Проблемы глобализации

В настоящее время цивилизованный мир стремится к единению (процесс, получивший название глобализаци). Реальные признаки этого процесса налицо: существует множество организаций, обеспечивающих интересы мирового сотрудничества в политической, экономической, культурной, военной и других областях (ООН, СБСЕ, ОПЕК, НАТО и т.д.). Организуются международные симпозиумы, спортивные игры, конференции, набирает обороты мощная индустрия международного туризма. Казалось бы, что после окончания «холодной войны», когда мир перестал быть разделённым на два враждебных идеологических «лагеря», ¾ путь к всемирному единению народов и стран открыт, тем более, что тесные международные экономические связи давно уже стали реальным фактом. Но есть и множество причин, по которым процесс глобализации, ¾ по крайней мере, в том его виде, как он протекает в наши дни, внушает серьёзные опасения: недаром существует течение «антиглобалистов», отчаянно сопротивляющихся этой тенденции, вплоть до демонстраций и уличных беспорядков.

Прежде всего, нельзя не сказать о существующем с давних пор глобальном расщеплении культуры, известном, как дихотомия Восток ¾ Запад. С исторической точки зрения, ещё совсем недавно эти две культурные парадигмы сосуществовали, не вступая в прямое противоборство. Но сейчас речь идёт о конкурентной борьбе между ними (фактор, отнюдь не способствующий глобальному синтезу!). Действительно, дилемма Восток ¾ Запад при ближайшем рассмотрении даёт слишком мало шансов даже самому осторожному оптимисту.

ЗАПАД: секулярный принцип личностной автономии, деловой активности и коммерческого успеха; власть формального закона, реализуемая на демократических началах; научное знание как инструмент господства над природой; постепенная утрата религиозных ценностей.

ВОСТОК: общинный принцип (вплоть до полного растворения личности в социуме); патернализм, тенденция к правлению авторитарного типа, для которого характерен примат личной воли правителя и первенство «справедливости» перед законом; признание большей ценности духовного знания по сравнению с научным и как следствие ¾ преобладающая религиозность; не подчинение природы, а сотрудничество с природой.

Не смотря на то, что, казалось бы, уже в эпоху эллинизма начался процесс встречного движения двух названных мировоззренческих парадигм, ¾ для всякого трезвого наблюдателя очевидно, что их синтез ¾ задача в принципе невыполнимая. В самом деле, совместить демократию и авторитаризм, ценность коммерческого успеха и ценность духовной эволюции, насилие над природой и сотрудничество с природой, принцип автономии личности и принцип общинной солидарности, обыденный прагматизм и религиозность ¾ мыслимо ли это хоть в какой-то степени вероятности?

Эти противоречия отнюдь не во всём носят мировоззренческий характер: открытое противостояние идеологов исламского фундаментализма и современного Запада (о чём свидетельствуют уже упомянутые выше акты террора со стороны исламистов) чем дальше, тем вероятнее движется в сторону прямого военного столкновения, начало которому уже положено войнами в Афганистане и Ираке.

Глобализация, ¾ в том её виде, как она протекает сейчас, ¾ носит односторонний характер. Во-первых, она касается, в основном, экономических аспектов (международные корпорации, международные банки, торговля и т.д.). Во-вторых, на сегодняшний день очевидно, что в глобальных социокультурных процессах общесистемный смысл приобретает лишь экономическая и политическая экспансия наиболее мощных (в экономическом и военном смысле) стран, в первую очередь США. Экономическое «руководство» этих стран, при существенном отставании образования, науки и промышленных технологий в странах всего остального мира, грозит лишь увековечением этого неравенства, ибо коммерческие интересы господствующих фирм едва ли совместимы с возможностью какой бы то ни было серьёзной конкуренции со стороны «развивающихся» стран.

Итак, в процессе глобализации речь идёт о преобладающей мощи стран, входящих в Западную коалицию, и в силу этого, ¾ успешности их экономической и военной экспансии. Стало быть, «всемирное братство» грозит стать всего лишь подходящей идеологической завесой для корыстных интересов глав западных финансовых корпораций.

Экспансия Запада фактически ведёт не к интеграции, а к расколу мирового сообщества и к неизбежному нарастанию сопротивления этой экспансии.

* * *

Такова сложная и противоречивая картина современного мира, в котором мы живём, и который нам предстоит защитить от многих грозных опасностей, чьё существование сегодня столь реально и столь очевидно.

Контрольные вопросы

1. В чём Вы видите причины демографической проблемы?

2. Почему вмешательство человека угрожает в наши дни состоянию экосистемы Земли (отдельно: живая природа, атмосфера, гидросфера, участки земной суши)?

3. Что такое массовая культура и в чём опасность её воздействия на сознание человека?

4. Какие формы в современном мире приняли терроризм и уголовная преступность?

5. Каким образом Вы смогли бы сформулировать проблемы глобализации?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. ¾ М., 2000.

Гоголев К.Н. Мировая художественная культура: Универсальный словарь-справочник от «А» до «Я». ¾ М., 2000.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2001.

История культуры и поэтика. ¾ М., 1993.

Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории. ¾ М., 1999.

Культурология в вопросах и ответах. ¾ М., 1998.

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. А.Н. Марковой. ¾ М., 2001.

Лисановский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. ¾ М., 2002.

Проблемы философии культуры. ¾ М., 1984.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. ¾ М., 1997.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. ¾ М., 1991.

Теоретическая культурология /Под ред. К.Э. Разлогова. ¾ М., 2005.

Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. ¾ М., 2000.

Элиаде М. Аспекты мифа. ¾ М., 2000.

Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. ¾ М., 1995.

Дополнительная:

Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии). ¾ М., 2000.

Введение в культурологию /Под ред. Е.В. Попова. М., ¾ 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. ¾ М., 1991.

Культурология /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. ¾ М., 1999.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ¾ М., 1983.

Моль А. Социодинамика культуры. ¾ М., 1973.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. ¾ М., 1990.

Соколов Э.В. Культура и личность. ¾ Л., 1972.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. ¾ М., 1992.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. ¾ М., 1989.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. ¾М., 1991.

Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. ¾ С-Пб, 1997.

Учебный курс по культурологии /Под ред. Г.В. Драча. ¾ Ростов-на-Дону, 1996.

Фрейд З. Психология бессознательного /Под ред. М.Г. Ярошевского. ¾ М.: 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. ¾ Новосибирск, 1993.

Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. ¾ М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: