Управление маркетингом в организации становится актуальным при становлении рынка потребителя.
Маркетинговая служба (отдел или бюро) предприятия должны заниматься решением следующих задач:
– постоянный мониторинг рынка и анализ всей внешней среды (ближнего и дальнего окружения) с целью определения возможных направлений развития предприятия (фирмы) в перспективе;
– организация постоянного сбора, хранения и обработки данных о покупателях с целью выявления тенденций развития рынка и прогнозирования объема продаж в зависимости от состояния внешней среды и возможностей предприятия;
– определение номенклатуры товаров для производства, которые найдут сбыт на рынке, а также потребительных свойств этих товаров;
– разработка товаров рыночной новизны;
– определение наступления стадии спада по морально устаревшим товарам и разработка рекомендаций по их выведению с рынка;
– разработка рыночных стратегий развития предприятия и планов конкретных действий по продвижению товаров на рынок;
|
|
– контроль осуществления технологических процессов и их корректировка в случае выявления отклонений, обеспечивающих снижение качества выпускаемой продукции и, как следствие, трудности сбыта;
– создание систем внешних коммуникаций, проведение рекламных кампаний, организация связей с общественностью;
– разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта и рекомендаций по их выполнению;
– участие в создании и развитии миссии фирмы (предприятия), формирование и поддержание на высоком уровне ее имиджа.
Организационная структура — документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия. Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности и необходимых для достижения этих целей подразделений, выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы организации.
I) Функциональная – по функциям, например, отделы исследования рынка, разработки товара и планирования ассортимента, рекламы, формирования спроса и стимулирования сбыта, сбыта, послепродажного обслуживания.
+ Простота управления,Описание обязанностей сотрудника, Функциональная специализация и рост квалификации кадров.
- Отсутствует управление маркетингом конкретных товаров на конкретных рынках
II) Товарная – по видам товаров или групп товаров, например, отделы по товару «А», товару «Б», товару «В», или отделы по товарам для взрослых, товаров для детей, женских товаров, мужских товаров и т.п. Внутри каждого отдела по товару или группе товаров создаются свои функциональные отделы.
+ Полный маркетинг каждого товара, Более глубокое изучение специфики потребностей рынка и удовлетворение их.
|
|
- Увеличение затрат и расширение обязанностей у сотрудников затрудняет рост их квалификации,Наличие дублирующих друг друга подразделений
III) Рыночная – по рынкам, сегментам.
+ Высокая координация служб при внедрении на рынок,Разработка комплексной программы внедрения на рынок,Более достоверный прогноз рынка
-Сложная структура,Низкая степень специализации деятельности,Дублирование функций,Плохое знание товарной номенклатуры, Отсутствие гибкости
4)Смешанная организация. Используется крупными компаниями. Основывается на использовании двойной подчиненности. Минусы такой организации – большие затраты, действия часто требуют согласованности, риск возникновения конфликтов. Плюс – охват своим вниманием товаров и рынков. Смешанные: 1) функционально-товарные, 2) товарно-рыночные, 3) …-штабные, 4) матричные структуры.
Разрабатываемая или внедряемая структура маркетинговой службы должна отвечать следующим требованиям: быть максимально простой; обеспечивать эффективную систему связей между подразделениями; быть малоуровневой (малозвенной); иметь хорошую гибкость и приспособляемость.
(2) ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