Платон (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ – идеалист, ученик Сократа, основатель одного из наиболее мощного направления объективного идеализма. Отстаивая идеал. взгляд на мир П. активно боролся против материальных учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «идеями» и которые отожествил с бытием. «Идеям» П. противопоставил небытие, отожествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. -учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. П. различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «идеях». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Между «идеями» и чувственными вещами П. поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания – диалектика, под которой П. понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. В учении об обществе П. изобразил идеальное государство, существование которого основано на рабском труде. Система И.Г. изложена в работах: «Государство» и «Законы». Сущность его в том, что государством правят философы, его охраняют «стражи» или «воины», ниже этих обоих разрядов идут ремесленники. Основные принципы, на основе кот. строится государство:
|
|
1. идеальность (тесная связь с миром идей – ид. гос-во должно соответствовать идеи, кот. находиться в идеальном мире)
2. сословность (гос-во должно поддерживать кастовое деление общества
а) люди, приобщенные к миру идей, т.е. с золотой душой (ученые, мудрецы, философы)
б) люди с железной душой (военно- служащие, имеющие волевой характер)
в) люди с медной душой, т.е. связанные с торговлей, земледелием)
3. общественная собственность (для совершения своих идей не д. б. частной собственности, поэтому д.б. по сословию)
4. единомыслие (д.б. единая идеология, а иная идеология д. преследоваться и жестоко караться)
Обосновывая проект идеальн. государства П. подверг критике существующие формы госуд. власти. Концепция И. Г. в целом была утопией – государство тоталитарное.
|
|
Основные положения философии П. можно свести к следующим мыслям:
1. первоосновой всего бытия являются идеи (они причины всего бытия)
2. идеи локализуются в особом месте, кот. расположено далеко, в «умном месте», в особом мире идей.
3. идеи не доступны челов. чувствам, т. к. находятся далеко, поэтому они м. б. осмыслены др. человеческим чувством – мышлением, т. е. разумом.
4. мир идей сложен, он имеет свою структуру, кот. можно представить в виде пирамиды.
Отношение к этому ученому было неоднозначно. У П. были не только сторонники, но и противники - материалисты. Сторонники видели достоинства:
1. они указали, что именно П. наиболее правильно разрешил идею о бытие.
2. П. создал прочную основу идеальн. мира, кот. заключен в человеке.
3. П. впервые четко в филос. Размышлении поставил вопрос о субординации первичного и вторичного мира (идеального и материального, отдав предпочтение идеальному)
4. П. возвысил роль всего духовного, идеального, жизни человека (научн. знания, роль искусства, чел. психики, самой философии, религии).
Противники указывали на недостатки:
1. П. принизил роль всего материального мира объявил его не вечным.
2. найдя общий знаменатель в виде идеального мира упростил всё окружающее наше богатство, т.е. омертвил его.
3. П. создал одну из первых фил. систем, кот. претендовало на однозначное объяснение, называясь абсолютной истиной.