Надо понимать, что в исследованиях психологии личности присутствуют различные подходы к рассмотрению механизмов ее поведения и проявлений:
- физическая внешность,
- типы высшей нервной деятельности,
- биохимические свойства,
- мировоззрение,
- социальные роли,
- самосознание,
- самооценка,
- ценности, ценностные ориентации,
- идеалы,
- потребности,
- влечения,
- настроение, чувства, переживания, эмоции,
- интеллект
- способности,
- манера общения и поведения,
- мотивы деятельности,
- поступки, деяния,
- черты индивидуального характера,
- особенности национального характера,
- нравственный облик,
- образ «Я» и т.д.
! Такое понимание личности как существование многообразия различных феноменов ее проявления пришло с точки зрения эмпирических исследований и их описаний. Возникла проблема построения общей теории личности, не состоящей из суммы частных теорий[1].
Эта проблема многие годы решалась распадом единой теории личности на психофизиологические теории личности, психологию воли, мотивации, эмоций, психологию индивидуальных различий и другие подходы, в числе которых психоаналитические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические. Вышеперечисленное показывает, что феноменология личности многогранна.
|
|
Решение вопроса о создании единой теории личности заставляет обратиться к ответу на вопрос: каким способом изучать личность во всем многообразии ее проявлений – о методе познания личности. Необходимо выявлять место любого факта в жизни личности, раскрывать связь психологии личности с другими областями социальных и естественных наук о человеке.
_______________________________________________________
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 37 – 55.
! Задание 1.1. Прочитайте вышеуказанный библиографический источник и попробуйте структурировать разнообразие феноменологии проявлений личности, заполнив таблицу:
Психические состояния | Интеллектуальные способности | Свойства личности | |
Внутреннее | |||
Внешнее | |||
Сознательное | |||
Бессознательное | |||
Индивидное | |||
Групповое |
1.2. Системный и историко-эволюционный подход
к личности
Системный подход возникает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук, когда у исследователей возникает задача синтеза различных знаний при создании целостной картины явления или процесса, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов[2].
|
|
Самые различные системные исследования обладают общими характеристиками: целостность, структурность, взаимосвязь системы с закрытой или открытой средой, иерархичность, множественность описания.
С 1920-х гг. термин «система» прочно вошел в психологию (З.Фрейд, Г.Олпорт, К.Левин, Г.Мюррей, А.Маслоу и др.), т.е. адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. А с 1940-х гг. после появления теории систем Л. фон Берталанфи тенденция к системному рассмотрению в психологии личности закрепилась. Понимание природы человека лежит не в нем самом как в некотором телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь.
Системная методология анализа развития человека включает следующие положения о человеке:
1) человек выступает как «элемент» различных систем, в которых он приобретает и выражает присущие этим системам различные качества;
2) человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем;
3) необходимым моментом понимания человека является анализ целевой обусловленности различных систем, в том числе исследования зарождения, развития и функционирования целеустремленных систем;
4) системная методология как задачу исследования выделяет вопрос о необходимости возникновения феномена личности, о том, «для чего нужна личность» в процессе развития природы и общества;
5) системный анализ неизбежно обращается к поиску тех «оснований» систем, посредством которых происходит взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой[3].
Человек одновременно является элементом множества систем, взаимодействуя с которыми он приобретает и проявляет различные качества.
При изучении системных аспектов развития человека, его роли в эволюции расширяющихся систем представители системного подхода обращаются к тем закономерностям, которые выявлены на уровне конкретно-научной методологии науки – в истории, этнологии, культурологи, социологии, семиотике, эволюционной биологии.
Системный историко-эволюционный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой обусловленности развивающейся системы, предполагающей ответа на вопрос «для чего возникает явление?» после ответов на традиционные вопросы «как происходит явление?» и «почему оно происходит?».
Перечислим принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека:
1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций - тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.
þ Типичные родовые качества человека, выражающие тенденцию системы к сохранению, стоят за различными проявлениями активности субъекта – стереотипами поведения, репродуктивным мышлением, привычками, установками. Уникальные качества человека, выражающие тенденцию к изменению, проявляются в многообразных формах активности, таких, как творчество, воображение, самореализация личности.
2. В любой эволюционной системе функционируют избыточные преадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.
þ В переломные периоды жизни развивающихся систем (биологические катаклизмы, социальные кризисы) значение преадаптивной активности входящих в эти системы элементов возрастает и приоткрывает ее эволюционный смысл. Так кажущиеся излишними преадаптивными действия Джордано Бруно, взошедшего ради своих убеждений на костер, выступают как цена за адаптацию развивающейся социальной общности в целом, ее прогресс. В эволюции неадаптивные действия индивида выступают как «цена» за адаптацию вида.
|
|
3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.
þ Примером может служить гармоническое противоречие между желаемым и достигнутым.
Или, побуждаемая значимыми ценностями индивидуальность борется за то, чтобы они не только признавались группой, но и реально побуждали совместную деятельность данной группы. Отстаивая эти ценности, индивидуальность как бы подталкивает группу к более быстрому продвижению по принимаемому пути эволюции, задает зону ближайшего развития культуры. Людям, проявляющим активность, выходящим за пределы утилитарной деятельности, говорят: «Ну что, вам больше всех надо?» Благодаря изменениям, вносимым вследствие творческой активности в родовую программу группы, новая программа эволюционирования претворяется в жизнь.
_______________________________________________________
! Задание 1.2. На основе информации библиографического источника
1) определите место человека в различных системах, перечислив их;
2) опишите человека как биоэнергетический элемент биосферы, опираясь на теории В.И.Вернадского, Н.И.Вавилова, А.Л.Чижевского;
3) объясните парадокс системности: «Личность в Мире» или «Мир в Личности».
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 76 – 116.
Коссов, Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода / Б. Б. Коссов. // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 58 - 68.
_____________________________________________________________
1.3. Человек как индивид в системе биогенеза
По мнению отечественного психолога Александра Григорьевича Асмолова (1949 г.р.) существует три подхода к описанию развития человека:
|
|
1. Биогенетический подход - программа развития человека, как индивида (свойства психики, задатки, темперамент);
2. Социогенетический подход - программа социализации (вхождение человека в общество), как осваивать социальные роли, нормы, установленные ценности определяющие личность;
3. Персоногенетический подход - программа активности самосознания личности, включая индивидуальный характер, способность к самореализации, поиск смысла жизни определяет индивидуальность.
Составные элементы личности были предложены еще американским философом и психологом Уильямом Джеймсом (1842 – 1910), который подразделил их на три класса:
1) физическая личность,
2) социальная личность,
3) духовная личность[4].
В феномене индивида чаще всего фиксируется физическая личность.
! Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) - отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода:
1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт;
2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами[5].
Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Общая схема индивидных свойств человека[6]
Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида прежде всего представлялись в виде четырех основных периодов жизни, которые со времен Пифагора соотносили с временами года: период становления – до 20 лет (весна), молодость – 20-40 лет (лето), расцвет сил – 40-60 лет (осень), старость и угасание 60-80 лет (зима). Однако такая календарная периодизация состоит из объединения биологического, социального и психологического возрастов.
! Биологический возраст - возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида[7].
Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма. Основными критериями биологического возраста считаются:
1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;
2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);
3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов)[8].
При оценке биологического возраста используют показатели зрелости отдельных физиологических систем организма.
Для психологии личности биологический возраст представляет интерес в связи со следующими проблемами:
1) возрастная периодизация жизненного пути личности,
2) сензитивные и критические периоды развития индивида,
3) неравномерность (или гетерохронность) развития индивида,
4) акселерация развития индивида,
5) оценка профессиональных возможностей личности с учетом особенностей ее биологического возраста.
_______________________________________________________
! Задание 1.3.1. Дайте возрастную периодизацию в таблице, опираясь на рекомендуемый источник:
Автор периодизации | Критерий периодизации | Стадии развития психики |
Блонский П.П. | ||
Гизелл А. | ||
Холл С. |
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 273 - 275.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
! Задание 1.3.2. Дайте определения следующим понятиям и проведите их сравнительный анализ:
Понятия | Определение | Особенности |
Хронологический возраст | ||
Биологический возраст | ||
Психологический возраст |
Онтогенез –
Сензитивные периоды -
Гетерохронность развития индивида –
Акселерация -
_______________________________________________________
Биологический возраст жизни человека выступает как предпосылка разработки возрастных периодизаций личности.
_______________________________________________________
! Задание 1.3.3. Заполните таблицу:
Возрастная периодизация жизни человека [9]
Возраст | Мужской пол | Женский пол |
Новорожденный | ||
Грудной возраст | ||
Раннее детство | ||
Первое детство | ||
Второе детство | ||
Подростковый возраст | ||
Юношеский возраст | ||
Зрелый возраст (первый период) | ||
Зрелый возраст (второй период) | ||
Пожилой возраст | ||
Старческий возраст | ||
Долгожители |
_______________________________________________________
Возрастную периодизацию индивида в онтопсихологии нужно отличать от периодизаций развития личности в социальных условиях и жизненного пути развития личности.
! Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол[10].
! Половой диморфизм (от лат. di — два, morphe — форма) — явление общебиологическое, широко распространенное среди раздельнополых форм животных и растений, анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов[11].
_______________________________________________________
þ Половой диморфизм может проявляться в различных физических признаках: размер, волосяной покров, окраска, кожа, зубы и др.
_______________________________________________________
Понятие половой диморфизм употребляют в психологии личности, когда исследуют психологию половых различий в поведении людей, темпераменте, выборе профессий, дифференциации социальных ролей, формировании самосознания личности и др.
Существует гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма в работе «Эволюционная теория пола» Вигена Артаваздовича Геодакяна в контексте синтетической теории И.И.Шмальгаузена.
_______________________________________________________
! Задание 1.3.4. Запишите суть гипотезы В. А. Геодакяна, используя следующие источники:
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 285 - 286.
& http://www.ethology.ru/library/?id=21
_____________________________________________________________
Индивидуально-типические свойства личности представлены конституциональными особенностями, нейродинамическими свойствами человека и функциональной геометрией больших полушарий.
В психологии личности выделены следующие общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:
1. Любые индивидные свойства характеризуют формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
2. Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения.
3. В процессе коммуникации происходят проявление индивидных свойств человека, их значений, смыслов и символизация.
4. Использование индивидных свойств как средств, с помощью которых человек овладевает своими индивидными особенностями и корректирует их, лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личности и открывает больше возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям, в психотерапии и психокоррекции.