Ценовая политика – это принципы и методики определения цен на товары и услуги.
Ценовая стратегия – это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствие рыночным целям фирмы.
Ценовые стратегии: 1) на новые товары: снятие сливок; проникновение; среднерыночные цены; 2) при изменении цен: стабильные цены; исчерпание; рост проникающей цены; 3) в отношении с конкурентами: преимущественная цена; следование за конкурентом; 4) в отношении покупателей: дифференциация; ценовые линии; ценовая дискриминация.
I) Стратегия формирования цены включает:
– установление цен в рамках товарного ассортимента (ступенчатое дифференцирование цен внутри ассортиментной группы) (ценовые ориентиры…);
– установление цен на сопутствующие товары (автомобили: базовая и люксовая комплектация);
– установление цен на обязательные принадлежности;
– установление цен на побочные продукты;
– установление цен на товарные наборы.
II) Стратегия корректировки (адаптации) цены включает:
– ценообразование со скидками и зачетами;
– дифференцированное ценообразование (в зависимости от потребителей, самих товаров, места нахождения);
– ценообразование с учетом психологии покупателя (цены-эталоны) (+ информационная функция цены);
– стимулирование сбыта.
III) Инициативное повышение или понижение цен.
Процесс ценообразования: 1) определение задач ценообразования, 2) определение базового уровня цен, 3) выявление спроса, расчет издержек, 4) установление рыночной цены, учет цен конкурентов; 5) корректировка (адаптация) цен.
Ценовая стратегия на основе издержек: постоянные издержки - это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара. Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме. Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства Общие = Постоянные + Переменные
Ценовая стратегия на основе спроса: столько, сколько готов заплатить потребитель и обратно – только такой товар, который может купить потребитель.
Ценовая стратегия на основе конкуренции:
– при чистой конкуренции: спрос, конкуренты, ценовая политика несущественна;
– при монополистической конкуренции:
– при олигополии: т.к. продавцов немного, ценовая политика определяется самими продавцами;
– при чистой монополии: продавец-монополист один, поэтому цена – любая, на усмотрение продавца.