Тема 18. Русская школа конца XIX - начала XX века

Следует отметить, что для данного периода характерна очередная волна оживления общественного интереса к проблемам народного просвещения. Один из самых важных вопросов этого времени - вопрос о всеобщем обязательном бесплатном начальном образовании. Соответственно обществом предлагаются многочисленные проекты решения этой проблемы малыми затратами времени и средств.

В этот период появляются дошкольные воспитательные учреждения (детские сады и ясли при фабриках, земствах, педагогических обществах).

Мужская средняя школа представлена гимназиями, прогимназиями, реальными училищами, духовными семинариями, военно-учебны­ми общеобразовательными заведениями. Женская средняя школа представлена государственными гимназиями, мариинскими гимназиями, институтами, епархиальными училищами.

Проекты реформы средней школы предусматривали: сближение реальных и классических гимназий в правах; сокращение учебного времени на изучение древних языков; уделение внимания нравственному, физическому воспитанию; улучшение материального положения учителей; смягчение экзаменационных требований.

Высшая школа представлена университетами, медицинскими, юридическими, историко-филологическими, техническими, лесными, сельскохозяйственными, военными, женскими вузами.

Внешкольное образование представлено библиотеками, народными чтениями, воскресными школами, курсами.

Профессионально-техническое образование представлено средними техническими училищами, низшими техническими училищами, ремесленными училищами, школами ремесленных учеников.

Специальное педагогическое образование представлено курсами, семинарами, педагогическими институтами, восьмыми классами женских гимназий.

Важно подвести итоги общественного периода истории русской педагогики. К ним можно отнести: 1) развитие начального образования; 2) развитие внешкольного образования; 3) совершенствование внутренней организации начальной школы; 4) развитие женского образования; 5) появление частных высших женских курсов; 6) развитие педагогической науки и литературы; 7) развитие теории и практики семейного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: