Социальная работа в американской системе здравоохранении

В 1905 г. водной из бостон­ских больниц доктор Р.К. Кэбот в целях развития профилакти­ческой медицины ввел социальное медицинское облуживание. Обслуживание такого рода предоставлялось только амбулатор­ным больным. Социальная работа в этой сфере давала возможность добиться «более четкого понимания любых психи­ческих и социальных условий, которые могли быть причиной нарушений умственного или физического характера у больного». Сферой изучения и деятельности социальных работников в об­ласти медицины были личность, взаимоотношения между людь­ми и условия жизни в отдельных районах.

Число социальных работников, занятых в здравоохране­нии США, начиная с 60-х годов удвоилось и сейчас составляет приблизительно 45 тыс. 45 % членов Национальной ассоциации социальных работников участвуют в программах медицинской или психиатрической помощи. Содержание деятельности социальных работников, занятых в этой сфере, то их задачи могли бы быть сформулированы следующим образом:

1) Оценить психосоциальные стрессы и стрессы, вызываемые воздействием факторов внешней среды, с которыми стал­киваются физически больные пациенты и их семьи, и оказать
непосредственную социально-терапевтическую поддержку.

2) Помочь пациентам и их семьям получить максимальную пользу от социальных программ здравоохранения.

3) Создать социальные программы по охране здоровья, включая действенные и приемлемые профилактические программы
для населения.

4) Гуманизировать программы лечебных учреждений в ин­тересах пациентов и поставить их на службу обществу.

5) Способствовать всестороннему лечению пациентов в тес­ном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работ­никами

6) Участвовать в анализе сложившегося положения и в раз­работке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения и планировать ее развитие

7) Привлекать население к участию в социальной помощи и способствовать повышению уровня его информированности.

8) Оценивать и улучшать социальную медицинскую поддержку, беря на себя инициативу и ответственность.


6.Благотворительные американские феминистские движения и их роль в формировании социальных агентств в XIX в.

Движение женщин за равноправие в начале XX века было интернациональным феноменом, но масштабы, характер и формы движений, а также риторика феминисток определялись конкретными социально-политическими условиями, культурно-историческими традициями того или иного общества.

Первоначально женское движение возникло в Северной Америке - в период войны за Независимость 1775-1783гг.

Естественно, о неравноправном положении “слабого пола” задумывались и раньше, уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что женщина - полноценный человек, она рождается с той же способностью быть свободной, полноценной личностью, что и мужчина. Среди этих сочинений можно выделить работу убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра “О равенстве обоих полов” (1673г.). В числе первых он объявил о том, что неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы

В Америке, вследствие войны за Независимость и политического кризиса, политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.

Долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

В конце XVIII – начале XIX веков многие сторонники раннего феминизма рассматривали брак, как основное орудие угнетения женщин.

Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономических и юридических реформ. Речь стали вести уже не только о естественном, но еще и о социальном праве женщины, праве на свободу, образование, труд

Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома – на текстильных фабриках. Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Маргарет Фулер в докладе “Женщина в девятнадцатом столетии” пишет, что “многие женщины задумываются над тем, что им необходимо из того, чего у них нет, и что бы они имели, если бы знали, чего хотят.

Теоретический фундамент упрочил позиции феминизма. Он стал разнообразным по форме и содержанию. К началу XX века активно действовали суфражистки, отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества.

В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX – началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в XIX в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX. – движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.


1. Общая характеристика общественного призрения и частной благотворительности в России в конце XVIII – начале XX вв.

Идеи государственного благосостояния в российском законодательстве в период правления Екатерины II. «Наказ о новом уложении» 1767 г. Ограничение открытой системы призрения. Всесторонний подход к общественному благосостоянию. Законодательство о губерниях 1775 г.: превентивные и оперативные стратегии помощи, финансирование и управление, клиенты и институты помощи. Идеи И.И. Бецкого о совершенствования системы государственного призрения.

Социально-философское осмысление вопросов призрения. Проблема личности призреваемого и способы разрешения проблем в трудах А.Н. Радищева. Социально-психологические подходы к проблемам социального восприятия материального достатка в работах Я.П. Козельского. Новое понимание «убогого» человека. Имущественное положение человека и принцип «возможности – невозможности». Принцип полезности по отношению к гражданскому обществу.

Общественно-политическая мысль в начале XIX в. Вопросы благоденствия в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Связь воспитания с общественным призрением. Взаимозависимость призрения и общественных потребностей. Институт духовенства и институт сиротства в представлениях П.И. Пестеля. Новая система богоугодных заведений. Стационарное и нестационарное призрение.

Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России XVIII века, которые созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года. Всего было семь таких комиссий. Наиболее масштабная и значимая из них, фактически собрание сословных представителей, была созвана Екатериной II в 1767 году.

Уложенные комиссии придавали российскому абсолютизму видимость сословно-представительной монархии, что соответствовало мировоззрению Екатерины II как просвещённого монарха. Реальные результаты их деятельности были ничтожны.

«Учреждения для управления губерний Всероссийския империи», указ от 7(18).11.1775 о реформе местного управления в России, в ходе которой проводилась частичная децентрализация управления и отделение суда от исполнительных органов. Создавались губернии (с населением 300–400 тыс. чел. каждая) и уезды (20–30 тыс. чел.)


2. Общественное призрение в России в период петровских реформ.

Общественное призрение в правление Петра I. Три этапа петровских преобразований в области призрения: приказная, губернская и коллежская системы. Проблема подаяния и милостыни.

Фискальная политика государства. Введение косвенных налогов и организация финансирования «социальных программ». Штрафные деньги. Институты государственного контроля.

Преобразование конфессиональной системы помощи. Образование Монастырского и Богадельного приказов и их деятельность. Духовный регламент, учреждение Духовных дел коллегии и его компетенция в делах призрения.

Меры по локализации нищенства. Борьба с профессиональным нищенством. Три уровня государственного попечения о нищих. Ревизия богаделен. Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства» и его значение. Борьба с «безразборчивой» милостыней. Призрение нетрудоспособного населения: бедных, престарелых и больных граждан.

Призрение детей-сирот. Принятие мер в отношении незаконнорожденных и брошенных детей. Проблема инфантицида в первой четверти XVIII в.

Попечение военнослужащих. Призрение отставных и увечных солдат. «Адресная» и «пенсионная» поддержка отставным военнослужащим. Взаимодействие церкви и государства в области попечения солдат.

Развитие государственного призрения в эпоху дворцовых переворотов. Формирование рабочего социального законодательства. Замена принудительного труда вольнонаемным. Регламент Мануфактур-коллегии 1723 г. «Регламент» и «Рабочие регулы» 1741 г.

