Междисциплинарный характер научного исследования конфликтов

Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки – конфликтологии – в России уже созданы. Отечественная конфликтология черпает свои знания из одиннадцати научных отраслей, к которым относятся психология, социология, политология, военная наука, история, правоведение, философия, искусствоведение, математика, социобиология, педагогика.

Военная наука рассматривает конфликт как самостоятельное явление. Это обусловлено введением в 1980-х гг. наряду с понятием «война» понятия «военный конфликт», в результате чего война стала пониматься как сложное социальное явление. Исследование военного конфликта осуществляется в следующих направлениях:

1) разработка теории собственного военного конфликта, которая включает в себя сущность, классификацию, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, а также факторы эскалации, т.е. развития конфликта;

2) роль и место армии в вооруженных конфликтах;

3) стратегические вопросы подготовки и действий вооружен­ных сил в военных конфликтах;

4) действия видов и родов войск в вооруженных конфликтах;

5) влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнеде­ятельности общества.

В искусствоведении конфликт выступает одним из централь­ных понятий. Этот термин появился в искусствоведении в нача­ле 1930-х гг. и в первую очередь понимался как художественный конфликт. В дальнейшем этот термин стал использоваться в театре, кино, искусстве для характеристики отдельных проявлений, собы­тий, теорий, творческих продуктов и т. п. Существуют разные под­ходы к пониманию и изучению проблемы конфликта в искусстве:

1) художественный конфликт как частный момент искусства, когда в качестве структурной единицы анализа выступает произ­ведение (несколько произведений), которое рассматривает кон­фликт в его предметно-тематической и структурно-композици­онной функции;

2) конфликт как основание проявления общих для того или иного жанра процессов, и в этом случае присутствует более высо­кий уровень абстракции;

3) конфликт как эстетическая категория, рассматриваемая с философской точки зрения.

Исторические науки опосредованно изучали военные конф­ликты довольно давно, но понятие конфликта как самостоятельного явления было введено в научный оборот в 1970-х гг. В истори­ческих науках изучение конфликта осуществляется по следующим направлениям:

1) международные конфликты, и в этой области основной задачей исследования является выявление закономерностей их воз­никновения и развития, а также прогнозирование возможных тенденций в развитии отношений между государствами;

2) региональные конфликты, в которых основными субъектами противодействия являются развивающиеся страны;

3) конфликты на Ближнем Востоке, которые выделяются в особое направление, так как в нем проводится довольно много ис­следований и печатается множество публикаций (около 20% всех публикаций по вопросам конфликтов);

4) развитые страны и конфликты в странах третьего мира, и в этом направлении основное место принадлежит работам, в ко­торых осуществляется анализ политики США, Франции, Герма­нии и других стран блока НАТО по отношению к региональным конфликтам;

5) роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов, что многие исследова­тели рассматривают как важный фактор сохранения стабильности в международных отношениях;

6) этнические конфликты в разных странах и степень их влияния на политику государства;

7) исторические аспекты конфликтных отношений царской России и СССР с соседними государствами;

8) межнациональные и этнические конфликты на территории бывшего СССР, и в этом направлении важное место занимает определение на основе исторических аналогий и анализа событий недавнего прошлого путей урегулирования возникших на территории России и стран ближнего зарубежья конфликтов и противостояний.

В политологии проблема конфликта изучается в следующих травлениях:

1) международные конфликты современности;

2) военно-политические аспекты международных конфликтов;

3) роль сверхдержав в конфликтах;

4) анализ причин и возможностей, а также разработка методологических основ урегулирования региональных конфликтов;

5) конфликты в межнациональных отношениях, их влияние на политическую стабильность в стране;

6) принципы и методы разрешения и урегулирования конфликтов;

7) изучение последствий социальных конфликтов различного уровня, их прогнозирование и технологии разрешения;

8) социальные конфликты и религия.

В математике изучение проблемы конфликта началось с работ русского ученого Г.Ф. Гаузе, который применил математический подход в изучении и описании конфликтного взаимодействия живых систем. Выделяются следующие направления математического анализа конфликта:

1) разработка универсальных математических моделей разрешения конфликтных ситуаций;

2) функционирование сложных систем в конфликтных ситуациях;

3) конфликты в технических эргастических системах, т.е. системах типа «человек – машина»;

4) разработка различных математических моделей взаимоотношений типа «хищник – жертва», т.е. в биологических системах;

5) оптимизация поведения человека в конфликте.

Философия изучает конфликты в следующих направлениях:

1) моральный конфликт в современном обществе, и это направление включает в себя изучение нравственных конфликтов и их причин в педагогическом процессе, в трудовых коллективах, моральные конфликты в воинских коллективах, а также профессионально-этические конфликты;

2) методологические аспекты этнических конфликтов;

3) художественный конфликт как эстетическая категория, и здесь основное внимание уделяется выявлению эстетической природы художественного конфликта, а также раскрытию про­тиворечий в диалектическом развитии процесса художественного мышления;

4) философская концепция социального конфликта является наиболее перспективным и интересным направлением, так как на сегодняшний день в этой области выработаны только общие подходы и принципы.

В русле психологии проблематика конфликта исследуется наиболее широко: проводится множество исследований, ежегодно появляется множество научных работ, публикаций, докладов. Конфликт в психологической литературе рассматривается исходя из следующей схемы (Л.А. Петровская): структура конфликта, его динамика, функции и типология. В психологическом анализе выделяются следующие понятия (А.Я. Анцупов): сущность конфликта, его генезис, эволюция, классификация, структура, дина­мика, функции, информация в конфликте, предупреждение конфликта, разрешение конфликта, методы исследования конфликтов. На сегодняшний день в психологии отсутствует общее понимание сущности конфликта и насчитывается множество его определений. Так, существуют следующие варианты понимания его сущности:

— столкновение, противодействие, противоречие;

— ситуационная несовместимость;

— разновидность конкурентного взаимодействия;

— ситуация, выход из которой не найден.

Сущностными чертами конфликта являются противоречие между субъектами конфликта, противодействие друг другу, а также негативные эмоции, испытываемые сторонами конфликта по от­ношению друг к другу. Выделяются субъективные и объективные причины возникновения конфликтов, причем наибольший интерес в психологии наблюдается именно к субъективным факторам.

В психологии изучение конфликта осуществляется в следующих основных направлениях: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Также активно изучается проблема межличностных конфликтов, при этом внутриличностные, а также конфликты малых, средних, больших групп и международные конфликты исследуются довольно мало. Также психология изучает конфликты в различных видах и сферах человеческой деятельности и отношений: в трудовых, научно-исследовательских коллективах, в деятельности правоохранительных органов, в воинских коллективах, в спорте, в среде осужденных, в педагогической деятельности, в семейно-брачных отношениях, а также на разных этапах социализации личности – в дошкольном, школьном, подростковом возрасте, в различных молодежных и студенческих группах.

Изучение проблем конфликта в психологии прошло следующие этапы: с 30-х до середины 70-х гг. XX в. исследования носили фрагментарный характер, не была разработана методологическая и теоретическая база; со второй половины 70-х гг. начинается теоретическое осмысление накопившегося на предыдущих этапах опытного материала, разрабатывается понятийный аппарат; в середине 80-х гг. происходит формирование трех основных подходов в изучении проблематики конфликта – организационного, деятельностного и личностного; рубеж 80-90-х гг. сформировал идею о необходимости изучения конфликта на междисциплинарном уровне.

Социобиология изучает зооконфликты, т.е. конфликты во вза-имодействии животных, и здесь основными понятиями являются конкуренция и агрессия. Данную проблематику также изучают отрасли психологии – зоопсихология и сравнительная психология, а также наука социоэтология.

Зооконфликты изучаются в двух основных направлениях –осоциализированном и биологическом. Осоциализированное направление изучает конфликты, связанные с внутренней организацией жизни группы. Здесь конфликт рассматривается как сред­ство для достижения следующих целей:

— накопления опыта внутривидового и межвидового взаимо­действия;

— установления и поддержания иерархических отношений в группе;

— ускорения адаптации к внешним и внутренним условиям;

— создания и поддержания авторитета группового лидера;

— достижения более высокой внутривидовой организации;

— демонстрации агрессии с целью подавления противника;

— ослабления эмоциональной напряженности или результата фрустрации;

— поддержания территориальности.

Биологическое направление рассматривает конфликт в его связи с потребностями физиологического существования. Здесь конф­ликт понимается как выживание в виде конкурентной борьбы и результат биологически предопределенной агрессивности. Уче­ные, работающие в этом направлении, изучают нейрохимичес­кие, генетические и физиологические основы агрессивности и ее проявление у животных в разных ситуациях, и для этого ими ис­пользуются различные фармакологические средства.

Социология является одной из первых наук, выделивших кон­фликт как самостоятельное явление. В 1920-х гг. – во време­на нэпа – конфликты стали рассматриваться как социальные противоречия в виде стачек, забастовок, крестьянских восстаний, погромов и борьбы за свои права. В это же время накапливается богатый статистический материал по трудовым конфликтам. Од­нако в 30-е гг. исследования в этой области практически не про­водятся, так как ведущей в политике и управлении государством становится идея бесконфликтности советского общества в его социально-политическом единстве. На современном этапе в со­циологии выделяются следующие направления в изучении кон­фликтов:

1) управление конфликтами в организациях и на производ­стве;

2) этнические конфликты;

3) социологические аспекты международных конфликтов;

4) роль конфликта в семейно-брачных отношениях;

5) конфликты и преступность в обществе.

Отечественная педагогика 20-30-х гг. XXв. в рамках изучения проблемы конфликта рассматривала такие вопросы, как проти­воречия в процессе воспитания детей, детское отклоняющееся по­ведение, трудное детство, однако проблематика конфликта как отдельного самостоятельного явления не затрагивалась. В этой области работали такие известные ученые, как Л.С. Выготский, А.С. Залужный.

Первое упоминание о конфликте как самостоятельном фено­мене в детстве сделано в работе Б.Т. Лихачева «О конфликте в дет­ском коллективе» (1964). В этой работе особое внимание уделяет­ся анализу причин детских конфликтов в группе и отношению и позиции педагога. Появляется интерес к детским конфликтам в школьных коллективах (журнал «Воспитание школьников»).

В 70-80-х гг. динамика исследования конфликта такова: рост интереса к этой проблеме в середине 70-х гг., снижение активности в ее разработке до первой половины 80-х гг. и последующий рост работ и исследований в этой области во второй половине 80-х гг. XX в.

На современном этапе педагогика изучает проблему конфликта в следующих направлениях:

1) конфликты в школьных коллективах: пути их предупреждения и разрешения, а также изучение конфликта как средства выявления и формирования нравственной зрелости подростка;

2) сущность конфликта, его причины в педагогических коллективах, при этом изучаются конфликты между учителями и между директором учебного заведения и его подчиненными, а также осуществляются попытки создания конфликтологической службы внутри школ;

3) анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в отношениях между учителями и родителями;

4) исследование уровня подготовленности будущих учителей к разрешению конфликтов;

5) разработка основ педагогического управления организационными конфликтами. Изучение проблем конфликта ведется в таких отраслях педагогики, как военная педагогика, педагогика семейного воспитания, педагогика и конфликты в спорте.

В правоведении конфликт исследуется в следующих направлениях:

1) международно-правовые аспекты конфликтов, проблемы мирного разрешения международных споров;

2) анализ конфликтных ситуаций в деятельности правоохранительных органов;

3) рассмотрение конфликта как причины совершенного преступления, и здесь выделяются семейно-бытовые конфликты, конфликты в молодежной среде, конфликты норм поведения;

4) правовые нормы разрешения трудовых конфликтов.

В настоящее время осуществляются попытки создания новой отрасли конфликтологической науки – юридической конфликтологии.

Юридическая конфликтология является еще очень молодой наукой – она начала формироваться с начала 1990-х гг. с выходом книг «Юридическая конфликтология» и «Основы конфликтологии» (1997). Юридическая конфликтология изучает конфликт с точки зрения права. Теоретическая значимость этого подхода состоит в том, что конфликт рассматривается не как абстрактное явление, а в тесной связи с существующими государственными институтами и, следовательно, с существующими правовыми инструментами и структурами. Практическое значение этого подхода заключается в обеспечении возможности установить наличие той связи, благодаря которой нормы права могут оказывать действие на зарождение, развитие и разрешение конфликтов, и если эта связь существует, то использовать ее для повышения эффективности такого правового воздействия.

Для осуществления такого подхода к изучению конфликта необходимо выявление элементов конфликта, имеющих правовую основу. Субъектами конфликта в юридической конфликтологии являются физические и юридические лица. Таким образом, противоборство может происходить между юридическими лицами, и тогда конфликт имеет юридический характер в силу наличия между ними правовых отношений и использования для урегулирования конфликта правовых норм. Конфликт, возникающий между физическими лицами, предполагает большее количество вариантов ситуаций, так как физическими лицами могут быть как единичные лица, так и группы, толпа и др. Физические лица выступают как субъекты правоотношений, так как являются гражданами государства, а это, в свою очередь, влияет на их поведение в конфликтной ситуации. Это влияние выражается в необходимости соотносить свое поведение с теми или иными нормами права. Иногда юридическая сторона конфликта имеет отношение не ко всем его участникам, чаще всего это верно для групповых конфликтов.

Юридическому разбирательству также подвергается и мотивация конфликтов. В юридической конфликтологии рассматривается два вида мотивации и связанных с ней видов конфликта: конфликт интересов и когнитивный конфликт.

При конфликте интересов достижение своих целей одной группой делает невозможным достижение интересов другой группы. Основной мотивацией в данном типе конфликта является желание одной стороны вопреки желанию другой стороны завладеть каким-либо объектом, значимым для обеих сторон. Часто в таком роде конфликта мотивация имеет юридическую основу, например споры о наследстве, в которых юридическим аспектом является понимание закона и связанное с этим толкование текста завещания.

Интенсивность выражения правового элемента в конфликте интересов может быть различной, преобладающими могут быть другие мотивы. Так, межличностный конфликт на почве ревности не имеет ярко выраженного юридического элемента, а включает в себя возможное опасение участников относительно несения юридической ответственности за превышение допустимых мер воздействия, например применение грубой силы, нанесение тяжких телесных повреждений и т.п. Это, в свою очередь, регулирует силу и опасность данного конфликта.

Важное, первостепенное значение юридический элемент приобретает в имущественных конфликтах интересов и вообще в любых спорах по поводу прав собственности. В данном случае стороны в отстаивании своих прав, которые могут быть как ре­альными, так и мнимыми, ссылаются на конкретные юридиче­ские положения, законы.

Когнитивный конфликт основан на споре по поводу знания чего-либо, когда речь идет о том, кто из участников спора прав в своих утверждениях, соображениях, выводах. Этот вид конфликта очень редко включает в себя правовой элемент.

Зачастую при определении того, какой конфликт является юридическим, а какой нет, возникает множество методологических трудностей. Существуют два варианта признания конфликта юри­дическим: первый предполагает, что все элементы конфликта – мотивация, участники, объекты – имели юридическую характе­ристику, а второй допускает, что юридическими характеристи­ками может обладать хотя бы один из этих элементов. Таким об­разом, юридическим является любой конфликт, в котором спор каким-либо образом связан с правовыми отношениями сторон, а один из его элементов – субъекты, мотивация поведения или объект конфликта – включает в себя какие-либо правовые при­знаки, а сам конфликт предполагает определенные, предусмот­ренные законом юридические последствия. Так, к юридическим можно отнести конфликты по вопросу права собственности меж­ду фирмами, которые еще не состоят между собой в правовых от­ношениях, но имеют претензии друг к другу, и любые межгосударственные конфликты. Также юридическими являются некоторые трудовые, семейные, производственные, бытовые и межнациональные конфликты, если они каким-либо образом связаны с конституциональными нормами данной страны, регио­нальными законами, а также нарушают закрепленный законода­тельно статус нации, народности, региона, власти. Однако большинство конфликтов содержат не только правовые, но и непра­вовые элементы, поэтому имеют смешанный характер. К таким смешанным конфликтам могут быть отнесены некоторые поли­тические и национальные конфликты.

Важнейшие аспекты любого конфликта – предупреждение и разрешение – практически всегда (кроме когнитивного конфликта) имеют юридический элемент, так как часто предполагают возможность вмешательства юридических институтов и применение юридических норм. Это означает, что не все конфликты имеют ярко выраженную юридическую природу, но большинство из них могут быть решены с помощью применения юридических норм и процедур.

В юридической конфликтологии существует понятие ложного юридического конфликта. Этот конфликт основан на неверной оценке ситуации, неверном предположении одной из сторон о том, что другая сторона действует или собирается действовать не в рамках закона. Юридическая ложность такого конфликта основана не на его содержании, а на юридической форме. Ложный юридический конфликт предполагает четыре возможные ситуации:

1) предположение одной из сторон, что ее отношения с другой стороной имеют правовую основу, но в реальной ситуации это не является правдой;

2) непонимание одной из сторон правового характера существующих с другой стороной отношений;

3) предположение одной из сторон о том, что действия другой стороны незаконны, а ее собственные носят именно законный, правомерный характер;

4) понимание того, что действия другой стороны носят правомерный характер.

Разрешение ложного юридического конфликта осуществляется, как правило, с помощью соответствующих специалистов, задачей которых являются в первую очередь информирование, юридическая консультация сторон и разъяснение сложившейся ситуации.

При всей важности и необходимости данной отрасли науки существуют также и некоторые ограничения, мешающие ее успешному развитию. К таким ограничениям относятся отсутствие в юридической системе явного контроля за причинами конфликта, невозможность постоянно изменять существующую систему управления под конкретное рассматриваемое дело с целью принятия судом оптимального и правильного решения, наличие определенных региональных и национальных особенностей, которые не всегда учитываются при урегулировании конфликта.

Важнейшей задачей юридической конфликтологии является разработка мер профилактики и предупреждения конфликтов, к которым относятся разъяснение гражданам правовых норм и законоположений, регулирующих различные конфликтные ситуации. Юридические нормы выполняют функцию упорядочения и стабилизации общественных отношений, что в конечном итоге ведет к снижению и предотвращению различных групповых индивидуальных противоречий и столкновений.

Таким образом, новая наука – конфликтология – рождается не на стыке даух-трех научных дисциплин, как это обычно бывает. При формировании конфликтологии используются знания о конфликте, накопленные, как уже было сказано выше, в рамках одиннадцати наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии. Трудно назвать другое явление, которое вызвало бы устойчивый интерес у такого количества ученых, представляющих столь широкий спектр разных научных дисциплин.

На сегодняшний день различные науки по-разному продвинулись в изучении конфликта и внесли различный вклад в формирование междисциплинарной области знания – конфликтологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: