Особенности социального познания. Истина и интерес, истина и ценность

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Специфика познания обуславливается особенностями объекта познания.

Социальное познание – это система знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах. Специфика этого вида познания заключается в том, что в качестве объекта выступает деятельность самих субъектов познания. В объекте социального познания изначально присутствует его субъект.

Общество и человек – это с одной стороны часть природы, с другой – творения самого общества и самого человека. В обществе действуют и социальные и индивидуальные, материальные и идеальные силы, объективные и субъективные факторы; имеют значение и чувства и разум, сознательные и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Сложность и многообразие общественной жизни обусловливают трудность социального познания и его специфику.

К объективным трудностям социального познания добавляется личностный фактор, а также историческая обусловленность (уровень развития материальной и духовной жизни общества, социальная структура, господствующие интересы).

Особенности различных сторон социального познания

Онтологическая сторона – объяснение бытия общества, закономерностей и тенденций его развития.

Последователи Канта указывали на сложность социального познания, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет, все явления носят индивидуальный характер, само общество существует лишь как наше представление о нем, а не как объективная реальность.

На самом деле человеческое общество имеет объективную природную основу. Объект и субъект (общество и человек) диалектически взаимодействуют.

Объективные социальные факторы, составляющие основу общества – уровень экономического развития, материальные интересы и потребности людей. Социальные, политические и идеологические структуры возникают на определенном экономическом базисе.

Гносеологическая сторона – может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов.

Вопросы гносеологии социального познания:

- каким образом осуществляется познание общественных явлений,

- каковы возможности и границы их познания,

- роль общественной практики и значение личного опыта познающего субъекта в социальном познании,

- роль соц-исследований и соц-экспериментов в социальном познании.

Аксиологическая сторона – любое познание связано с ценностными образцами, пристрастиями и интересами познающих субъектов. Ценностные предпосылки определяют выбор объекта познания, формы и методы познания, специфику истолкования результатов социального познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах познания. Возникает вопрос: как быть с объективной истиной? Ведь ценности персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ неоднозначен. Одни философы полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании не позволяет называть социальную философию наукой, другие придерживаются противоположной точки зрения. Сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, но и всему познанию, в том числе наукам о природе. Ценностная сторона способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах, с разных позиций, т.е. происходит более конкретное, многостороннее описание социальных феноменов, и более научное объяснение социальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: