ПРЕЖНИЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА | ПОЗИТИВНЫЙ | НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ | НЕГАТИВНЫЙ |
ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИИ | Уверенность в возможности договориться, стремление к поиску взаимопонимания | Отсутствие уверенности в возможности договориться, стремление и поиск формального выхода из ситуации | Нежелание договариваться, актуализация негативных чувств |
ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: Цель Неформальные компоненты в общении Восприятие противостоящей стороны Средства воздействия | Договориться Позитивные неформальные компоненты ПАРТНЕР Использование неформальных компонентов: убеждение, аргументация, попытки договориться | Решить проблему «Формализация» общения ОППОНЕНТ Использование формальных компонентов, апелляция к формальному порядку | Победить Негативные формальные компоненты ПРОТИВНИК Использование средств борьбы: силовое давление, эмоциональные воздействия и т.п. |
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | СОТРУДНИЧЕСТВО | КООПЕРАЦИЯ | КОНКУРЕНЦИЯ |
В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются в конкретных типах взаимодействия:
|
|
• сотрудничество – тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия;
• кооперация – тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникшего противоречия, независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения противоречий между ними;
• конкуренция – тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники в первую очередь стремятся не к разрешению существующих между ними противоречий, а к «победе» над противоборствующей стороной средствами, используемыми при борьбе с противником.