Рентабельность – характеризует эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятий. Ими могут быть: издержки производства, основные и оборотные средства, фонд заработной платы, ресурсы предприятий. Выбор относительного показателя зависит от того, какая сторона финансово–хозяйственной деятельности изучается. Уровень рентабельности исчисляется в процентах.
Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы:
– рентабельность продукции;
– рентабельность производственных фондов;
– рентабельность вложений в предприятие.
1.1) рентабельность всей продукции: (прибыль от реализации / затраты на производство и реализацию) * 100%;
1.2) рентабельность каждого конкретного вида продукта: (прибыль от реализации конкретного вида продукции / себестоимость конкретного вида продукции) * 100%;
1.3) рентабельность продаж: (прибыль от реализации / выручка от реализации) * 100%;
2) рентабельность производственных фондов и материальных оборотных средств: (общая чистая прибыль / (среднегодовая стоимость основных производственных фондов + средние остатки оборотных средств)) * 100%;
3.1) рентабельность капитала: (общая чистая прибыль / среднегодовая стоимость активов) * 100%;
3.2) рентабельность активов: (общая чистая прибыль / среднегодовая стоимость всех активов) * 100%;
3.3) рентабельность основного капитала: (общая чистая прибыль / сумма основного капитала) * 100%;
3.4) рентабельность оборотного капитала: (общая чистая прибыль / средняя стоимость оборотного капитала) * 100%;
+) рентабельность инвестиций: (чистая прибыль + выплаченные проценты по кредитам и займам) / (собственный капитал + долгосрочные обязательства);
+) рентабельность функционирующего капитала (реально участвующего в формировании прибыли): прибыль организации / среднегодовая стоимость капитала (минус незавершенное строительство);
+) рентабельность собственного капитала: чистая прибыль / стоимость собственного капитала.
Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже ни имеет убытков, но не получает и прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.