Учебной и научной литературы 6 страница

4) Флегматик — сочетает в большей степени свойства интро­верта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миро­любием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки — про­должение наших достоинств. Однако важно отметить, что все на­званные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.

Акцентуация

характера

Особо важный личностный элемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных характера черт характера индивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть опреде­ленное направление характера. Акцентуированные личности испы­тывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность1.

Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей раз­делены на две группы: 1) акцентуации характера (демонстративный, недактичный, застревающий, возбудимый) и 2) акцентуации темпе­рамента (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно – экзальтированный).

Приведем типы характера акцентуированных личностей:

1) Демонстративность (демонстративный тип) — высокие оцен­ки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстра­тивности поведения, живости, подвижности, легкости.

2) Педантичность (педантичный тип) — высокие оценки свиде­тельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий. В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нару­шения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

3) Застревание (застревающий тип) — основная черта этого типа — склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозритель­ность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в ко­торых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей.

 
 


1См.: Леонгард К. Акцентуированные личности.— Ростов-на-Дону:Феникс, 2000.

4) Гипертимность (гипертимический тип) — высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.

5) Дистимность (дистимический тип) — характеризуется серьез­ностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленно­стью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонно­стью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чув­ством справедливости.

6) Тревожность (тревожно-боязливый тип) — основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфлик­ты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.

7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) — лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая кон­тактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

8) Эмотивность (эмотивный тип) — это чувствительные и впе­чатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.

9) Циклотимность (циклотимический тип) — характеризует­ся периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, го­ворливость; печальные — подавленность, замедленность реак­ций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

Психофизиологические

качества

К личностным элементам конфликта следует отнести также такие психофизиологические качества людей, которые нашли свое вы­ражение в выделении двух типов личности: 1) художественного и 2) мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг челове­ка состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики.

У людей, относящихся к художественному типу, доминирует правое полушарие мозга. Для них характерны яркие образы, воз­никающие в результате живого восприятия. У представителей мыслительного типа доминирует левое полушарие. У них преобладают абстрактное мышление, стремление к теоретизированию, логичес­кие рассуждения, рациональность преобладает над эмоциональ­ностью. Говорить, кто из них умнее, или какой тип «лучше» так­же, как и в предыдущем случае, не имеет смысла. Речь идет лишь о двух специфических особенностях восприятия мира человеком. Однако их следует учитывать, когда речь идет об общении и взаи­модействии людей, так как резкое расхождение между людьми по этим качествам может стать причиной возникновения конфликта,

Установки личности,

образующие идеальные

типы индивидуальности

К важным личностным элементам конфликта следует отнести установки личности, образующие идеальные образующие типы индивидуальности. В этой связи немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882 – 1963) в своем сочинении «Формы жизни» выделил шесть основных иде­альных типов людей, соответствующих различиям в их ценност­ных ориентациях.

1 Теоретический человек — имеет теоретическую установку. В свое практическое поведение он повсюду вносит систему и логи­ку. В наиболее чистом виде эта форма жизни воплощается в про­фессиональных ученых. Люди этого типа являются очень слож­ными натурами.

2 Экономический человек — он необязательно связан с произ­водством. Самое главное, что основным мотивом, определяющим характер его бытия, является полезность. Смысл его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

3 Эстетический человек — это эстетически переживающие души. Эти люди живут в мире фантазий, через которую они и восприни­мают реальную действительность. Эстетический человек обладает особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для людей этого типа самым главным является красота души и мир фантазий, а непосредственное соприкосновение с миром для них всегда болезненно.

4 Социальный человек — полностью обращен к чужой жизни и «чувствует себя в другом». Его потребность в самоотречении ради другого является ведущей жизненной потребностью, а все духовные действия, имеющие отношение к прагматике полностью, исключа­ются. Для него социальная установка является организующим прин­ципом душевной жизни, а высшее проявление социальной направ­ленности — любовь, определяющая все индивидуальное бытие.

5 Политический человек — ведущей жизненнойустановкой для него является власть как способность и стремление делать соб­ственные ценностные ориентации ведущим мотивом других лю­дей. Главная сторона жизни такого человека — самоутверждение через обладание властью.

6 Религиозный человек — это человек, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего пере­живания религиозных ценностей.

Типы индивидуальности, как и типы характера личности, в жиз­ни редко встречаются в «чистом» виде. Каждый человек лишь в той или иной степени связан с идеальным типом и приближается к нему. Но это не значит, что их можно игнорировать при рассмотрении элементов конфликта. Напротив, их следует учитывать при анализе конфликтного поведения, ибо они, как и другие личностные факто­ры, играют важную роль в его возникновении и развитии.

Неадекватные оценки

и восприятия

Неадекватные оценки и восприятия человеком как других людей, так и самого себя так являются важным элементом конфликта.

Занижение или завышение качеств других людей или своих соб­ственных может порождать самые разнообразные недоразумения, противоречия и конфликты. Так, если человек полагает, что он является неформальным лидером в группе и пользуется повышен­ным авторитетом, а на самом деле, в глазах коллег он заурядный член организации, то это расхождение в оценках может привести к конфликту, В этой связи выделим типичные ошибки, которые часто приводят к необъективным оценкам.

1 Эффект ореола — ошибка, которая возникает при необходи­мости делать выводы о внутренних характеристиках другого чело­века по внешним признакам. Суть ее состоит в распространении, в условиях дефицита информации, общего оценочного впечатле­ния о человеке на восприятие его поступков и личностных ка­честв. Эффект ореола может выступать в форме позитивной оце­ночной пристрастности (положительный ореол) и негативной при­страстности (отрицательный ореол). Так, если первое общее впечатление о человеке благоприятное, то и в дальнейшем его поступки и черты будут переоцениваться в положительную сторо­ну, а отрицательные моменты будут недооцениваться или не заме­чаться. И наоборот, если первоначальное общее впечатление от­рицательное, то даже положительные поступки человека в после­дующем или недооцениваются или вовсе не замечаются.

Эффект ореола может способствовать возникновению самых раз­ных конфликтов. Школьнику, которому с самого начала приклеили ярлык «бестолочь» или «лентяй», будет в последующем непросто доказать, что он нормальная личность. Но и с положительным оре­олом — «умница», «вундеркинд» и т. д. ребенку нелегкобудет спра­виться. И тот и другой орел вполне могут стать причиной и внутриличностного и межличностного конфликтов.

2 Эффект бумеранга – при определенных воздействиях источ­ника информации на аудиторию или на отдельную личность мо­жет получиться результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект, как правило, возникает, если подорвано доверие к источ­нику информации, если передаваемая информация длительное вре­мя носит не соответствующий действительности характер, если, наконец, субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у тех, кто ее воспринимает. В этих условиях, если источник информации будет даже говорить правду, можно ожидать, что ему не поверят.

3 Эффект новизны — при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой яв­ляется первая информация, а по отношению к знакомому — пос­ледняя, то есть более новая информация.

4 Эффект снисходительности — тенденция оценивать себя и других более высоко по шкале положительных характеристик и более низко по шкале отрицательных качеств,

5 Логическая ошибка — близка к эффекту ореола. Суть ее зак­лючается в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов. Например, если человек высоко оценивается по шкале агрессив­ности, то этому сопутствует и высокая оценка по шкале энергич­ности. В данном случае качества личности оценивают, исходя из определенных логических построений. Высокая или низкая оцен­ка какой-либо характеристики дается только исходя из того, что она вроде бы логически связана с другими.

6 Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это относительно устойчивый и упрощенный образ социально­го объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет су­щественную роль в оценке человеком других людей исобытий. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о людях, затрудняя взаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта. Если для человека, вступающего во взаимодействие с другими, учитель всегда «зануда», старики всегда «брюзжат», а люди «кав­казской национальности» — все бандиты, то можно изначально предположить, что это общение будет носить конфликтный ха­рактер.

7 Ошибка центральной тенденции — возникает тогда, когда оце­нивающий избегает давать низкие или высокие оценки, а пользу­ется усредненными оценками. В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными индивидуальнос­ти, а конкретный вклад в общее дело обезличивается.

8 Ошибка привлекательности и взаимной симпатии —- заключа­ется в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завы­шается. Вообще, люди, которые нам привлекательны получают завышенные оценки, и наоборот. С этой ошибкой связана и дру­гая — люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаим­ной любовью и награждаются завышенными оценками. Как тут не вспомнить басню ИА. Крылова: «За что же, не боясь греха,// Кукушка хвалит Петуха?...».

9 Ошибка близости — проявляется, когда оцениваемый срав­нивается сдругими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо.

Манеры

поведения

Эта составляющая конфликта также играет важную роль в его развитии. Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, при­вычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обуслов­лены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связан­ными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для ок­ружающих и которые являются повышенными источниками воз­никновения конфликтов.

В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей 1. Назовем некоторые из них.

1) «Агрессивисты» — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.

 
 


1См.: Брэмсон P.M. Общение с трудными людьми. — Киев: Внешторгиздат, 1991.

2) «Жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.

3) «Молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.

4) «Сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расхо­дятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправды­вают возложенных на них надежд.

5) «Вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.

6) «Всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом «превосходстве» знали и дру­гие. Они могут действовать как «бульдозер», расталкивающий всех на своем пути со своими «знаниями». Но довольно часто оказыва­ется, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов1:

1) «максималисты» — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

2) «скрытные» — держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;

3) «невинные лгуны» — заметают следы ложью или серией обма­нов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что нет;

4) «ложные альтруисты» — якобы делают вам добро, но в глу­бине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде са­ботажа, востребования подаренного или требования компенсации.

Встречаются «игроки» различных типов, например, такие люди, которые говорят и поступают в стиле «да, но…», описанные Эри­ком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди»2. Внешне они поступают так, а думают совсем иначе. Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку.

 
 


1 Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К°, ЛТД, 1991 – С. 184

2 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Социальная литература, 1996.

Этические

ценности

Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедли­вости, правильности или неправильности поступков людей. И всту­пая в общение с другими, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в обще­нии, он может как облегчить себе взаимодействие, сделать его бо­лее эффективным, помочь в решении поставленных задачи дости­жении целей, так и затруднить его или даже сделать конфликтным. Понятно, что этические нормы и правила поведения имеют свою специфику в разных сферах человеческой деятельности и общения. Если, например, говорить о конфликте в сфере бизнеса, то тут этика затрагивает целый комплекс проблем:

1) социальную ответственность поведения управляющих и со­трудников в организации;

2) этические нормы поведения руководителей и подчиненных;

3) цели, преследуемые той или иной организацией, и средства для их достижения и т.д.

Существуют люди, полагающие, что задача организации со­стоит прежде всего в том, чтобы добиться максимальной прибы­ли, не взирая на этические нормы. В этом случае они, видимо, будут придавать не особо важное значение таким этическим цен­ностям, как альтруизм или любовь к ближнему, выпуская недо­брокачественную продукцию и отравляя людей, если речь идет о выпуске продуктов питания. Однако для других людей указанные ценности могут иметь существенное значение. Понятно, что при взаимодействии первых со вторыми неизбежен конфликт, обус­ловленный расхождениями в этических ценностях людей.

Глава 5. Причины конфликтов

В общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое яв­ление, которое называется следствием. В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следствен­ных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.Их классификация может проводиться по разным основаниям и не должна считаться законченной.

В учебных целях при изложении данного вопроса мы сгруппи­ровали причины конфликтов следующим образом:

1) противоречие интересов как фундаментальная причина конф­ликтов;

2) объективные факторы возникновения конфликтов;

3)личностные факторы возникновения конфликтов. Следует также отметить, что необходимо отличать причину воз­никновения конфликта от его повода.

Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необхо­димостью. В отличие от причины повод возникает случайно и мо­жет создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, пово­дом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов

Составляющие

причины конфликта

В общем смысле причина конфликта — это то явление, которое предопределяет его появление. Однако зададимся вопросом, почему одно и то же явление вызывает конфликт у одних людей или соци­альных групп и не вызывает у других? Почему одни борются за должность бригадира, директора фирмы или место в Государствен­ной Думе, а другим до этого нет никакого дела? Ответ заключается в том, что для одних людей это явление выступает как потребность, а для других — нет. Следовательно, вне потребностей конфликта не существует.

Таким образом,

то или иное явление только тогда является причиной конфликта, ког­да оно выступает для его субъектов как потребность. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социаль­ной группы или всего общества. Именно она является внутренним побудителем активности субъекта.

Но наличие потребности хотя и является необходимым, но еще недостаточным условием возникновения конфликта. Если удовлет­ворение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства других людей, то никакого конфликта не происходит. Если чистого воздуха или питьевой воды хватает на всех, люди из-за них не вступают в борьбу. Конфликт возникает тогда, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей, вступа­ющих во взаимодействие. Только из-за недостатка на всех чистого воздуха или питьевой воды начинаются противостояние и проти­воборство.

Однако оказывается, что и этого необходимого фактора еще не­достаточно для возникновения конфликта. Человек (социальная груп­па, общество) может объективно испытывать в чем-то нужду, но субъективно не осознавать то или иное явление как потребность. И в этом случае оно тоже не становится причиной конфликта. Други­ми словами, неосознанная потребность не выступает причиной кон­фликта. Так, люди объективно могут сильно нуждаться в витами­нах или каком-либо лекарстве, новом типе власти или более про­грессивной организации производства, но если данные потребности неосознанны, из-за них конфликт не возникнет, даже если само лекарство или какие-либо другие объективные потребности явля­ются дефицитными.

Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворе­нием дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возни­кает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом,

конечная причина всякого социального конфликта — это противоре­чие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.

При этом сами интересы могут быть весьма разнообразными. Они могут быть материальными и идеальными, объективными и субъективными. Люди могут вступать в борьбу как за капитал, так и за идеи; как за утверждение общественных ценностей, так и своих личных амбиций. Интересы могут быть как иллюзорными, или лож­ными, так и реальными, или истинными. Так, человек может про­должать отстаивать в борьбе с другими какие-либо ценности или идеи, которые не имеют реального основания в жизни или утратили свою актуальность. Более того, как показывает исторический опыт человечества, люди могут бороться не щадя живота своего за утвер­ждение мифологических идей и представлений. Но не следует за­бывать, что атрибутом любого мифа является вера в истинность или реальность его содержания. За сказочные, изначально ложные идеи никто свою жизнь отдавать не будет.

Классификация

противоречий

Не менее многообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт.

В общем смысле противоречие есть взаимо­действие противоположно направленных тенденций, стремлений и Действий, находящихся вместе с тем в единстве. По своему характеру они могут быть:

1) внутренними и внешними;

2) антагонистическими и неантагонистическими;

3) основными и неосновными;

4) объективными и субъективными и т.д.

1 Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, организации, общности или общества в целом. К таковым, например, относятся противоре­чия, возникающие между начальником и подчиненным внутри орга­низации, между мужем и женой внутри семьи, между властью и олигархами внутри общества.


Внешние противоречия возникают между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами. Однако следует иметь в виду, что внешние и внутренние противоречия воз­действуют друг на друга. Так, международные противоречия, безус­ловно, будут оказывать влияние на все внутреннее развитие, в том числе и на развитие внутренних противоречий в обществе. Противо­речие на уровне всего общества между федеральной властью и влас­тью субъектов федераций с большой вероятностью приведет к воз­никновению внутренних противоречий по поводу распределения власти и внутри самих субъектов федерации. Другими словами, противоре­чия на уровне более обшей социальной системы оказывают воздей­ствие на развитие противоречий на уровне социальной системы мень­шего масштаба и наоборот.

При этом само это воздействие может и сдерживать появление конфликтов, и способствовать их возникновению. Например, общество может сплотиться перед лицом внешней опасности. Но на­личие такой опасности может также спровоцировать активизацию реакционных или вообще не лояльных к политическому режиму сил внутри страны. Наличие конфликтной ситуации внутри обще­ства может заставить правительство как можно быстрее разрешить имеющиеся внешние противоречия, чтобы сосредоточиться на внут­ренних. Но возможен и другой вариант: правительство развязывает военные действия (или холодную войну) на международной арене для того, чтобы был веский повод для введения диктаторского ре­жима, при котором оно надеется более легким путем справиться с внутренними противоречиями.

2 Антагонистические противоречия — выражаются в таком кон­фликте, участники которого имеют непримиримо враждебные инте­ресы. Способы разрешения таких конфликтов сугубо деструктив­ные: уничтожение обеих или одной из сторон конфликта или разру­шение фундаментальных структур социальной системы, лишение ее возможности функционировать в прежнем качестве. Девиэ против­ников конфликта, основанного на антагонистическом противоре­чии, может быть только один: «Победа или смерть!» и «Tertium non datur» («третьего не дано»). «Примириться» с оппонентом – антагонистом — значит лишь отодвинуть конфликт на какое-то время, по­скольку разрешить конструктивно на основе компромисса его нельзя. Нельзя соединить вместе законную власть и бандитские формиро­вания, справедливость и коррупцию и т.д.

Неантагонистические противоречия между интересами участни­ков конфликта — те, которые допускают согласование, «примире­ние» интересов оппонентов. Главная особенность этих противоре­чий и возникающих на их основе конфликтов заключается в воз­можности компромиссов то есть соглашения, достигаемого путем вза­имных уступок. Конфликты, порождаемые этими противоречиями в обществе, встречаются на каждом шагу, на всех уровнях социаль­ной системы и в различных сферах общественной жизни: семейной, политической, экономической и др.

Природа неантагонистических противоречий — в многообра­зии интересов личности и социальных объединений. Например, интересы службы маркетинга требуют увеличения ассортимента товаров, а интересы производства, напротив, связаны с необходимо­стью его уменьшения; руководитель просит работника поработать сверхурочно, а работник хочет больше времени уделить семье; про­курор подчеркивает социальную опасность преступления и апелли­рует к букве закона, а адвокат настаивает на необходимости учиты­вать личность подсудимого и т.д.

3 Основные противоречия играют решающую роль в возникнове­нии и развитии конфликта и характеризуют взаимодействие между основными его участниками. Между тем как неосновные противоре­чия лишь сопутствуют конфликту. Они могут быть также связаны с взаимодействием между косвенными участниками конфликта. При этом основные и неосновные противоречия находятся между собой в диалектическом взаимодействии. В частности, чем больше накап­ливается неосновных противоречий, тем сложнее разрешаются ос­новные, что в свою очередь порождает новые и многообразные нео­сновные противоречия.

Так, конфликт между федеральной властью и бандитскими формированиями в Чечне обусловлен основным антагонистичес­ким противоречием. Но его разрешению мешает множество нео­сновных противоречий, перманентно возникающих вокруг него: внутри администрации в самой Чеченской республике, между на­шим государством и некоторыми другими странами по поводу че­ченского вопроса и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: