Культурно-исторические типы

В настоящее время все явственней ощущается угроза потери " исторической культуры " (по определению Ортеги) вследствие ее массовизации, снижения интереса к классическому культурному наследию, искажения культурной истории в политических целях, прагматичного подхода в сфере образования и целого ряда других причин.

Альтернативой подобным негативным тенденциям и единственной гарантией сохранения целостности и преемственности общечеловеческой культуры становится осознание каждым индивидом личной сопричастности мировому культурно-историческому процессу. А без понимания сути и закономерностей этого процесса нельзя рассчитывать на правильный выбор вектора дальнейшего развития.

Разнообразие культур ― очевидный исторический факт. Попытки создания теоретической концепции, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса, предпринималась многими философами и учеными. Культурология, являясь наукой-перекрестком, большой объем знаний заимствует из истории, а сама история, под влиянием культурологии, осмысляется через категории культуры.

Начиная с XVII века понимание истории человечества связано с идеей прогресса, утверждающей, что в процессе развития условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Предполагается, что существуют единые законы истории, которые определяют последовательность этапов этого продвижения, так что все народы, хотя и с разной скоростью, двигаются по одному и тому же историческому пути, рано или поздно проходят одинаковые стадии, в которых развитие культуры протекает по подобным законам.

Каждому культурно-историческому этапу соответствует определенный тип культуры, в рамках которого культуры разных народов имеют отчетливо выраженные, присущие именно данному типу черты. Историческая типология культуры ― классификация культур по типам, с определением места конкретной культуры в мировом культурно-историческом процессе.

Эти последовательные периоды (этапы) положены в основу линейной схемы формирования основных культурно-исторических типов (см. рис.):

· Первобытная культура, начало которой восходит к 40 тыс.л. до н.э. (по некоторым данным ― ок. 80 тыс.л. до н.э.), а завершение относится ко времени появления первых древних государств в IV тыс.л. до н.э.;

· культура Древнего мира (включая культуру Античности) ― ок. IV тыс.л. до н.э. - V в.;

· культура Средневековья ― V-XIII вв.;

· эпоха Возрождения (Ренессанс) и Реформации ― XIV-XVI вв.;

· к ультура Нового Времени (включая Просвещение) ― XVII-XIX вв.;

· Новейшая культура ― XX в.

Если на ранних этапах культурно-исторический процесс в разных регионах был более-менее синхронизирован, то последние пять-шесть столетий (с периода Средневековья) наиболее динамично развивающейся становится европейская культура.Именно в ее истории первыми проявляются черты новых культурно-исторических этапов. поэтому здесь приведены хронологические рамки для европейского региона.

Смена одного исторического типа другим определяется многими факторами экономического и политического характера, изменением мировоззрения. Так, переход от Первобытности к Древнему миру связан с формированием классового общества и первых государств, что отразилось в представлении о божественном мире, как о некоей высшей иерархии. Становление средневекового типа культуры во многом обусловлено утверждением монотеистических воззрений (христианство, ислам) и доминированием религии в жизни общества. Переходная культура эпохи Возрождения положила начало замене религиозных ценностей на светские. Наступление Нового времени в европейской культуре связано с коренным изменением типа мировоззрения ― религиозное мировоззрение, характерное для предыдущих эпох, сменяется главенством научного мировоззрения.

Важно понимать, что линейность и последовательность схемы смены основных культурно-исторических эпох весьма условна. На любом этапе культурно-исторического процесса параллельно с культурой более прогрессивного типа существуют и культурные системы более ранних исторических типов. Современная культура человечества представлена практически всеми культурно-историческими типами: первобытной культурой реликтовых племен Центральной Африки, Центральной Южной Америки, Австралии и островов Океании; близкой по типу к культуре Древнего мира

культурой ряда государств Африки; во многом сохраняющими средневековый уклад культурами большинства исламских государств и т.д.

В настоящее время, можно говорить о лидерстве " западной " культуры или культуры европейского типа, к которой относится также культура североамериканского и ряда других регионов мира. Западная культура экспансивно расширяет свое влияние на такие самобытные культуры, как славянская и мусульманская, культуры Восточной Азии и пр. Сохраняя отчасти свою самобытность, они все активнее втягиваются в структуру новейшей культуры, что является ярким свидетельством нарастающих темпов глобализации культуры.

В последнее десятилетие ХХ - первое десятилетие ХХI вв. европейская, американская и вовлеченные в их орбиту культуры, в том числе, культура Украины, переживают глубокий кризис, затрагивающий практически все стороны жизни человеческого сообщества. Поэтому наше непростое время не вписывается пока в сложившуюся типологию культур. Человечеству, как уже говорилось в первом разделе, еще только предстоит определиться с выбором собственного будущего.

Несомненно одно ― неизбежна фундаментальная смена мировоззрения, а значит, мы стоим на пороге нового культурно-исторического этапа.

 
 

Лекция 3. культурА ПЕРВОБЫТНОСТИ

План лекции:

1. Культурно-исторические предпосылки становления человека.

2. Историческая периодизация первобытной культуры.

3. Материальная составляющая культуры первобытного общества.

4. Духовный мир первобытного человека.

5. Важнейшие черты первобытной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: