Словарь терминов. Барокко – странный, причудливый (ит.), основное стилевое направление в искусстве Европы XVI - сер

Барокко – странный, причудливый (ит.), основное стилевое направление в искусстве Европы XVI - сер. XVII вв. Для барокко характерны: стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов. В музыке и литературе стиль барокко отличается своей манерностью, "капризностью", витиеватостью.

Деизм – форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения. В основе этой веры лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения движение мироздания свершается без его участия.

Картина мира – систематизированная совокупность образов, представлений, понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности.

Классицизм – направление в европейской литературе и искусстве XVII-XIX вв., художественный стиль и соответствующая ему эстетическая теория. В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции. Согласно этому эстетическому принципу искусство призвано выявлять идеальную закономерность мироздания. Объективно присущая миру красота – симметрия, пропорция, гармония, мера и т.д. – должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде и по античным образцам.

Модернизм – направление в изобразительном искусстве и архитектуре к. XIX - н. XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлого. Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж), оказавшие существенное влияние на последующее развитие эстетики.

Онтология – учение о бытие.

Рационализм – точка зрения рассудка; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Реализм – направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.

Рококо – стилевое направление в Европе в I половине XVIII в., уход в мир фантазии, пасторальных сюжетов, эротизм. Для рококо характерны изящные произведения, экзотика, прихотливый орнаментальный ритм. Заимствуются мотивы китайского искусства. Получают распространение маленькие статуэтки из фарфора и терракоты.

Романтизм – 1) идейно-художественное направление в европейской культуре к. XVIII – н. XIX вв., отразившее разочарования в идеологии Просвещения. Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти и жизнь духа. Отсюда – напряженный интерес к переливам сильных и ярких чувств индивидуализированной личности. 2) художественный метод, состоящий в стремлении писателя противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рожденные его мечтой, фантазией.

Сентиментализм – художественное течение в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе второй половины XVIII – начала XIX в., провозглашающее культ естественного чувства, противопоставляющее его "царству разума". Сентиментализм выражает также излишнюю чувствительность.

Субкультура – неглавная культурная подсистема внутри официальной, базовой культуры общества; культура какого-либо социального слоя, группы.

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Стиль (художественный) – совокупность главных художественных особенностей в творчестве писателя, композитора, архитектора и т.д., проявляющихся как в темах, идеях, характерах, так и в изобразительно-выразительных средствах, приемах и технической обработке материала, в исполнении и т.д.

Задания, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Какой культурный тип в Западной Европе сменила эпоха Нового времени?

2. Какой способ взаимосвязи предметов и явлений имел место в научной картине мира Нового времени?

3. Назовите характерные черты культуры Нового времени, объясните их смысл.

4. Какие ученые развивали идею естественного права и общественного договора?

5. Почему XVIII век получил название века Просвещения?

6. Назовите основные художественные стили XVII в.

7. Какие изменения в научную картину мира были внесены под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина?

8. Какой фактор придавал целостность культуре Нового времени?

9. Назовите хронологические рамки культуры Нового времени:

а) XIV – XVII вв.,

б) XVII – начало XX вв.,

в) XVI – XVIII вв.

10. Как называют направление общественной мысли, признающий разум основой познания и поведения людей?

а) гуманизм,

б) рационализм,

в) экзистенциализм.

11. Выберите правильное высказывание:

а) Реализм – течение в литературе и искусстве, для которого характерны культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация,

б) Реализм – правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного искусства.

12. Сравните картину мира средневековой Европы и картину мира Нового времени. Какие отличия Вы можете назвать?

13. Как называется стиль драматургического искусства, исповедующий единство действия, времени и места, а к художнику предъявляющий требования благородства замысла и назидательной ценности его сюжета?

а) романтизм,

б) реализм,

в) модернизм

г) классицизм.

14. Какой стиль художественного творчества представлен словами Клейста: "…Произведение искусства – это не то, что представляется чувством, а то, что возбуждается в душе этим восприятием"?

а) классицизм,

б) романтизм,

в) модернизм,

г) реализм.

15. Опираясь на знания европейской культуры, определите, какой социальный слой ценил выше других добродетелей утонченный вкус и изящество манер?

а) крестьянство,

б) "третье сословие",

в) духовенство,

г) дворянство.

16. Опираясь на знания культуры Западной Европы, определите, к какой эпохе относится данное представление о гражданском устройстве общества: При заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц". Поэтому, "если король, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа, народ вправе считать первоначальный договор нарушенным".

17. В какой эпохе западноевропейской культуры связь в картине мира между предметами, явлениями, сущностями осуществлялась через всеблагого Бога-творца:

а) Возрождение,

б) Средневековье,

в) Новое время,

г) во всех одновременно.

18. Какой социальный слой Западной Европы имел в своем кодексе культ Прекрасной Дамы?

а) ремесленники,

б) торговцы,

в) духовенство,

г) рыцарство.

19. Чем объясняется появление пейзажа как самостоятельного жанра в западноевропейском искусстве?

а) появилось больше свободного времени, и человек получил возможность любоваться природой,

б) пантеистическим мировоззрением,

в) прагматическим отношением к природе,

г) антропоморфным восприятием природы.

20. Какой культуре более присущи сюжеты Страшного Суда и Конца Света (эсхатологизм)?

а) культуре XIX в.,

б) Просвещению,

в) Средневековью,

г) ни одной из них.

21. Какой из перечисленных признаков характеризует романский стиль?

а) гробницы в виде пирамиды,

б) декоративность, утонченность,

в) тяжелые формы, "заземленность",

г) устремленность ввысь всего строения, прорыв в трасцендентное.

Список использованной литературы

1. История политических учений. Ч.1 М., 1971.

2. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справочное учеб. пособие. М., 1999.

3. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1998.

4. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 1998.

5. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

6. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: