В настоящее время все явственней ощущается угроза потери " исторической культуры " (по определению Ортеги) вследствие ее массовизации, снижения интереса к классическому культурному наследию, искажения культурной истории в политических целях, прагматичного подхода в сфере образования и целого ряда других причин.
Альтернативой подобным негативным тенденциям и единственной гарантией сохранения целостности и преемственности общечеловеческой культуры становится осознание каждым индивидом личной сопричастности мировому культурно-историческому процессу. А без понимания сути и закономерностей этого процесса нельзя рассчитывать на правильный выбор вектора дальнейшего развития.
Разнообразие культур ― очевидный исторический факт. Попытки создания теоретической концепции, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса, предпринималась многими философами и учеными. Культурология, являясь наукой-перекрестком, большой объем знаний заимствует из истории, а сама история, под влиянием культурологии, осмысляется через категории культуры.
Начиная с XVII века понимание истории человечества связано с идеей прогресса, утверждающей, что в процессе развития условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Предполагается, что существуют единые законы истории, которые определяют последовательность этапов этого продвижения, так что все народы, хотя и с разной скоростью, двигаются по одному и тому же историческому пути, рано или поздно проходят одинаковые стадии, в которых развитие культуры протекает по подобным законам.
Каждому культурно-историческому этапу соответствует определенный тип культуры, в рамках которого культуры разных народов имеют отчетливо выраженные, присущие именно данному типу черты. Историческая типология культуры ― классификация культур по типам, с определением места конкретной культуры в мировом культурно-историческом процессе.
Эти последовательные периоды (этапы) положены в основу линейной схемы формирования основных культурно-исторических типов (см. рис.):
· Первобытная культура, начало которой восходит к 40 тыс.л. до н.э. (по некоторым данным ― ок. 80 тыс.л. до н.э.), а завершение относится ко времени появления первых древних государств в IV тыс.л. до н.э.;
· культура Древнего мира (включая культуру Античности) ― ок. IV тыс.л. до н.э. - V в.;
· культура Средневековья ― V-XIII вв.;
· эпоха Возрождения (Ренессанс) и Реформации ― XIV-XVI вв.;
· к ультура Нового Времени (включая Просвещение) ― XVII-XIX вв.;
· Новейшая культура ― XX в.
Если на ранних этапах культурно-исторический процесс в разных регионах был более-менее синхронизирован, то последние пять-шесть столетий (с периода Средневековья) наиболее динамично развивающейся становится европейская культура.Именно в ее истории первыми проявляются черты новых культурно-исторических этапов. поэтому здесь приведены хронологические рамки для европейского региона.
Смена одного исторического типа другим определяется многими факторами экономического и политического характера, изменением мировоззрения. Так, переход от Первобытности к Древнему миру связан с формированием классового общества и первых государств, что отразилось в представлении о божественном мире, как о некоей высшей иерархии. Становление средневекового типа культуры во многом обусловлено утверждением монотеистических воззрений (христианство, ислам) и доминированием религии в жизни общества. Переходная культура эпохи Возрождения положила начало замене религиозных ценностей на светские. Наступление Нового времени в европейской культуре связано с коренным изменением типа мировоззрения ― религиозное мировоззрение, характерное для предыдущих эпох, сменяется главенством научного мировоззрения.
Важно понимать, что линейность и последовательность схемы смены основных культурно-исторических эпох весьма условна. На любом этапе культурно-исторического процесса параллельно с культурой более прогрессивного типа существуют и культурные системы более ранних исторических типов. Современная культура человечества представлена практически всеми культурно-историческими типами: первобытной культурой реликтовых племен Центральной Африки, Центральной Южной Америки, Австралии и островов Океании; близкой по типу к культуре Древнего мира
культурой ряда государств Африки; во многом сохраняющими средневековый уклад культурами большинства исламских государств и т.д.
В настоящее время, можно говорить о лидерстве " западной " культуры или культуры европейского типа, к которой относится также культура североамериканского и ряда других регионов мира. Западная культура экспансивно расширяет свое влияние на такие самобытные культуры, как славянская и мусульманская, культуры Восточной Азии и пр. Сохраняя отчасти свою самобытность, они все активнее втягиваются в структуру новейшей культуры, что является ярким свидетельством нарастающих темпов глобализации культуры.
В последнее десятилетие ХХ - первое десятилетие ХХI вв. европейская, американская и вовлеченные в их орбиту культуры, в том числе, культура Украины, переживают глубокий кризис, затрагивающий практически все стороны жизни человеческого сообщества. Поэтому наше непростое время не вписывается пока в сложившуюся типологию культур. Человечеству, как уже говорилось в первом разделе, еще только предстоит определиться с выбором собственного будущего.
Несомненно одно ― неизбежна фундаментальная смена мировоззрения, а значит, мы стоим на пороге нового культурно-исторического этапа.
Лекция 3. культурА ПЕРВОБЫТНОСТИ
План лекции:
1. Культурно-исторические предпосылки становления человека.
2. Историческая периодизация первобытной культуры.
3. Материальная составляющая культуры первобытного общества.
4. Духовный мир первобытного человека.
5. Важнейшие черты первобытной культуры.