Значение петровских реформ в области государственного призрения и состояние государственной благотворительности к середине XVIII в.


3. Российские приказы общественного призрения и становление территориальной модели социальной поддержки.

Территориальный тип общественного призрения. Учреждение об управлении губерниями 1775 г. и создание приказов общественного призрения: структура, финансирование и управление. Инструкция Коллегии экономии 1763 г. и введение двойного финансирования. Деятельность приказов общественного призрения. Оценка функционирования приказов в исследованиях В. Герье.

Система социального призрения в правление Екатерины II: народные школы, сиротские дома, учреждения для лечения и попечения больных и умалишенных, дома для неизлечимых, богадельни, смирительные и работные дома.

Локализация нищенства и проституции. «Устав о городском благочинии», сенатский устав 1763 г., указ о казенных имениях 1797 г. Призрение детей. Учреждение Сиропитательных домов. Организация «деревенских экспедиций». Введение пособий на детей. Социальные законодательные акты Екатерины II. Указ 1762 г. и Манифест 1779 г. и их судьба.

Благотворительные общества и союзы. Учреждения императрицы Марии Федоровны. Воспитательное общество благородных девиц. Воспитательные дома. Женские учебно-воспитательные заведения. Вдовьи дома.


4. Земская и городская системы попечения о нуждающихся в Российской империи (вторая половина XIX – нач. XX вв.).

Земская реформа 1864 г. Двойная система управления общественным призрением. Основные функции земства. Деятельность земских органов в области народного образования, в области медицинского обслуживания, в области просвещения, оказание сельскохозяйственной помощи, юридическая помощь земства.

Особенности земской системы помощи: новые субъекты призрения, детское социальное призрение, профилактика обнищания, программа по улучшению социального положения крестьянства, организация общественных работ.

«Городовое положение» 1870 г. и организация городской системы попечения. Функции городского самоуправления. Деятельность городских органов в области народного образования, в области медицинского обслуживания, в области просвещения. Особенности городской системы призрения. Городские программы по локализации социальных патологий. Городские общественные работы.


5. Развитие форм частной и общественной благотворительности в Российской империи (середина XVIII – начало XX вв.).

Благотворительность императорской семьи и императорского дома. Новые оттенки «милостыни с рук». Покровительство императорского дома. Преобразование «Благотворительного

общества» в Императорское человеколюбивое общество. Деятельность комитетов и отделений Общества во второй половине XIX в. и начале ХХ в. Огосударствление Общества. Реорганизация управления Ведомств учреждений императрицы Марии. Мариинские учебно-воспитательные заведения. Основные виды деятельности Мариинского ведомства в области призрения. Открытие попечительств для помощи людям с ограниченными возможностями.

Переход от императорской благотворительности к общественной. Деятельность различных общественных учреждений. Организация Российского общества Красного Креста. Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Общество попечения о раненых и больных воинах. Общество «Синий Крест» и другие благотворительные общества по призрению детей. Комитет по разбору просящих милостыню. «Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению».

Частная благотворительность предпринимателей и купечества. Меценатство. Мотивация отечественных филантропов. Известные отечественные благотворители: Морозовы, Бахрушины, Третьяковы, Рябушинские и др. Благотворительная деятельность женщин-дворянок.

Церковная и церковно-приходская благотворительность. Возрождение призрения через приходские братства. Основные правила для учреждения церковных братств (1864 г.). Приходские попечительства. Закон о приходских попечительствах при православных церквах (1864 г.). Деятельность Иоанна Кронштадтского. Церковные дома трудолюбия и их особенности. Забота церкви о социальном здоровье.


12.Учреждения императрицы Марии и Императорское человеколюбивое общество как институты воспитания и призрения.

Ряд дореволюционных и современных исследователей определяют несколько этапов благотворительной деятельности в России. Нам ее основные этапы представляются в таком виде: I этап – до IX века – догосударственный; II этап – IX конец XVII столетия – княжеско-церковный; III этап – рубеж XVII – XVIII веков – до реформы 1861 года – государственный; IV этап – 1861 г. – начало XX в. – общественное, частное призрение. Среди наиболее известных благотворительных обществ XIX – начала ХХ вв. следует выделить: Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны и Российское общество Красного Креста.

Человеколюбивое общество было основано в 1802 году по инициативе Александра и поначалу носило название «Благодетельного». В задачу общества входило оказание разносторонней помощи бедным, нуждающимся людям. В 1812 году общество было названо Человеколюбивым.

Другой крупной благотворительной организацией в первой половине XIX века становится Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны. Общество носило чисто образовательный характер, однако в мае 1797 г. Мария Федоровна приняла на себя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами и коммерческим училищем.

В память об императрице по указанию Николая I было создано специальное Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны, а вошедшие в его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться «Мариинскими».

Основным в деятельности Мариинского ведомства оставалась работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:

1. Призрение младенцев.

2. Опека над подростками

3. Призрение слепых и глухонемых.

4. Призрение престарелых и оказание врачебной помощи

Под атронажем Ведомства действовал целый ряд общественных благотворительных организаций: Попечительство императрицы Марии Федоровны о слепых, Императорское Женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество 1837 г., Московское Дамское попечительство о бедных и др. Так, к примеру, последнее, созданное в середине 1840-х гг. по инициативе жены московского генерал-губернатора С.С.Щербатовой, к концу XIX в. содержало 33 благотворительных учреждения, в которых не только призревали, но учили грамоте и ремеслу

13.Сословная благотворительность в Беларуси (середина XVIII – середина XIX вв.).

Сословное призрение было введено в России Петром I, получило развитие

при Екатерине II и законодательно сохранялось до начала ХХ в. В соответствии

с российскими законами призрение как обязанность возлагалось на сословные

общества и сословные корпоративные объединения не всегда добровольно. По

требованию властей сословные общества несли ответственность за социальное

положение членов сословия. Вклад сословных обществ в дело призрения и бла-

готворения менее значителен по сравнению с благотворительной деятельностью

земских, городских учреждений и частных благотворительных обществ. Сослов-

ная благотворительность имела в Петербурге специфические черты, наибольших

успехов достигла в столице купеческая сословная благотворительность.


14.Государственно-общественная помощь детям и подросткам в Беларуси (XIX – нач. XX вв.).

(Венгер)

В результате Петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот. В XIX веке общественно-государственное призрение оформляется в некую систему, становится частью социальной политики, самостоятельным институтом воспитания, социализации.

Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям в большинстве уездов Беларуси создавались и плодотворно работали многочисленные учреждения общественного призрения. Наиболее быстрый рост их числа наблюдался в последней четверти XIX – начале XX века. По данным 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г. дети в возрасте до 15 лет составляли более 43% населения на территории современной Беларуси. Устав каждого общества, перед тем как быть утвержденным Министерством внутренних дел, должен был пройти согласование в ряде других министерств. Для решения текущих задач общее собрание избирало правление (комитет, совет) общества и ревизионную комиссию. Правление, в свою очередь, избирало председателя, его заместителя, казначея и секретаря, а нередко и попечителя (попечительницу) для надзора за состоянием дел.

Благотворительные заведения, оказывающие помощь детям, условно делились на три подгруппы: «1) заведения для призрения и воспитания несовершеннолетних (воспитательные и сиротские дома, приюты, ясли и ясли-приюты, приюты исправительно-воспитательные, приюты для детей-калек, слабоумных и паралитиков, земледельческие колонии и т.д.); 2) заведения дешевого и бесплатного обучения (общеобразовательные школы и училища, приготовительные классы, училища ремесленные, профессиональные, рукодельные, технические, рисовальные, врачебные для глухонемых, слепых и т.д.); 3) заведения лечебной помощи детям (больницы общие, специальные и санатории, лечебницы и амбулатории)».

В 1899 г. на Беларуси было 66 благотворительных заведений для детей.

На территории Беларуси первый воспитательный дом основала княгиня Огинская в 1791 г. в Вильно. При воспитательном доме работали общеобразовательная школа, сапожная и столярные мастерские.

При нехватке в белорусских губерниях воспитательных учреждений брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общественного призрения, а позднее – земства. Обычно малюток отдавали на воспитание частным лицам за плату 3–5 рублей, у которых они находились обычно до 8-летнего возраста (в Гродненской губернии до 15 лет).

Детей в семьи отдавали под расписку, в которой оговаривались обязанности воспитателей «обучать питомцев по достижении надлежащего возраста грамоте и какому-нибудь ремеслу». Надзор за воспитанием подкидышей в семьях крестьян осуществляли служащие приказов, благотворительных обществ и заведений, представители земств, полиции, а позднее – настоятели православных церквей и медицинские работники. Для получения платы за питомца необходимо было ежемесячно предоставлять справку от полиции или духовного лица о том, что ребенок жив и воспитывается надлежащим образом.

С 1913 г. свои отделения в белорусских губерниях начинает открывать Всероссийское попечительство об охране материнства и детства.

В детские приюты принимали детей с 3–7-летнего возраста. В числе первых городов, в которых открылись детские приюты были Витебск, Вильно, Дрисса, Минск, Могилев. К 1903 г. на Беларуси было 29 таких детских заведений.

Дети принимались в приюты по решению Опекунского совета на основании заявления с приложением справки о бедственном материальном положении просителя.

Попечительства детских приютов на Беларуси, на которые возлагалась прямая ответственность за оказание помощи беспризорным детям бедноты и сиротам, были в каждом губернском городе. В общих вопросах они подчинялись старейшему в России Ведомству учреждений императрицы Марии. Кроме приютов Мариинского ведомства, существовали приюты, подведомственные Министерству внутренних дел (приюты приходских попечительств и братств; иностранные и иноверческие; благотворительных обществ и частных лиц), а также приюты, подведомственные Императорскому человеколюбивому обществу, приюты духовного и военного ведомств.

Одним из первых в белорусских губерниях бесплатных детских дошкольных учреждений стал открытый на частные пожертвования в 1895 г. госпожой Н.И. Оржевской в деревне
В. Пушкиной близ Вильно дневной приют «Ясли» для детей работниц из города. В течение 270 дней в году там призревались мальчики и девочки в возрасте 1–7 лет христианского вероисповедания. Было организовано регулярное бесплатное питание, выдавались одежда, обувь, прививались правила гигиены и т.д. Детей обучали чтению, пению и рукоделию.

Вопросы предупреждения девиантного (делинквентного) поведения несовершеннолетних, борьбы с детской преступностью, как одно из направлений помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, всегда были и в обозримом будущем останутся одной из главных забот социальных работников. Особую остроту они приобретают в переломные моменты истории, как это было на рубеже XIX–XX веков, когда в результате ухудшения положения низкооплачиваемых слоев населения, возросшей дифференциации доходов и расслоения деревни, а также в силу ряда других социально-экономических причин на Беларуси, как и в целом по Российской империи, резко возросла детская преступность.

Среди социальных причин подростковой преступности назывались пауперизм, пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция – словом все, что содействует развитию социальной аномалии, именуемой преступлением. Основной же причиной преступности среди несовершеннолетних считалось деморализующее влияние семьи. Сказывалось и несовершенство законодательной базы. Например, запрещалось принимать на производство детей до 15–
16 лет, в то время как школу они заканчивали в 12–13.

В 1897 г. был разработан проект закона «Об ответственности малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (14–17 лет) преступников». Он предусматривал следующие профилактические меры:

1. Просвещение.

2. Надзор за мастерскими.

3. Призрение бродячих, бесприютных, сирот.

4. Пресечение деморализации крестьянского населения в городах.

5. Пресечение деморализации детей в семье.

6. Устранение детей из тюрем.

7. Устранение детей от открытых сцен, арен, цирков, театров.

Изучение положительного опыта в Западной Европе и США, потребности совершенствования судопроизводства и требования общественности привели в 1908 г. к созданию в Петербурге Комиссии по внедрению в городе особого суда для несовершеннолетних. В январе 1910 г. суд для несовершеннолетних был торжественно открыт в отдельном помещении. Одной из основных проблем была малочисленность исправительных приютов и отсутствие мест в них.

Первым на Беларуси было основано Могилевское общество исправительных и земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних (1891), в которое вошло 35 человек. Курировало его Министерство внутренних дел. Но получив деньги, оно так и не открылось.

в 1909 г. под Могилевом открылась исправительная земледельческо-ремесленная колония для несовершеннолетних. Первоначально в ней призревалось 25 подростков, но уже через два года, когда были построены новые здания, их число достигло 50.

В самом конце XIX века с помощью обществ земледельче-ских колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников были основаны исправительные колонии в Витебской (1896) и Виленской (1898) губерниях.

В колониях Витебской, Виленской и Могилевской губерний обучение ремеслам (токарному, слесарному и сапожному) осуществлялось в мастерских, которые работали в основном на заказ, невостребованные изделия реализовывались в собственных городских магазинах, курирующих колонии благотворительных обществ. Воспитанники сами ремонтировали и обслуживали сельскохозяйственные орудия и технику, трудились на полях колонии, приносивших немалый урожай. Имелись опытные показательные участки, использовались передовые методы обработки земли и выращивания самых разнообразных сельскохозяйственных культур.


15.Феномен социальной помощи и взаимопомощи в белорусском селе: преобразования и проблемы (вторая половина XIX – нач. XX вв.).

Сословное призрение осуществлялось по сословным группам: крестьяне, дворяне, купцы, мещане, ремесленники, церковнослужители и т.д. При этом каждое из сословий на правах самоуправления призвано было заботиться об оказании помощи нуждающимся из своей сословной группы.

Что же касается крестьянства, то здесь российское законодательство перекладывало заботу об инвалидах, нищих, престарелых, сиротах, неимущих и т.д. на их родственников и сельские общества, одновременно освобождая от этих обязанностей помещиков (норма, введенная еще в ВКЛ, а затем в России указами Петра I).

Российское законодательство конца XIX – начала XX века в области борьбы с нищенством и бродяжничеством делило нищих на 4 категории: 1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание; 2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; 3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению; 4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду. Исходя из этого, представителям названных категорий определялись меры ответственности и социальной помощи.

Отношение к нищим и нищенству в белорусских селах испокон веков оставалось неизменным, основываясь на общехристианских догматах о добродетели и спасении. Нищий считался лучшим молитвенным ходатаем перед богом за грехи дающего милостыню.

Наиболее распространенными формами помощи и взаимопомощи у белорусских крестьян были: поочередное кормление нуждающихся по домам; отдача призреваемого на полное содержание одного из членов сельского общества; выдача пособий «натурой» или деньгами; помещение в благотворительные заведения различного профиля. К помощи «натурой» относили и наем для призреваемого квартиры или позволение жить в общественном здании. Обычно это были сторожки при церквах и хлебозапасных магазинах. Под «трудовой помощью» крестьяне понимали, прежде всего, известную на Беларуси издревле «толоку» – выполнение определенной хозяйственной работы общинниками в одном из крестьянских дворов (общественная обработка земли беспомощных стариков, вдов и малолетних сирот, оказание помощи погорельцам в строительстве дома, подвоз стройматериалов или выделение подвод для этой цели, обеспечение соломой для крыши, строительные работы и т.д.).

. Крестьянские общества выдавали денежные пособия в случаях смерти одного из членов семьи (на погребение и проч.), пожара, болезни, падежа скота, а также престарелым, сиротам, новобранцам, неимущим девицам при выходе в замужество и т.д.

Более всего прижилась эта форма помощи на Могилевщине. Если судить по различным материалам и документам конца XIX – начала XX века, то создается впечатление, что Могилевская губерния использовалась в качестве некой «экспериментальной площадки» для опробования новых форм социальной помощи. На средства сельских обществ в губернии повсеместно возводились так называемые «дома призрения». Обычно в домах призрения проживали неимущие и нетрудоспособные вдовы и очень редко малолетние сироты.

Стариков и детей в белорусских селах относили к одной социовозрастной группе, исходя из общепринятой типологии деления на «старых и малых», пользуясь признаком «сиротства», когда субъект оставался без попечения близких родственников.

Своеобразной формой сословной взаимопомощи, социального патронажа детей можно считать распространенный на белорусских землях в XVI – начале XVIII века обычай «дядькование», когда шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей на воспитание в крестьянские семьи.

На территории современной Беларуси одни из первых сельских яслей появились в Слонимском уезде Гродненской губернии. Организаторами этих детских благотворительных заведений были обычно сельские учительницы, фельдшерицы, жены земских врачей, священников, псаломщиков, «полуинтеллигентные крестьянские девушки» и т.п. Средства на содержание яслей и приютов поступали от сборов, организуемых по решению крестьянских обществ, а позднее – от земств.

К призрению детей относили и «сельский патронат», когда бедные крестьянские семьи принимали на вскармливание из воспитательных домов или от губернских органов общественного призрения грудных младенцев за порой весьма незначительную плату и по истечении определенного времени (от 1 года до 3 лет, а иногда и позже – в зависимости от региона) возвращали их обратно или в редких случаях усыновляли.

Таким образом, к формам общественного призрения и взаимопомощи у белорусских крестьян на рубеже веков относятся: общинное или родственное призрение; подаяние, милостыня (в основном продуктами и одеждой); единовременные, периодические или постоянные денежные пособия; распределение на сельское общество платежей неимущих крестьян; помещение детей, престарелых, инвалидов и т.п. в учреждения призрения; «талака» или трудовая помощь в полевых и других работах.

Главным и основным источником поступления средств на организацию социальной помощи и взаимопомощи в деревне были отчисления волостных и сельских обществ из так называемых «общественных денежных сумм». Далее по значению шли: пожертвования частных лиц (на селе они были значительно более редким явлением, чем в городах); различного рода денежные сборы («с ревизской души» или «кружечные») целевого назначения на строительство, организацию и содержание благотворительных заведений, помощь погорельцам, выдачу ссуд и проч.; использование части общественного имущества (здания, земли, хлебные запасы и др.); натуральные повинности как обязательное исполнение тех или иных работ по постановлениям сельских сходов, так и в виде предоставления продуктов, одежды, обуви для неимущих «однообщественников», в первую очередь для «бедных сирот или неспособных к труду»; всевозможные складчины в пользу призреваемых; штрафные деньги; остатки от расходов по смете и т.д.

16.Белорусские церковноприходские попечительства и православные братства: практика социального служения (вторая половина XIX – нач. XX вв.)

Поддержанная государством, православная церковь на Беларуси в этот период (в отличие от XV–XVIII веков) значительно превосходила все другие конфессии и была способна решать задачи благотворения, социальной помощи на самом высоком уровне.

Если в среднем по Российской империи к 1902 г. количество церковноприходских попечительств составляло, примерно, 50% от количества церквей, то на Беларуси – свыше 92%. Этому способствовали два обстоятельства: во-первых, более прочные, чем в центральной России, традиции благотворительности, уходящие корнями в менталитет белорусов, и, во-вторых, стремление православной церкви упрочить свои позиции в губерниях со значительным числом католического населения.

Руководил деятельностью попечительства Совет, в который в качестве постоянных членов входили священнослужители, в сельских приходах – волостной старшина, в городских – городской голова

Средства попечительств складывались из добровольных пожертвований (главная статья доходов), собираемых по подписке и путем «кружечных» сборов, членских взносов, платы состоятельных родителей за обучение детей в церковноприходских школах, отчислений от свободных церковных сумм, а также пособий от казны (позднее – земств), городских и сословных учреждений. В некоторых епархиях бюджет попечительств пополнялся за счет продажи икон, изготовления надмогильных крестов, деятельности кирпичных и других заводов, платы за аренду церковных помещений и процентов от выдаваемых попечительствами ссуд.

Для приходской благотворительности были характерны следующие ее основные формы: материальная помощь; медицинская помощь; просветительская деятельность.

. Распространенными формами социальной помощи стали выдача нуждающимся единовременных денежных пособий по случаю смерти близких, пожара, безработицы, при выходе бедной девушки в замужество, а также пособия к Рождеству и Пасхе, взносы за обучение и плата за проживание и т.п. На селе помощь, в основном, оказывалась натурой: снабжение бедных прихожан одеждой, обувью, продуктами, дровами и т.д., обеспечение стройматериалами, выдача или продажа по низкой цене хлеба. Денежная помощь осуществлялась при покупке коровы или лошади, при постройке дома, уплате повинностей за несостоятельных плательщиков. Ежемесячные пособия или «пособия-пенсии» выдавались преимущественно женщинам).

Духовное ведомство, а вместе с ним и церковноприходские попечительства, занималось также призрением престарелых и инвалидов. Существовали на Беларуси и приходские приюты для детей, в которых призревались сироты или дети, брошенные родителями. Попечительства обеспечивали им уход, питание и одежду, обучение в церковноприходской школе и духовно-нравственное воспитание, обучение ремеслу и трудоустройство.

В некоторых белорусских приходах вместо церковноприходских попечительств возникали братства или сами попечительства именовали себя братствами. Иногда братства объединяли пять-шесть приходов. Изначально братства – это собрание духовенства и активных мирян, либо одного, либо нескольких (иногда города, уезда, изредка – епархии) приходов. Известно, что расцвет православных братств на Беларуси приходится на XVI–XVIII века. После воссоединения Беларуси с Россией, они утратили свое общественно-политическое и культурное значение. Кроме того, режим Николая I, подавлявший всякую общественную инициативу, подавлял и братства.

С 1865 г. возобновляет свою деятельность одно из старейших и самых крупных белорусских братств – Виленское
Св.-Духовское православное братство.
К первым шагам его деятельности на ниве благотворения относится устройство помещения для бедных семейств в братском доме с двухклассным училищем для мальчиков и девочек (раздельно) и бесплатной читальней. Подопечным выдавались карманные деньги и два раза в год – одежда и обувь.

В начале XX века братства на Беларуси действовали при большинстве православных церквей. В их работе появляются новые организационные формы. Они открывают потребительские лавки, в которых бедным людям товары продавались по сниженной цене.

На Беларуси в 1858 г. возникли первые на территории Российской империи Общества трезвости. У истоков их образования стояла православная церковь.

Белорусские братства (первоначально в качестве эксперимента) организовали чтение в своих школах антиалкогольных курсов. Представляет интерес деятельность детских обществ трезвости, появившихся во многих учебных заведениях по инициативе церкви и общественности.

17.Формирование основ земской системы социальной помощи на территории Беларуси и особенности её организации и финансирования.

Среди реформ 60–70-х гг. в России, вызвавших резкий качественный рост благотворительного движения, особое место принадлежит земской реформе. Земства – выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах.

Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г., введение органов земского самоуправления перешли дела приказов общественного призрения.

Оформляется система социальной помощи на основе территориального принципа. Приняв у приказов подчиненные им благотворительные заведения (богадельни, больницы, дома умалишенных и инвалидные дома, детские приюты и т.д.), земства взяли под свою опеку строительство новых благотворительных заведений, предоставление нуждающимся крова, пищи и ухода, призрение и воспитание детей, устройство бараков и временных помещений для переселенцев и отхожих рабочих, странноприимных домов и других учреждений общественного призрения.

Уже через несколько лет земствам удалось значительно улучшить качество обслуживания социально-уязвимых слоев населения, увеличить количество благотворительных заведений, найти и применить на практике новые формы социальной помощи нуждающимся. К началу 90-х г. число лиц, получивших помощь в губерниях, в которых действовали земства, в 9–10 раз превысило их количество в неземских губерниях. Земская система призрения была более мобильна и имела более широкую сеть услуг, чем приказная.

Необходимо отметить, что понятие «общественное призрение» в то время распространялось прежде всего на такие категории нуждающихся, как нищие и нетрудоспособные. Главные расходные статьи земских бюджетов составляли затраты на строительство и работу народных школ, медицинских учреждений и т.д.

По примеру городских попечительств о бедных, земства создали аналогичные попечительства на селе, где участок совпадал с границами низшей территориальной единицы в составе уезда – волости. В состав земских попечительств входили землевладельцы, должностные лица крестьянского самоуправления, выборные из крестьян, обязательно – священник, врач и учитель. Всего – 11 человек.

Попечительства должны были, во-первых, тщательно обследовать положение каждого семейства, просящего пособия; во-вторых, определить вид и размер требуемой помощи; в-третьих, приискивать для удовлетворения нужд местные средства, состоящие из пожертвований, субсидий земских, городских и других учреждений, и, в-четвертых, заказывать самую помощь, т.е. производить пособия. Реально участковые попечительства оказывали нуждающимся различные виды услуг в самых разнообразных формах: выдача денежных пособий, устройство на работу, врачебное консультирование, помещение в богадельни и дома призрения, направление в санатории, предоставление ночлежных мест и т.п.

Земства стремились к открытым формам призрения, используя малейшую возможность оставить призреваемого в кругу семьи или родственников, снабдить его работой на дому или в специально организованных мастерских. Они сотрудничали друг с другом в организации приютов для слепых, глухонемых, калек, паралитиков и т.д. Именно земцам принадлежит идея воспитания сирот у приемных родителей. Сегодня мы называем это семейным детским домом.

На Беларуси в соответствии с Положением об управлении земским хозяйством земства стали вводиться с 1903 г. в Витебской, Могилевской губерниях. В остальных губерниях в 1911 г. Белорусские земства не обладали той полнотой прав, которые были у земств центральных российских губерний.

Белорусские земства с первых дней своего существования взяли под свою опеку социальный патронаж детей, который осуществляли земские врачи, учителя и священники, развивали посемейное призрение. Они открывали приюты, сиротские дома, ясли и детские сады, ремесленные классы, устраивали земледельческие колонии, помогали исправительно-воспитательным приютам, осуществляли трудовую и другие виды помощи.

Средства местных органов самоуправления в основном складывались за счет земских сборов с населения (1/20 доля с земель, домов, промышленных предприятий, торговых заведений), а также из пени и штрафов семи видов, различных поступлений, пошлин и так называемых «случайных доходов». Средства эти были весьма незначительны, а доходы неустойчивы. На общественное призрение удавалось расходовать не более 2–3% бюджета. Положение несколько улучшилось с 1907 г., когда земства стали получать определенные денежные дотации от государства, освобождаться от казенных повинностей. Соответственно, появилось больше возможностей для выделения средств на просветительские и соответственно благотворительные цели.

Просветительскую деятельность земств, наряду с делами собственно общественного призрения, можно и нужно рассматривать как одну из основных форм в их благотворительной деятельности. К 1913 г. на нее затрачивалось в среднем по Российской империи до 31% земских расходов, хотя их и относили к разряду «необязательных», а в Могилевской губернии даже 36,7%.

Вторым по значению направлением в деятельности земств стало заведование земскими лечебными и благотворительными учреждениями. Земства стали инициаторами создания на Беларуси системы страхования имущества и сельскохозяйственных продуктов.

В годы войны земства значительно уменьшили выделение средств на сельскохозяйственные работы, экскурсии, мелиорацию, строительство и т.д., однако «культурная работа на пользу населения» не прекращалась ни на минуту. Во всех белорусских губерниях были созданы комитеты по сбору пожертвований с населения в помощь фронту, организован сбор хлеба, холста, других необходимых вещей и продуктов для армии, действовали дружины добровольцев. Повсеместно организовывали сбор лекарственных трав для армии.

Важное место в деятельности земств заняла организация помощи военнопленным, находившимся в Австро-Венгрии и Германии. Организован сбор сухарей и других продуктов с последующей их бесплатной пересылкой с помощью Красного Креста в лагеря военнопленных.

На счету белорусских земств организация прифронтовых
общественных столовых и питательных пунктов для беженцев,
борьба против спекуляции продуктами и их фальсификации.

18.Благотворительная деятельность белорусских земств в области просвещения и образования

Просветительскую деятельность земств, наряду с делами собственно общественного призрения, можно и нужно рассматривать как одну из основных форм в их благотворительной деятельности. К 1913 г. на нее затрачивалось в среднем по Российской империи до 31% земских расходов, хотя их и относили к разряду «необязательных», а в Могилевской губернии даже 36,7%. Особенно велика роль белорусских земств в развитии народной школы. Они не только активно занимались строительством земских учебных заведений, но и поощряли инициативу крестьянских обществ, выдавая им денежные субсидии на строительство школ на селе. На счету земских органов самоуправления снабжение школ книгами, учебниками и наглядными пособиями, открытие «ночных приютов» для школьников и устройство для них бесплатных или дешевых завтраков, организация публичных и учительских библиотек, народных библиотек-читален, книжных складов, издание и распространение дешевых и популярных книг и брошюр, устройство воскресных школ для детей и взрослых, подвижных музеев и многое другое. Земствам удалось создать на селе своеобразную культурную инфраструктуру: свои печатные органы, издательства, народные театры.

Что касается проблемы устройства школ, то земские органы стремились решить ее в комплексе: строительство школьных зданий, обеспечение учебниками и наглядными пособиями, подготовка учителей; внешкольное образование. Эти проблемы решали в основном созданные в земствах школьные комиссии и школьные бюро. Социально важным фактором стало бесплатное обучение и бесплатная раздача учебников в земских школах. Удалось не только улучшить условия и качество обучения детей, но и поднять авторитет учительства, повысить заработную плату, предоставить учителю жилье.

Представители белорусских земств единодушно поддержали решения 1-го Общеземского съезда по народному образованию о немедленном введении в начальных школах четырехлетнего курса и постановки на очередь его дальнейшего массового повышения до 6 лет; о взятии земством в свои руки всего дела подготовки учительских кадров; о значительном повышении вознаграждения труда учителей (почти вдвое по сравнению с принятой минимальной платой); о расширении работы по внешкольному образованию и в первую очередь по созданию параллельно со школой сети библиотек. Наметился переход к созданию школ «повышенного типа» с 6-летним сроком обучения, что стало важным шагом к всеобщему среднему образованию.

При непосредственном участии и материальной поддержке земств открыты женские учительские семинарии в Бобруйске и Борисове, учительская семинария в Пинске. В 1910 г. в Витебске, 1913 г. в Могилеве, а через год в Минске открыты учительские институты с трехлетним сроком обучения. В Витебске начали работать ветеринарно-зоологический музей и ветеринарно-бактериологическая лаборатория, на базе которой впоследствии созданы высший сельскохозяйственный техникум (1921), а затем Витебский ветеринарный институт (1924).

19.Роль земств в организация медико-социальной помощи населению Беларуси.

Вторым по значению направлением в деятельности земств стало заведование земскими лечебными и благотворительными учреждениями. Земская медицина вошла в историю мировой медицины тем, что впервые создала сельский врачебный участок. В центре его находилась больница, которая обслуживала территорию радиусом 15–17 верст. При больнице, как правило, – родильное отделение и «заразные бараки». На одного сельского врача в земских губерниях Беларуси приходилось 28 тысяч жителей, в неземских – 98 тысяч Могилевское губернское земство в 1913 г. учредило специальный больнично-строительный фонд.

Энтузиасты земской медицины совершили настоящую революцию в деревне. Впервые за всю историю Беларуси медицинские учреждения на селе, фельдшеры и фельдшерицы, акушеры и акушерки стали обычным явлением. В отличие от стран Западной Европы, где медицинские услуги всегда обходились весьма недешево, лечение в земских медицинских учреждениях осуществлялось бесплатно или за невысокую плату. Достигнуть этого удалось во многом благодаря введению (опять-таки впервые в мире) медицинского страхования, выгодного в первую очередь для бедных, нуждающихся слоев населения. Больничный сбор составлял 1 рубль 25 копеек в год. Уплативший его освобождался от платы за лечение. Со второй половины 80-х гг. плата с крестьян за медицинскую помощь не взималась.

Без преувеличения, огромная работа была проделана по профилактике заболеваний. Земство субсидировало деньги на постройку заразных отделений и содержание уездных санитарных врачей, посылало в уезды противоэпидемические отряды. Земские медицинские работники единым фронтом выступили против деревенской антисанитарии. Это была не просто врачебная, но и пропагандистская работа. Земства наладили издание и бесплатное распространение брошюр, плакатов, листков, написанных доступным языком, со сведениями о причинах болезней и способами борьбы с ними. В белорусских селах началась массовая вакцинация жителей, осуществлялся надзор за соблюдением санитарных норм, проводилось медицинское инспектирование состояния хлебозапасных и прочих магазинов, продовольственных, складов, скотобоен и рынков.

В результате впервые удалось справиться со многими страшными заболеваниями, стабилизировать санитарно-эпидемическую обстановку, заметно снизить смертность населения. Если в 1867 г. умирали 37 человек из тысячи, то в 1917 г. – 27. Однако, несмотря на значительные достижения земской медицины, количество мест в больницах значительно уступало количеству желающих их получить. Выход искали в системе «посемейного призрения больных» или в «патронаже». За плату от медицинского учреждения пациенты помещались в крестьянские семьи в деревнях, обычно расположенных вблизи больницы.

20.Основные направления, формы и методы деятельности частных благотворителей на белорусских землях в XIX – нач. XX вв.

Частные благотворители организовывали и финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж нуждающихся и т.п. В зависимости от местных условий призрение различных групп клиентов частных благотворителей могло либо сужаться, либо дополняться другими категориями. В связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями, развитием теории и практики государственного и общественного призрения основными направлениями приложения усилий частных благотворителей на рубеже веков постепенно становятся выделившиеся в отдельные сферы социальной поддержки нуждающихся медико-социальная помощь, благотворительность в сферах образования (особенно – женского) и профессиональной подготовки, просветительской и национально-культурной возрожденческой деятельности.

По-прежнему были сильны позиции представителей древних белорусских магнатских родов. Начнем с медико-социальной помощи. Так, в 1910 г. графиня Хрептович-Бутенева построила в своем имении Щорсы Новогрудского уезда бесплатный родильный дом. В 1913 г. при родильном доме она же открыла бесплатное хирургическое отделение для неотложных вмешательств, в том числе и по женским болезням.

В деле развития медико-социальной помощи на Беларуси большое значение имели общества врачей. Например, в декабре 1879 г. по инициативе доктора медицины С.К. Свентицкого Общество минских врачей на свои средства открыло бесплатную лечебницу для приходящих бедных больных. Лекарства выдавались бесплатно или по низкой цене. Подобные больницы существовали и в Других белорусских городах.

Когда же на Беларуси во второй половине XIX века особенно остро встал вопрос о профессиональной подготовке детей и подростков, одним из первых откликнулся князь Доминик Радзивилл. На его средства были построены два ремесленных училища.

В 1914 г. на Беларуси было 55 частных учебных заведений против 33 государственных. Государственные учебные заведения вместе с пансионами при них могли функционировать, только основываясь на поддержке частных лиц, обществ и учреждений.

Не были забыты и вопросы народного просвещения. Книгоиздатель Ф.Ф. Павленков в 1905 г. на средства из своего благотворительного фонда в деревне Остромечево основал одну из первых на Беларуси бесплатных народных библиотек. Она комплектовалась произведениями белорусских, русских и зарубежных писателей.

В 1856 г. в здании библиотеки Виленского университета открылся основанный Я.П. Тышкевичем Виленский музей древностей. В конце XIX века в фондах музея насчитывалось свыше 12 тысяч экспонатов, большинство из которых было из Беларуси, в том числе коллекции оружия, слуцких поясов, гобеленов, графики, скульптуры, портретов и проч. Музей просуществовал до Первой мировой войны.

На средства белорусского шляхтича Э.А. Войниловича был построен Красный костел в Минске. Архитектора он нашел в Варшаве и попросил создать храм в память скоропостижно скончавшихся его детей Сымона и Алены. Строительство было начато в мае 1905 г. и завершено в 1910 г., когда костел был торжественно открыт при огромном стечении народа.

Развитию белорусского искусства и народного творчества способствовало возникновение обществ, организация частными лицами всевозможных выставок, музеев и других учреждений культуры. Своеобразной художественной манифестацией стала, например, самая крупная на Беларуси Краевая выставка кустарного промысла и народного творчества, организованная по инициативе Виленского сельскохозяйственного общества в сентябре 1913 г. в Вильно. Она впервые дала истинный образ народного творчества, жизни белорусов. Более 50% средств для организации выставки было получено за счет благотворительных взносов.

В городах открываются частные школы рисования, среди которых была широко известна школа Ю.М. Пэна в Витебске.

Широко распространены в досоветской Беларуси и различные общественные музыкальные объединения. В Гомельской губернии, например, была хорошо известна деятельность Музыкально-драматического общества (1908–1914). В 1910 г., когда общество возглавлял Л.С. Драгунский, оно объединяло 240 членов. Работали секции: литературная, музыкальная, драматическая. Проводились музыкальные и тематические вечера, читались лекции, обсуждались литературные новинки и спектакли, устраивались так называемые литературные суды над героями художественных произведений, ставились спектакли. Средства от платных концертов и спектаклей общество направляло на благотворительные цели.

На Гомельщине известна деятельность княгини Паскевич. Ирина Ивановна Паскевич (урожденная Воронцова-Дашкова) была одной из самых образованных женщин своего времени, свободно владела несколькими языками, переводила на английский стихи многих поэтов. Знаменитый роман графа Л.Н. Толстого «Война и мир» французы впервые прочли на своем языке благодаря ей. Однако в отечественную историю имя И.И. Паскевич вошло больше в связи с благотворением и милосердными делами. Здесь и помощь православным братствам, содержание приюта для девочек-сирот, приюта Попечительства о бедных, богадельни для пожилых женщин и патронаж способных приютских детей с обеспечением им достойного, на европейском уровне образования и множество других добрых дел.

В 1879 г. при участии И.И. Паскевич открылось Общество вспомоществования учащимся, которое материально поддерживало бедных учеников, прежде всего средних учебных заведений. С легкой руки княгини Паскевич на Гомельщине получило развитие профессиональная подготовка детей и подростков. В 1907 г. она подарила Гомельскому мужскому приходскому училищу прекрасное каменное здание стоимостью 8 тысяч рублей для размещения ремесленных классов.

Во время Первой мировой войны И.И. Паскевич основала Патриотический благотворительный фонд в помощь фронту, построила в красивейшем месте Гомеля на берегу Сожа действующий поныне добротный кирпичный госпиталь для раненых солдат и неплохо сохранившуюся до сих пор двухэтажную аптеку.

Благодаря ей город Гомель в 1907 г. обзавелся, наконец, водопроводом.

В годы революционной смуты княгиня И.И. Паскевич собрала списки своего движимого и недвижимого имущества, составила дарственную и отнесла в Гомельский ревком. Доживала свой век эта 90-летняя женщина почти слепой, забытая новой властью в маленькой комнатке.

Современные белорусские историки прославляют имя княгини Марии Магдалены Радзивилл (1861–1945), чья жизнь и благотворительная деятельность заслуживают самого пристального внимания. После смерти мужа 34-летняя вдова Мария Магдалена полностью посвящает себя активной филантропической деятельности. Особое внимание она уделяет детям-сиротам, открывает для них ряд приютов. На ее счету строительство и содержание бело-русскоязычных школ, создание Обществ трезвости, денежная поддержка белорусских студентов С.-Петербургского, Киевского и других университетов, материальная поддержка белорусских католиков и верующих других конфессий.

Однако главное дело ее жизни, имеющее неоценимое значение для развития белорусской культуры, – поддержка издательства «Загляне сонца i ў наша ваконца» в С.-Петербурге, периодических белорусских изданий «Нашей нивы». В 1915 г.
М.М. Радзивилл была удостоена звания Почетного члена ЦК Литвы за помощь инвалидам войны. Чуть позже литовское правительство наградило Марию Магдалену Большим крестом Гедимина за благотворительную и спонсорскую деятельность, которую славная дочь белорусского народа не прекращала до конца своих дней.

Стремительный рост благотворительных учреждений в европейской России, в частности в Могилевской, Минской и Витебской губерниях, приходится на начало века.

В начале XX века частная благотворительность на первое место ставит не просто оказание материальной (порой безадресной) помощи нуждающимся, а создание условий, позволяющих вырастить физически и нравственно здоровых юношей и девушек.

По данным за 1897 г., благотворительные учреждения (т.е. благотворительные общества и благотворительные заведения) распределялись по территории Северо-Западного края следующим образом: Виленская губерния – 78, Витебская – 89, Гродненская – 68, Минская – 103, Могилевская – 163 учреждения. Примерно такое же соотношение сохранялось по расходам на содержание благотворительных учреждений. Большинство из них находилось в городах.

Особенно активизировалась частная благотворительная деятельность на Беларуси в годы Первой мировой войны, вызвавшей поначалу небывалый взрыв патриотизма. В Минске, Гомеле, Витебске и во многих других больших и малых городах развертывается широкая сеть благотворительных учреждений. В Минске, например, на средства белорусских филантропов были построены лазарет императрицы Марии, собственный госпиталь императрицы Марии, Серафимовский лазарет.

Государство стремилось всячески поддерживать развитие частной благотворительности, которой был придан статус национально значимого деяния. В ранге высочайших покровителей к этому делу были подключены члены императорской семьи. В конце века по высочайшему повелению была образована комиссия для пересмотра действующего законодательства о социальной помощи бедным, но войны и революции помешали ее работе.

Указ от 17 мая 1897 г. давал право Императорскому человеколюбивому обществу устанавливать должности как бесплатные, так и платные или «классные» с предоставлением получившим их прав действительной государственной службы. Продвигаясь по служебной лестнице, можно было достичь V класса, что соответствовало гражданскому чину коллежского советника или военному – полковника. Можно утверждать, что этим указом было положено начало становлению профессионального общественного призрения, или (по терминологии нашего времени) профессиональной социальной работы.

Правительство императорской России активно искало и находило способы поощрять проявления филантропии, награждало благотворителей и меценатов орденами, предоставляло всевозможные льготы, производило в дворянство или в почетное гражданство, выдавало персональные пенсии или пособия. Особо заслуженные члены благотворительных обществ, их сотрудники имели право на ношение мундиров и отличительных знаков соответствующих благотворительных учреждений. К примеру, знаки жертвователей и активных деятелей Императорского человеколюбивого общества были трех видов: серебряно-вызолоченные, серебряные и бронзовые. Их можно было приобрести соответственно за двести, сто и пятьдесят рублей. Аналогичные нагрудные знаки Виленского православного Св.-Духовского братства стоили несколько дороже и выдавались за особые заслуги.

Нередкими были приемы у губернаторов, обеды в честь отличившихся благотворителей и жертвователей больших сумм на нужды презрения, присвоение имен филантропов и меценатов благотворительным учреждениям, музеям, библиотеками, учебным заведениям, улицам. Информация об этом помещалась на видных местах в газетах и журналах.

21.Тенденции и особенности развития практики социального обеспечения и социальной работы в европейских странах в первой половине XX века.

Социально-исторический контекст практики соци­альной работы и социального обеспечения в Европе в XX веке связан со многими факторами, среди них важнейшими являются ориентация на семью, как ес­тественно-историческую форму поддержки при всех случаях риска, изменение характера гражданского общества, свободный рынок, появление новых функ­ций у государства, профессионализация социальной работы.

Семья как институт помощи и поддержки в Европе является основой благосостояния общества, не случай­но ей уделяется такое большое внимание законода­тельством всех основных европейских государств. Со­циальная помощь, социальная работа, социальная пе­дагогика, главным образом учитывают индивида в контексте семейных отношений, с этих же позиций рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и государства, намечаются стратегии государственных подходов к социальному обеспечению.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — в широком смысле — сфера обширных социальных отношений и общественного участия в качестве противовеса более строгим действиям государства или экономики.

Второй важный фактор связан с концептами граж­данского общества в XX веке. Гражданское общество через систему благотворительных учреждений и ассо­циаций взяло на себя решение многих проблем, связан­ных с благосостоянием. Во всех основных европейских странах система благотворительности находится под за­конодательным патронатом государства, она является важнейшим фактором экономики социального сектора. Как структура социальной организации благотворитель­ность развивалась в XX веке в тесном контакте с госу­дарственными учреждениями социальной поддержки. Можно было наблюдать как во Франции и Германии боль­шое место в системе благосостояния государства уделе­но было добровольным организациям, правительство шло навстречу через систему консультаций на государствен­ном и местном уровне, когда необходимо было обеспе­чивать сотрудничество с бизнесом и государственными организациями. В Великобритании гражданское обще­ство имело существенное влияние на развитие полити­ки благосостояния в государстве. Можно отметить, что в XX веке наметилась тенденция профессиональной де­ятельности социальных работников в некоммерческих и частных организациях.

Рынок — один из источников благосостояния в совре­менной Европе. Рынок явился одним из факторов усиле­ния практики социальной работы, так как системы социального страхования, работа с организациями, сообще­ствами, в том числе и территориальными, привнесла в практику социальной работы новые элементы развития.

Государство развивалось в XX веке как главный инструмент и источник благосостояния. Концепты со­циального государства или государства социального благоденствия зарождаются в конце XIX века. Идео­логия коллективной солидарности позволила на раз­ных континентах западной цивилизации осмысливать в различных моделях «социального государства» (в немецкоязычных странах) и «государства всеобщего благоденствия» (в англоязычных странах) проблемы справедливого общественного распределения и пере­распределения в условиях свободного рынка. Индус­триальный рынок и демократическая система породи­ли, с одной стороны, рост национального богатства, с другой — социальное противостояние различных об­щественных слоев. В этих условиях осуществляются поиски механизмов равенства и справедливости.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ/СО­ЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — государственное предо­ставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан.

Впервые понятие «социальное государство» вводит­ся немецким ученым Л. фон Штайном в конце XIX века. Он считал, что социальное государство «обязано поддер­живать абсолютное равенство в правах для всех обще­ственных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано... способ­ствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Понятие «социальное» определяло новое качественное содержа­ние общественного становления на этапе индустриаль­ного развития. Избирательное право, формирование страховой системы, позволяющей минимизировать про­изводственные и социальные риски, гарантированный минимальный доход, обеспечение определенного уров­ня благосостояния — таковы основные политические действия со ст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: