение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением, т.е. избыток в обращении платёжных средств (денег) наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен.
Инфляция издержек – рост цен в следствии увеличения издержек производства – рост цен на сырьё, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.
5. По темпам роста различных цен
- сбалансированная – рост цен одновременный на большинство товаров и услуг;
- несбалансированная – различные темпы роста цен на различные товары.
Антиинфляционная политика государства.
1. Приспособление к инфляции – индексация доходов, но это может привести к гиперинфляции.
2. Борьба – ограничение государственных расходов; контроль за ростом денежной массы, стимулирование сбережений населения, как источника инвестиций, стимулирование предпринимательства.
Последствие инфляции:
- сокращение реальных текущих доходов населения
- обесценивание сбережений
- сокращение производства из-за уменьшения стимулов его роста
- социальная напряжённость
- риск бизнеса
- снижение конкурентоспособности товаров национальных товаропроизводителей
Антиинфляционная политика государства реализуется через следующие подходы:
1. Кейнсианский подход.
Активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном (избыточном) спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, и замедляются темпы инфляции. Однако это одновременно и ограничивает производство. А это приведет к расширению безработицы. Это метод прямого воздействия на экономику.
2. Неоклассический подход.
Это денежно-кредитное регулирование, косвенно воздействующее на экономическую ситуацию. Центральный банк увеличивает ставку рефинансирования и резервные нормы, тем самым, уменьшая количество денег в экономике и ограничивая платежеспособный спрос.
Рыночная экономика инфляционная по своей сути. Полностью ликвидировать инфляцию невозможно. Поэтому цель государства - сделать ее умеренной. Комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.
Долговременная государственная антиинфляционная политика включает в себя мероприятия, способствующие эффективному функционированию рынка:
- стимулирование производства, поддержка предпринимательства, ослабление административного таможенного контроля;
- сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства;
- строгий контроль за ростом денежной массы;
- сокращение государственных краткосрочных внешних займов (это приведет к уменьшению инфляционного воздействия на экономику посредством перелива иностранного капитала.
Краткосрочная государственная антиинфляционная политика подразумевает расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса:
- стимулирование предпринимательства;
- приватизация части государственной собственности с целью уменьшения дефицита бюджета;
- стимулирование сбережений населения как источника инвестиций посредством повышения процентных ставок по вкладам.
Взаимосвязь между наиболее важными проявлениями нестабильности экономики – безработицы и инфляции характеризует кривая Филипса рис.50.
Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений даже на время. Фиксирование цен вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, приводит к свертыванию объемов производства. После погашения гиперинфляции монетарными методами необходимо решать проблемы реального сектора экономики. Для этого необходимо балансировать темпы роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Для профилактики инфляции в долгосрочном плане для развития производства необходимо не только бюджетное финансирование, но и создание экономических стимулов для повышения производительности труда, создания новых производств, преобразование старых отраслей. Инструментом этого может стать, в том числе и льготное налогообложение.
Рисунок 50 - Кривая Филипса
Кривая показывает, что невозможно достичь и низкого уровня инфляции, и низкой безработицы. Эта кривая характеризует экономическую ситуацию в короткий период времени.
Эффект Фишера. Ирвинг Фишер (1867-1947) – американский экономист, статистик, представитель неоклассической школы.
Так же как и цены подразделяются на реальные и номинальные, т. е. очищенные от инфляции, ставка процента, выполняющая роль ценового сигнала на денежном рынке, подразделяется на номинальную и реальную.
Реальная ставка процента – это изменение покупательной способности суммы депозита с процентами, скорректированное на темп инфляции.
r = i-π | (28) |
где: r – реальная ставка процента
i – номинальная ставка процента
π - темп инфляции
i = r+ π – это уравнение И. Фишера показывает, что на номинальную ставку процента действует изменение реальной процентной ставки и темпов инфляции. отсюда следует эффект Фишера – номинальная ставка в условиях инфляции изменяется так, сто реальная ставка процента остается неизменной, т. е. на сколько процентов вырастет π, на столько же процентов увеличится и i.
Эффект Танзи-Оливеры
Вито Танзи, Хулио Оливера.Существует временной лаг между начислением и уплатой налогов. При высокой инфляции бюджетные поступления государства обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи-Оливеры. Особенно такой эффект наблюдается во время гиперинфляции. В 70-е годы в Никарагуа, в 1992 и 1993 годах темпы инфляции в России составили 1353 % и 915%. (Чапурин, стрр.573.
Эффект А. Пигу.
Артур Пигу (1877-1959) – английский экономист, представитель классической школы.
Эффект Пигу – эффект реальных денежных запасов, порождающий устойчивый рост инфляции. В эпоху золотого стандарта инфляция не была устойчивой. Существовала одинаковая возможность как повышения, так и снижения ее темпов. Но экономические агенты при понижении общего уровня цен начинают чувствовать себя реально богаче (эффект богатства) и, не ожидая дальнейшего снижения цен, будут стремиться сохранить выросший по отношению к упавшим ценам объем реальных денежных запасов на прежнем уровне. Поэтому покупатели станут увеличивать свои закупки на рынке товаров. Рост потребительского спроса начнет подталкивать цены вверх и тенденция общего уровня цен к понижению приостановится. Таким образом, в отсутствии ценовых ожиданий срабатывает эффект реальных денежных запасов – эффект А. Пигу.
Вопросы для закрепления
1. Каковы причины циклического развития макроэкономики?
2. В чем разница между фрикционной, циклической и структурной безработицей?
3. Каковы причины и источники инфляции?
4. Какие различают виды инфляции?
5. Эффект А. Пигу.
6. Эффект Танзи – Оливеры.
7. Антиинфляционная политика государства.
Тема 9. Роль государства в рыночной экономике
Вопрос 38. Роль государства в рыночной экономике
Цели государственного регулирования экономики:
- минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание правовых, финансовых и социальных условий эффективного функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальных гарантий обществу.
Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей.
Проблемы, которые решаются посредством государственного регулирования:
1. Макроэкономические диспропорции – некоторые отрасли являются малоприбыльными и малопривлекательными для частного капитала, хотя являются значимыми, поэтому нуждаются в государственной поддержке (горнодобывающая …).
2. Поддержка развития НТП.
3. Поддержка нерыночных секторов – здравоохранения, образования и культуры.
4. Социальная защита – перераспределение доходов путём налогообложения.
5. Производство общественных товаров – это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то собственности – это дороги, оборона, услуги милиции, пожарных, правоохранительных органов и т.д.
6. Обеспечение функционирования рыночного механизма:
- законодательные акты
- антимонопольное законодательство
- компенсация внешних издержек (охрана окружающей среды)
- минимизация транзакционных издержек. Например, государственное страхование компаний.
Цели экономического регулирования:
- поддержание стабильного роста национального производства
- поддержка определённого уровня занятости
- стабилизация уровня инфляции
- поддержание равновесия внешнеторгового баланса.
Главная задача государства в период перехода к социально регулируемой рыночной экономике:
1. Создание условий функционирования рыночных отношений:
- свобода экономического субъекта
- поддержка конкуренции
- разнообразие и равноправие форм собственности
- правовая база
2. Развитие предпринимательства.
3. Создание системы социальной политики и социальной поддержки.
Вопрос 39. Макроэкономическая политика в целом,
основные модели
1. Классическая школа А. Смит (1723-1790).
Основные принципы:
- невмешательство государства в экономику
- свободная конкуренция, ценообразование.
Рынок - саморегулирующаяся система.
2. Неоклассическая школа А. Маршалл (1842-1924)
- отсутствие государственного вмешательства.
Процветание США в 20-е годы доказало правоту этих теорий. Но Великая депрессия (1929-1933) показала, что рыночная экономика утратила способность к саморегулированию. Теории регулируемого капитализма.
3. Кейнсианская модель. Основной объект государственного регулирования – совокупный спрос, т.е. государство должно увеличивать совокупный спрос, это приведёт к оживлению производства, уменьшению безработицы. Способы увеличения совокупного спроса:
- снижения ставки процента за кредит
- обеспечение достаточного количества денег в обращении
- расширение государственного сектора (общественные работы)
Эта макроэкономическая политика вывела США из кризиса, господствовала до 70-х годов.
4. Монетарная теория
М. Фридман (р. 1912г)
- уменьшение государственного вмешательства
- стимулирование предпринимательства (налоговые льготы, антиинфляционные мероприятия)
- жёсткая кредитно-денежная политика (контроль за ростом денежной массы)
Вопросы для закрепления
1. Каковы причины и цели государственного регулирования экономики.
2. В чем заключается активная экономическая политика.
3. В чем суть пассивной экономической политики.
4. Механизмы налогово-бюджетной политики.
5. Инструменты кредитно-денежной политики государственного регулирования.
6. Понятие и инструменты дискреционной государственной политики.
7. Суть автоматической экономической политики государства
Тема 10. Денежно-кредитная система
Вопрос 40. Деньги, их сущность, функции
Деньги –
- результат развития отношений обмена
- завершённая форма товара – эквивалента
- товар – посредник, который обладает общепризнанной и постоянной стоимостью для всех участников рынка.
В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию. Первоначально в качестве денег обращались товар ные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались покупались как обычный товар (например, раковины, какао-бобы, пушнина, ювелирные украшения и, наконец, золото и серебро). Позднее в обращении появились символические деньги, затраты на производство которых значительно уступали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги, разменные монеты). Дальнейшее развитие торговли привело к появлению кредитных денег, которые представляли собой обязательства вначале физических лиц, фирм, а затем и банков.
Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью, это означает, что издержки обмена денег на какие-либо другие блага равны нулю.