Образование. Важным направлением культурного развития в 20 – е гг

Важным направлением культурного развития в 20 – е гг. была ликвидация неграмотности населения. В 1923 году в Украине было создано общество «Долой неграмотность». Его возглавлял председатель ВУУИК Г. Петровский.

Вследствие активной просветительской компании до 1927 г. в республике научились читать и писать 2 млн. человек. В конце 20-х годов количество неграмотных сократилось с 76 до 43% взрослого населения. В конце 30-х годов фактически не осталось неграмотных.

Интенсивно развивалось образование. Еще в 1919 г. наркомпрос Украины опубликовал положение об единой трудовой школе, согласно которому создавалась единая 10- летняя школа двух ступеней (полная и не полная). В этом документе провозглашались основные принципы советской школы:

- всеобщность

- доступность

- бесплатность

- обязательность

- осуществление трудового воспитания.

Важной предпосылкой успешного развития образования стала его украинизация, которая открыла массам украинцев доступ к знаниям на родном языке.

В 1921 г. при Вузах были открыты рабочие факультеты – рабфак. В 1928 г. – 34 рабфака. Рабфаки сыграли решающую роль в реализации классового подхода в комплектовании студенческого контингента.

В начале 20-х г.г. в Украине насчитывалось около 1 млн. беспризорных детей – сироты. Для решения этой проблемы создавали детские дома, интернаты, приюты, колонии – коммуны. Уже в 1923 г. действовало более тысячи подобных заведений.

Одним из них была колония им. Горького близ Полтавы, которую возглавлял А.С. Макаренко. Его педагогические теории приобрели тогда значительную популярность. Их стержнем являлось положение о том, что в развитии детей главную роль играет социальная среда, а не наследственность.

Подъему культуры способствовали и те перспективы, которые раскрылись в послереволюционный период. Украинский язык стал государственным, открылись украинские государственные университеты в Киеве и Камянце, а также историко-философический факультет в Полтаве. При всех высших учебных заведениях были основаны кафедры украинского языка, истории, права.

В 1922 году начинает свою работу Украинская Академия Наук. И хотя вследствие значительных потерь ученых во время гражданской войны, а также эмиграции, наука оказалась в нелегких условиях, все же в 20-е годы она имела значительные достижения. В 1924 году из эмиграции возвращается М. Грушевский, который возглавил отдел истории, издает много трудов.

В главных центрах были организованы «Научно-исследовательские кафедры, как местные филиалы Академии наук. В Нежине, Полтаве, Камянце проводились научные исследования по проблемам украинистики. «Шевченковские сборники», которые издавались в Киеве и Харькове специальным «Институтом Т.Шевченко» имели большое значение для исследований творчества великого Кобзаря.

Украинская литература в советский период

Под влиянием идей Октябрьской революции часть писателей считали, что революция должна захватать и литературную сферу. Исходя из этого, по их мнению, буржуазное искусство должно уступить место искусству пролетарскому.

Это привело к созданию писательской организации в России и на Украине под названием «Пролеткульт», которая положила в основу своей деятельности 2 главных принципа:

1) создавать пролетарскую культуру, отбросить традиции и представления культуры предыдущего времени;

2) необходимость участия широких народных масс в этом процессе.

Идеи Пролеткульта оказали серьезное влияние на появление и развитие многих массовых литературных организаций в Украине.

Первыми массовыми объединениями литературных сил были союз Крестьянских писателей «Плуг» (1922) и союз пролетарских писателей «Гарт» (1923).

Организация «Плуг» возглавлялась Сержем Пилипенко. Заявив, что массы (для Украины это значило крестьянство) способны создать тот тип литературы, который им нужен, организация создала целую сеть писательских кружков, очень скоро объединивших около 200 писателей и тысячи начинающих любителей. «Задача нашего времени в области искусства – спустить его с пьедестала на землю, сделать его близким и понятным каждому».

Члены «Гарта», которую возглавил Василий Элан-Блакитный, ставили также задачу создания пролетарской культуры, однако, более осторожно относились к идее «массовости», опасаясь, что она приведет к снижению уровня искусства.

В 1923-24 годах были созданы союз пролетарских писателей Донбасса «Забой» и киевская группа «Аспис», из которой впоследствии выделилась «Ланка».

После смерти Блакитного в 1925 г. и распада «Гарта» часть его членов создала «Ваплите-аббревиатура от назв. «Вільна академія пролетарської літератури”, элитарную писательскую организацию, в которую вошли драматурги М. Кулиш, поэты Тычина, Бажан, прозаики П. Панч, Ю. Яновский, И. Сенченко, во главе с Хвылевым. Они считали важнейшей задачей национальной литературы достижение высокого литературно-художественного и эстетического уровня. Они призывали к ориентации на Европу и традиционные общечеловеческие духовные ценности мировой литературы, к провозглашению культурной независимости Украины от Москвы. Активная пропаганда Хвилевым этих взглядов вызвала серьезную полемику, обычно называемую «литературной дискуссией 1925-1927 г.г.», однако круг вопросов, поднятых в ней, выходил далеко за рамки чисто литературных проблем.

Позиции «Вапліте», охарактеризованные как проявления буржуазно-националистических идеологий, стали объектом критики со стороны правящей Коммунистической партии.

В 1927 г. с целью не допустить распространения «националистических» идей в литературе была создана просветительская писательского писательская организация – ВУСПП (Всеукраїнська спілка пролетарських письменників”), значительно усилился партийный надзор за литературным творчеством.

В период 1921-1927 г.г. активно выступала группа «неоклассиков», которые уходили от новой тематики, ориентировались их античные образцы. (Во главе стояли Максим Рыльский и Микола Зеров).

В украинской литературе были символисты, среди которых выделялся Павло Тычина, футуристы, возглавляемые М. Семенко.

Все литературные группы и организации имели свои печатные органы, на страницах которых пропагандировались их взгляды и критиковались идеи оппонентов.

В 1927 г. начала выходить «Літературна газета”.

В 30 –е гг. по мере становления командно-административной системы сужались сфера свободы украинской культуры..

В начале 30 – х гг. по решению компартии все писательские объединения были упразднены и создан единый союз писателей Украины. Главной темой литературы стала тема социалистического строительства. Впоследствии были созданы союзы художников, композиторов и т.д.

Этот переход от плюрализма к монополии социалистического реализма сопровождалось трагическими событиями. В 1930 году было арестовано несколько десятков украинских деятелей культуры. В 1933 году арестовали Остапа Вишню, его обвинили в связях с мифической контрреволюционной организацией. Он пробыл в лагерях до 1943г.

В 1933 г. наложил на себя руки Хвылевой. Трагически сложилась судьба Зерова – одного из наиболее ярких личностей послеоктябрьской литературы. Арестованный в 1935 г. он погиб в ссылке. На протяжении 1934-1938 г.г. были арестованы больше половины членов и кандидатов в члены Союза писателей Украины (насчитывается около 300 человек).

В 30 –е годы были сделаны и значительные успехи. Так, в основном, была преодолена неграмотность, введено обязательное начальное образование (1931 г.), широко осуществлялась подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием. Однако, культурное развитие проходило в условиях установления партийного контроля со стороны компартии, массовых репрессий, преследования инакомыслящих. На смену политике украинизации пришла политика русификации.

Таким образом, на протяжении 20-30 г.г. в духовной жизни Советской Украины происходили сложные и весьма противоречивые процессы. Культурное строительство в 20-е годы осуществлялось под знаком национального возрождения, а 30 –е гг. вошло в историю культуры как «расстрелянное возрождение».

Усиление партийного контроля в области культуры в 40-х нач. 50-х г.г.

В годы Великой Отечественной войны украинской культуре был нанесен большой ущерб: разрушены театры, помещения школ (около 33 тыс.), вузов, гибель многих специалистов, утрата культурных ценностей. Например, из Харьковского Художественного музея были вывезены в эвакуацию наиболее ценные картины. Часть оставшихся картин была разграблена.

Восстановление культурной жизни Украины в послевоенные годы было сопряжено с большими трудностями. На культуру, как всегда, не хватало средств. Поэтому были выделены приоритеты – школы, вузы, научно-исследовательские учреждения. Без налаживания их работы восстановление экономики было невозможным.

В этих условиях осуществлялось восстановление системы народного образования. Школы возобновили работу по мере освобождения от немецких захватчиков.

С сентября 1943 года начали создаваться школы рабочей молодежи, а с сентября 1944 г. и школы сельской молодежи без отрыва от производства.

В 1950 г. полностью возрождается довоенная сеть школ, в которых обучались 6,8 млн. детей. Для материальной поддержки тех, кому родители не могли обеспечить минимум необходимого для обучения, создавался фонд всеобуча.

На протяжении этого времени возобновили работу все вузы Украины, которых в 1950 г. было 160. За 1946-1950 г. в Украине было подготовлено 126 тыс. специалистов с высшим образованием.

В первые послевоенные годы возобновилась работа научно-исследовательских учреждений Украины, преобладающее большинство которых в годы войны находилась в эвакуации. Главным научным учреждением оставалась Академия Наук УССР, возглавляемая Палладиным. Украинская наука имела ряд достижений.

В республике в 1946 г. был осуществлен пуск первого в СССР атомного реактора. Украинский ученый С. Лебедев создал лабораторию моделирования и вычислительной техники, которая положила начало исследованиям в области кибернетики. Именно в этой лаборатории в 1948-1951 г.г. была сконструирована первая в СССР Малая электронно-вычислительная машина «МЭВМ».

В конце 40-х нач. 50-х.г.г. все больше утверждались в науке догматизм и диктат, что затрудняло, прежде всего, развитие общественных наук.

В августе 1947 г. было принято известное постановление ЦК КП(б)У «О политических ошибках и неудовлетворительной работе Института истории Академии наук УССР». В нем резкой критике были подвергнуты труды этого института, изданные перед войной и в годы войны «Краткий курс истории Украины» под ред. С.М. Белоусова, К.Г. Гуслистого, М.Н. Петровского, М.И. Супруненко, Ф.О. Ястребова, «Очерки истории Украины» под ред. М.Н. Петровского. Главным их недостатком были признаны не реальные ошибки, а то, что они составлены в антимарксистском духе, содержат в себе грубые политические… искажения буржуазно-националистического характера.

Литература и искусство в послевоенный период

В идеологической работе второй половины 40-х начало 50-х годов заметное место занимали постановления партии по вопросам литературы и искусства: «О журнале «Звезда», и «Ленинград» (авг. 1946г.)» «О репертуаре драматических театров и мероприятиях об его улучшении» (авг. 1946г.) «О кинофильме «Большая жизнь» (сент. 1946) «Об очерке Великая дружба» В. Мурадели» (окт. 1848г.), в которых проявилось грубое и некомпетентное вмешательство власти в творческую деятельность, запрещение элементарной свободы творчества, неуважительное отношение к творческой интеллигенции. Это явление получило название «ждановщина» – по фамилии секретаря ЦК ВКП(б) – по идеологии Жданова.

В соответствии с решениями ЦК ВКП(б), ЦК КП(б)У также принял ряд постановлений, суть которых составляли необоснованные обвинения представителей украинской художественной культуры. Преобладали обвинения в буржуазном национализме. Обвинения были выдвинуты против Довженко («Украина в огне»), Ю. Яновского «Живая вода»), М. Рыльского (стихи40-х годов), И. Сенченко, П. Панча, Д. Косарика, А. Малышко, В.Сосюры и др. Всего за период с 1945 по 1951 г. было принято 12 партийных «драконовских» постановлений. От них пострадала элита украинской интеллигенции. Разгромные кампании, направленные против передовых научных теорий (генетики, космополитизма, кибернетики), захватили Украину.

На протяжении 1949-1952 г.г. из КП(б) Украины было исключено 22175 человек (3%), которых обвинила в украинском национализме. Исключение из партии тогда означало не только конец карьеры, но зачастую последующие репрессии.

Только в 1990 г. были отменены трагическая по своим последствиям для известных российских и украинских писателей и других деятелей искусства эти постановления.

несмотря на большие трудности в развитии культуры в послевоенные десятилетия, украинская литературы обратилась рядом высокохудожественных произведений.

В послевоенные годы в литературу вступило поколение молодых поэтов, прозаиков, драматургов, прошедших суровую школу войны. Появились романы, повести, книги рассказов украинских прозаиков о подвиге советского народа в годы ВОВ. Этапным среди них являлся роман О. Гончара «Знаменосцы».

Этой же теме посвящены книги «Живая вода» («Мир») Ю. Яновского, произведения П. Тычины «И расти, и действовать», М. Рыльского «Верность», «Мосты», В. Сосюры «Чтобы сады шумели», поэмы А. Малышко «Прометей», «Это было на рассвете» и тд. В жанре юмора и сатиры работал Остап Вишня.

В послевоенный период в живописи украинских художников ведущее место принадлежало произведениям, посвященным героизму советского народа в годы ВОВ (картины «Враг приближается» Т.Н. Яблонской (1945), «Черноморцы» В.Г. Пузырькова (1947), «Солдаты» (1960) и «На рассвете» (1960-61) А.М. Константиновского, «Незабываемое, 1943 год», А.А. Пламеницкого и т.д.

Историческому прошлому посвящены картины М.Г. Дерегуса (циклы «Хмельниччина» (1945) «Степь) (70-80-е г.г.), «Молодой Тарас Шевченко в мастерской К.П. Брюллова» Г.С. Мелихова (1947), «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» М.И. Хмелько (1951-52).

В послевоенное время возросло число художественных вузов. В 1946 г. во Львове был открыт институт прикладного и декоративного искусства.

Архитектура в послевоенные годы вступает в новый этап своего развития. Полностью были восстановлены города Севастополь, Тернополь (1945-54г.г.), были создан архитектурный ансамбль Крещатика – главной улицы Киева. В связи со строительством Каховской ГЭС возник город Новая Каховка (1951-54 г.г.). Градостроительству этого времени присущи поквартальная застройка, ориентация на создание законченных архитектурных ансамблей. Фасады декорировались различными архитектурными формами классики в сочетании с элементами и мотивами украинского барокко.

Возникли новые типы общественных зданий (Дом техники в Луганске, 1954 г.); киноконцертный зал им. М.И. Глинки в Запорожье, 1948-53 г.г., первый автовокзал междугородней связи в Харькове и т.д.

В послевоенное десятилетие создано более 1 тыс. проектов планировки и застройки сел республики.

На западно-украинских землях, которые были присоединены в предвоенные годы, была очень сложная обстановка. Шла партизанская война, которую вела УПА. Однако, несмотря на это, туда направлялись специалисты, учителя. Только в сельские школы западно-украинских областей было направлено почти 44 тыс. учителей.

В 1946 г. был проведен Львовский церковный собор греко-католиков, на нем под давлением партийных и советских органов было принято решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и полном разрыве с Ватиканом о присоединении к русской православной церкви. Греко-католическая церковь ушла в подполье.

1949 г. – убийство Я. Галана укр. националистами.

Таким образом, послевоенное время (конец 40 начало 50-х годов) было крайне противоречивым в развитии культуры:

- восстановление системы народного образования, переход в 1953 г. к обязательному семилетнему образованию;

- возобновление работы Киевского, Харьковского, Одесского университетов и других вузов, открытие университета в Ужгороде;

- возрождение научных учреждений, прежде всего АН УССР;

- появление произведений, посвященных войне и жизни людей в мирное время. Особенно плодотворно работали поэты – П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльскй, прозаики – Яновский и О.Вишня, художники А. Шовкуненко, М. Перегуз, Т. Яблонская.

Были восстановлены театры, работали киностудии художественных фильмов в Киеве, Одессе и Ялте.

В то же время культура находилась под открытым партийным контролем – он усиливался – "ждановщина".

Середина 50-х – сер. 60-х годов – "оттепель" Хрущева.

Проведение реформ в обществе – развенчание культа личности и демократизация обществ жизни – появилось новое поколение деятелей культуры – "шестидесятники" – деятели культуры, науки, искусства. Требовали свободного самовыражения, обеспечения украинскому языку свободного развития.

В период хрущевской оттепели – более благоприятные условия для развития общественных наук, но ненадолго. В частности, были открыты многие архивные фонды.

Научный центром оставалась Академия Наук, которую в 1962 г. возглавил академик Патон.

С 1956 г. стали присуждаться Ленинские премии за выдающиеся труды в области науки, техники, литературы и искусства. Лауреатами стали: Довженко (посмертно) за киносценарий "Поэма о море", М. Рыльский за сборники "Розы и виноград" и "Далекие небосводы", М. Стельмах за трилогию "Большая родня", "Кровь людская – не водица», "Хлеб и соль", О. Гончар за роман "Тронка".

Расширилась сеть художественных музеев, Союз советских художников Украины систематически проводил свои выставки. Стал издавать свой журнал "Образотворче мистецтво".

Новый этап в развитии украинской архитектуры характеризуется сменой стилистической направленности, состоящей в осмыслении новых индустриальных материалов и конструкций. Грандиозные масштабы строительства породили его индустриализацию. В республике работали более 40 домостроительных комбинатов. На протяжении 50-60-х годов строили, в основном 5-этажные крупнопанельные дома с малометражными квартирами, вошедшие в историю как "хрущевки" или "хрущобы".

В это время появились новые общественные сооружения. В 1963 г. – киноконцертный зал "Украина" в Харькове.

Решению транспортных проблем в больших городах способствовало сооружение метрополитена (Киев, Харьков), кольцевых автомагистралей, мостов и др.

Продолжала развиваться музыка, театр. Появилось телевидение.

В 1962 г. с борта космических кораблей "Восток – 3" и "Восток – 4" осуществлена первая телепередача из космоса. Ретрансляция телевизионных программ через искусственные спутники Земли началось с 1965 г.

С 1967 г. из Москвы и из Киева ведутся программы цветного телевидения. В 1982 г. программы республиканского телевидения полностью переведены на цветное изображение.

В начале 60-х годов под воздействием оттепели, а затем вновь наступившей реакции появилось поколение "шестидесятников" – новое поколение литературно-творческой интеллигенции. К нему относились Лина Костенко, Василь Симоненко, Иван Драч, Алла Горская, Иван Дзюба. Позднее к ним примкнули Василь Стус, Иван Гель, браться Горыни, Михайло Осадчий, Игорь и Ирина Калинец. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народов, обеспечение украинскому языку ведущей роли в образовании и культуры.

Однако, диссиденты не нашли широкой поддержки ни в Украине, ни в СССР в целом. Для подавления этого движения использовали КГБ, лагеря, «психушки».

Требования шестидесятников часто переходили рамки либерализации и поэтому начали пресекаться.

"Шестидесятники" сыграли важную роль в общественно-политических процессах вт. половине 80-х-начале 90-х годов, в период борьбы за становление украинского суверенного государства.

Вторая половина 60-х середина 80-х годов - свертывание демократии, неосталинизм. Для неосталинизма характерно отсутствие массовых репрессий против неугодной интеллигенции – действовали другими методами – садили в тюрьму, в психиатрические больницы, высылали за рубеж.

Большое внимание уделялось развитию высшего и среднего специального образования. В 60-80-е годы улучшалась база вузов, строились учебные корпуса, общежития, спортивные комплексы. На основе Донецкого, Симферопольского и Запорожского пединститутов были созданы университеты. Открылись новые институты. 1960/61 уч.г. – 135 выс. уч. заведений, 1986/87 уч.г. – 146.

При этом численность студентов увеличилвсь более чем 2 раза (с 417 тыс. до 850 тыс). Увеличилось количество профессорско-преподавательских кадров, повысилась его квалификация.

Не обошлось без ошибок и грубых нарушений в области образования. Политика "слияния наций", лозунгом которой было "отмирание национальных языков" – причина того, что в республике осталось меньше половины школ с украинским языком обучения. Были полностью ликвидированы школы и другие учебные заведения с национальными языками обучения, а вузы и средние специальные учебные заведения почти полностью перешли на русский язык, особенно эти процессы усилились в начале 70-х годов, когда первым секретарем ЦК Компартии Украины стал Владимир Щербицкий, сменив на этом посту Шелеста.

Говоря о нарушениях и ошибках в развитии системы образования, не следует забывать, что несмотря ни на что советская школа обеспечивала всем детям доступ к знаниям, позволила ввести всеобщее среднее образование, создать значительный культурный и научный потенциал.

В 70-е годы в основном был завершен переход по всеобщему среднему образованию молодежи. Причем осуществлялась также система профессионально-технического и средне-технического образования.

% грамотных в 1978 г. в республике составлял 99,9%.

В начале 1984 г. численность населения в УССР с высшим и средним/полным и неполным образованием составляла 30 млн. человек.

Увеличилось количество научных кадров. В 1987 г. 213 тыс. научных работников, из них 6 тыс. докторов и 71 тыс. кандидатов наук.

Активно развивались и искусство. Главной темой по-прежнему оставалась тема коммунистического строительства. Коммунистическая партия по-прежнему руководила процессом и строго контролировала творчество.

Таким образом, украинская культура в советский период прошла большой и сложный путь: были достигнуты большие успехи, в то же время были и огромные потери.

ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.

ЛЕКЦИЯ: ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР

Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы

1. История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ – начала ХХІвв.).

2. Театр как род искусства.

3. Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы

ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное). В широком смысле произведения письменности. Под литературой понимается – 1.совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи, человечества; 2.художественная литература как вид искусства, отображающая действительность в художественных образах. 3.сочинения по данному предмету или вопросу. Выделяется литература научная (медицинская, историческая, математическая и т. д.), учебная, художественная (Х. Л.).

В более узком значении слова под термином «литература» подразумевается художественная письменность. В прошлом - этому термину соответствовали термины «изящная словесность», «поэзия». В настоящее время соответствует художественная литература как вид искусства, ос­новным материалом которого служит слово. Таким образом, художественная литература – это искусство слова. Следует заметить, что привыч­ное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку Л. также является частью искус­ства. Как элемент системы она взаимодействует с жи­вописью, музыкой, архитектурой, хореографией, ки­нематографом и проч., что-то берет от них, что-то от­дает, в свою очередь, от себя.

Возникновение литературы относится к далекому прошлому человечества – к эпохе цивилизаций - и неразрывно связано с устным народным творчеством. Первые памятники литературы обычно представляют собой переработанные и закрепленные в письменности произведения устного поэтического творчества, веками складывавшие в народе; таковы, в частности, древнейшие героические эпопеи («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Нибелунгах» и др.). Поэтому появление литературы обусловлено возникновением письменности.

Слову доступно все, что доступно мысли, а мысль охватывает все сферы и области действительности. Литературный образ апеллиру­ет к интеллекту и воображению, к зрению и к слуху, даже к таким нетрадиционным в эстетическом отноше­нии чувствам и ощущениям, как осязание и обоняние. Литература с оди­наковым успехом может изобразить мир природы и мир человека, мир отдельной личности и мир общества, ди­намическую картину его развития в прошлом, настоя­щем и будущем, передать разнообразные оттенки света и цвета, причудливые формы физического, психологи­ческого или эмоционального движения либо состояния. Иными сло­вами, писатель, как сам Господь Бог, моделирует, тво­рит вторую действительность во всем ее бесконечном многообразии как системное единство бесчисленных реалий, свойств и особенностей.

Специфика Л., по сравнению с другими видами ис­кусства, состоит в том, что она отражает действитель­ность посредством самого универсального инструмен­та — слова. Сфера Х.л. беспрецедентна по своей ши­роте: она может выразить все, что мо­жет выразить слово. Предмет Х.л. — весь мир, повернутый к человеку, и человек, повернутый к миру.

Каковы же цели Х.л.? Что заставляет писателя мучиться над чистым листом бумаги, а читателя тратить драгоценное время на, казалось бы, бесполезную, никак не вознаграждаемую работу ума и сердца? Цели Х.л. опре­деляются ее функциями как одного из самых социально значимых и активных видов искусства. Основные фун­кции Х.л. следующие: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, вос­питательная и языкотворческая.

Наряду с другими видами искусства, Х. Л. целенаправленно создает ле­топись исторической жизни народа, продуцирует и офор­мляет нравственные ценности и идеалы, осуществляет феноменальный разго­вор с предками, современниками и потомками. Х.л. — самый гибкий инструмент духовной коммуникации меж­ду личностью и обществом, между поколениями, между нациями и социальными слоями общества. Изображение человека в отношениях с окружающими людьми определяет отражение в литературе всего многообразия жизненных противоречий и конфликтов. Так, в рассказе Чехова «Спать хочется» доведенная до безумия жесточайшей эксплуатацией хозяев девочка-нянька душит в колыбели ребенка, которого она укачивает.

Решая эстетические проблемы, писатель исследует реальное положение вещей и, обнару­жив его несоответствие идее прекрасного, внушает каж­дому читателю в отдельности и обществу в целом «тоску по идеалу» вместе с готовностью предпринять необходи­мые усилия для его претворения. Мир, в конце концов, переустраивают эстетически ангажированные читате­ли.

С другой стороны, гармонизация предмета искусства и самого произведения, которое также строится по за­конам красоты, имеет немаловажные преобразую­щие потенциалы. Писатель-творец и читатель-потреби­тель испытывают пусть и не одинаковое, но имеющее общую природу удовлетворение от общения с искусством слова. Конечно, мельницы «Дон Кихота», с которыми сражается отважный рыцарь Печального Образа, не сме­лют зерно и не дадут муки для хлеба насущного, но они вращают свои крылья не вхолостую. Они вырабатыва­ют незримый воочию хлеб духовный. Сколько уже по­колений читателей получили мощный нравственный импульс от высокого образа мыслей и чувств героя Сервантеса! Преобразующее действие Х.л., как видим, осу­ществляется не прямыми, а окольными, сложно опос­редованными путями.

Не менее привлекательным стимулом к творчеству и чтению является познавательная функция Х.л. Значительную часть информации о себе и окружающем нас мире мы получаем из книг, не только научных, но и художественных. М. Горький, не имевший, как из­вестно, систематического образования, но самостоя­тельно овладевший необычайно широким кругом зна­ний, не уставал повторять: «Чтение — вот лучшее уче­ние!».

Столь же эффективно, как и познавательную, Х.л. осуществляет свою воспитательную функцию. С одной стороны, она учит читателя любить добро и ненавидеть зло, прививает ему инстинкт прекрасного, вселяет тос­ку по идеалу, по гармоничной жизни в дисгармонич­ном мире и неуемное стремление его гармонизировать. С другой стороны, литературное творчество воспитыва­ет, облагораживает и художника. По свидетельству К.А.Бунина, у Чехова каждый год менялось лицо. Сам Чехов признавался в том, что от природы он был вспыль­чивым, трудным в быту человеком, обладал желчным, неуживчивым характером, но писательство, постоян­ное творческое напряжение помогли ему «выдавливать из себя по капле раба» и, добавим мы, стать поистине эталонным образцом русского интеллигента в самом высоком и определенном смысле этого понятия.

Наконец, Х.л. по праву считается основным инстру­ментом, формирующим разговорный, литературный и поэтический язык народа. Собственно язык Х.л. при­нято называть поэтическим, его ведущая функция — эстетическая. Правильный, нормированный язык как средство общественной коммуникации именуется ли­тературным. Язык разговорный, естественно, предназначен для свободного интимного общения меж­ду людьми, поэтому отличается относительной вольностью. Поэтому, с моей точки зрения, нельзя назвать литературой скандально известные произведения российского писателя Сорокина, поскольку они написаны с помощью ненормативной лексики. Возникает вопрос о предназначении литературы.

В литературе выделяют 3 основные формы: эпос, лирика, драма.

ЭПОС - от греч. - слово, повествование – повествовательный род литературы. Эта литературная форма основана на объективном отражении процессов общения человека с миром, протекающим во времени и пространстве. Повествование ведется от автора - повествователя или от героя-рассказчика. В зависимости от масштабов изображения событий и судеб различают виды или жанры эпоса. К большим жанрам относятся поэма – повествование в стихах, эпопея (иногда роман-эпопея) и роман. Это произведения с разветвленным сюжетом о судьбе одного или нескольких героев. Ярким примером является «Война и мир» Л.Толстого или романы О.Бальзака, объединенные в цикл «Человеческая комедия». В украинской литературе эпопеей называют циклы произведений М.Стельмаха(«Кровь людская – не водица», «Велика родня»), У.Самчука («Волынь», «Ост»).

К средним жанрам относится повесть. Именно таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя или «Левша» Лескова. Первая украинская повесть – «Маруся» Г. Квитки-Основяненко. Жанр повести также развивался в творчестве Марко Вовчок «Институтка», И.Нечуй-Левицкого «Микола Джеря», Б.Гринченко «Среди темной ночи», «Под тихими вербами», И. Франко «Захар Беркут», М.Коцюбинского «Fata morgana». В отличие от романа повесть охватывает только определенную цепь событий.

Малые жанры эпоса представлены рассказом, новеллой, очерком, басней, эссе, притчей и т. д. Основоположником европейской новеллы считается итальянский писатель эпохи Возрождения Боккаччо. В новелле обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. Мастером новеллы 20 столетия является Стефан Цвейг («Амок», «Письмо незнакомке», Жгучая тайна» и др.). Украинская новеллистика представлена именами М.Коцюбинского, Г.Косынки, В.Стефаника, М. Хвылевого, О.Гончара и др.

ЛИРИКА - (то, что произносится под звуки лиры) – род литературы, в котором окружающая действительность изображается путем передачи чувств, настроений и переживаний лирического героя или автора. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам поэт и, прежде всего, его внутренний мир. Гегель, обосновывая особенности лирики, считал, что предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств. Лирика уходит своими корнями в устное народное творчество и генетически связана с музыкой. Лирика представлена многообразием жанров: песня, элегия, романс, сонет, гимн, эпиграмма, панегирик, ода, бурлеск и др.

ДРАМА – (происходит от греч.: действие) род литературы, представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене. Таким образом, окружающая действительность изображается непосредственно через высказывания и действия самих персонажей, то есть литературный текст разыгрывается въявь или в воображении на театральной сцене. Особенность драмы как рода искусства состоит в том, что она одновременно принадлежит как литературе, так и театру. Жанрами драмы являются трагедии, комедии и драмы в узком смысле слова.

2. История литературы

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (далее - А. Л.). Античность — исток европейской культуры и литературы как ее составляющей. В эту эпоху сложились основные литературные формы и жанры; темы, почерпнутые из античной мифологии, истории и литера­туры, широко реализовывались в XVII—XVIII вв. и периодически возрождаются в литературе XX в., напри­мер, в экзистенциализме (Ж.П.Сартр, Ж.Ануй). Однако А.л. обладала своим неповторимым своеобразием.

А. л. представлена прежде всего авторами поэм Гомером и Гесиодом.

В Древней Греции стихи читали нараспев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Кстати, от названия лиры и произошло название этой формы литературы. Поэты слагали не только слова стиха, но и создавали гармонию мелодии и ритм танца. Эти три элемента: слово, гармония и ритм составляли, по словам Платона, основу лирической поэзии древних греков. И хотя лирика греков почти не сохранилась, из глубины веков до нас дошли имена(Алкей, Архилох,Пиндар и др.). Родиной женской лирики является остров Лесбос. Здесь существовали музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо(7-6 в. до н. э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонницы ее таланта.

Классический период (V—IV вв. до н.э., прежде всего «век Перикла»), это расцвет драматургии, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, в которой быстро нарастает интерес к чело­веческой индивидуальности, и комедии Аристофана с ее ранней сатирой. Развиваются также ораторское искусство, философия. Аристотель заложил основы теории литературы.

Ли­тература Древнего Рима возникла позже греческой. Серьезно освоив греческую культу­ру в период падения республики (I в. до н.э.), Рим за­ложил основы и собственной высокоразвитой литерату­ры. Расцвели многие жанры: ораторское искусство, классиком которого является Цице­рон, историография, не отдалявшаяся от современнос­ти (Юлий Цезарь, Саллюстий), дидактическая поэзия («О природе вещей» Лукреция). Тонким лириком был Гай Валерий Катулл, умевший в двух строчках выразить противоречивое психологическое состояние: «И нена­вижу ее и люблю. «Почему же?» — ты спросишь. Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь».

Первый римский император Октавиан Август покрови­тельствовал автору эпических поэм Вергилию, лирику Горацию и другим поэтам, входившим в «кружок Меце­ната»(1 в. до н. э.). Этобыл золотой век римской поэзии. Герои­ческая поэма Вергилия «Энеида» послужила образцом для новоевропейских эпических поэм Т.Тассо, Л.Камоэнса, Вольтера, М.М.Хераскова и др. На стихотворной «Науке поэзии» Горация (послание «К Пизонам») основывался классицизм XVII—XVIII вв., по мотивам его оды «К Мельпомене» («Создал памятник я, бронзы литой прочней...») были написаны лирические шедевры Г.Державина и А.С.Пушкина. От репрессий Нерона в 65—66 гг. н.э. погибли философ и трагик Сенека-младший, Лукан — автор трагической поэмы «Фарсалия», рассказы­вающей о падении республики в результате войны Це­заря с Помпеем, и Гай Петроний Арбитр, от которого сохранился в отрывках авантюрно-эротический роман «Сатирикон»; в нем создан и образ разбогатевшего воль­ноотпущенника Тримальхиона, невежды, кичащегося своими богатствами и мнимыми достоинствами. Для широкого читателя предназначены басни Федра (I в.). На рубеже I—II вв. н.э. появляются иронические эпиграм­мы Марциала, несмешные, страстно-обличительные сатиры Ювенала. Во II в. Апулей пишет сказочно-мистическо-эротический роман «Мета­морфозы» («Золотой осел»), включающий сказку об Амуре и Психее и ряд других вставных «новелл», что будет особенно характерно для романа XVII в.

Таким образом, А.л. стала истоком средневековой европейской литературы.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИ­ТЕРАТУРА — (c V до XIV в. в Италии, а в других странах вплоть до XVI в). Поздно христианизировавшиеся народы Северной Ев­ропы (кельты, скандинавы) запечатлели в своей сло­весности в основном родовые отношения. Стихотвор­ная «Старшая Эдда», известная в рукописи XIII в., — собрание мифологических и героических песен. «Млад­шая Эдда» Снорри Стурлусона, написанная в 1222— 1225 гг., содержит обзор языческих мифов. В XII—XIV вв. записаны исландские, ирландские, скан­динавские саги — эпические сказания в прозе.

В Центральной Европе VП—X вв. широко пред­ставлена ученая поэзия на средневековой латыни. В XII—XIII вв. переживает расцвет по­эзия беспечных весельчаков вагантов (т.е. бродячих лю­дей) — студентов (бурсаков), переходивших из одного университета в другой, представителей низшего духовенства и т.п.

К самым значительным достижениям средневековой литературы относится стихотворный эпос, синтезиро­вавший фольклор и письменную культуру, созданный на национальных языках: французская «Песнь о Ролан­де» (древнейшая редакция — ок. 1170 г.), испанская «Песнь о моем Сиде» (середина XII в., сохранилась в рукописи XIV в.), германская «Песнь о Нибелунгах» (ок. 1200 г.); типологически родственно им русское «Слово о полку Игореве». Более архаичен англосаксонский герои­ческий эпос—поэма о Беовульфе, сложенная в VIII или IX в. (рукопись начала X в.) на основе германских пре­даний, появившихся гораздо раньше, в языческие вре­мена. Существовал также куртуазный эпос XII—XIII вв., преимущественно стихотворный: «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского и др.

Средневековая лирика — это прежде всего поэзия про­вансальских трубадуров XI—XIII вв. (воспевание курту­азной любви, культ «прекрасной дамы» при изыскан­ности формы), испытавших их влияние в XII—XIII вв. поэтов-певцов труверов (север Франции) и немецких миннезингеров (обозначение XVIII в.), воспевавших также крестовые походы, служение сюзерену.

Ближе к собственно религиозной, церковной литера­туре были жанры духовной драмы, в частно­сти мистерии. В городах распространялись небольшие комические и сатирические стихотворные произведения: французс­кие фаблио (от лат. — басня, рассказ) XII — начала XIV в., немецкие шванки (шутка) XIII—XVII вв., ставшие со временем прозаическими.

В Италии вершина средневековья — творчество Данте. Он же предвосхищает эпоху Возрождения.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. На рубеже XIV—XV вв. К.Салютати и Л.Бруни заимствовали у древних (Цицерона) слово гуманность (человечество; в дальнейшем — человечес­кая природа, человеколюбие и даже образованность, тонкость, изящество) как наилучшим образом опреде­ляющее человеческое достоинство и устремленность к знанию. Отсюда наименование деятелей Э. В. — гума­нисты. Конкретно-историческое значение слова «гуманизм», предполагающее самоутверждение индиви­дуальности. Ренессанс признал многообразие форм человеческого бытия, реабилити­ровал плоть (в бытовом отношении до разнузданности не только в связи с карнавальной культурой).

В Э. В. европейские литературы перешли со средне­вековой латыни на национальные языки. Официально признаваемой оставалась литература стихотворная, но и в нее проникали яркие явления низовой культуры, например Ф.Вийон (XV в.), певец «дна» общества, в чьей поэзии сказались черты раннего французского В. Крупнейший лирик В. э. — Д. де Ронсар (1524—1585), глава «Плеяды», поэтической школы, которая ввела во французскую литературу жанры оды, элегии, трагедии и комедии, форму сонета, в любовной лирике вышла за пределы подражательного петраркизма. В английской литературе Э. В. долго проявляла себя срав­нительно скромно (лучший поэт XVI в. — Э.Спенсер), зато потом увенчалась драматургией У.Шекспира. Дра­ма вообще громко заявила о себе уже в конце Э. В.; в Испании ее ярчайший представитель — Лопе де Вега (1562—1635), работавший во всех родах и жанрах, написавший, по свидетельствам современни­ков, более 2000 пьес, из которых опубликовано при­мерно 500, в том числе «Учитель танцев» (1593), «Со­бака на сене» (1618), «Фуэнте Овехуна» (1619). В Германии Э. В. захватила лишь первые десятилетия XVI в. С немецкой Реформацией был связан голландец Эразм Роттердамский, живший в разных странах, пользовавшийся общеевропейским признанием, хрис­тианский гуманист, автор прозаической философской сатиры на латинском языке (Эразм — лучший латинист В. э.) «Похвала Глупости» (1509). В прозе создаются известные утопии: «Утопия» Т.Мора (1516), «Город сол­нца» Т.Кампанеллы (написано в 1602, опубликовано в 1623), «Новая Атлантида» Ф.Бэкона (1627).

Появление же в высокой литературе ро­мана М.Сервантеса «Дон Кихот» задолго предвосхища­ло переход от стихотворной к прозаической литературе, развивающейся в Европе в ХУШ—XIX вв.

В период нового времени в Западной Европе выступают литературные направления и течения, выдвигающие свои программы и требования, вырабатывающие свой художественный метод, свои жанры и стили.

Одним из первых художественных стилей, появившихся в это время был стиль барокко (перевод с итальянского – вычурный, затейливый, причудливый), который пришел на смену стилю Возрождения (к.16 – сер 18 века). Для него были характерны следующие черты: декоративная пышность, орнаментализм, перегруженность формальными элементами, гротеск, вычурные сравнения, метафоры и гиперболы. Украинское барокко представлено в период 17 – 18 вв. во всех жанрах литературы, в частности, в проповедях И.Галятовского, А.Радивиловского, в поэзии К. Ставровецкого, Г.Сковороды и др. Популярнейшим жанром поэзии являлась духовная песня. Были представлены и светские жанры: философская и любовная лирика, панегирик, эпиграмма и т.д.

Классицизм - направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.19 вв., характерной особенностью которого являлось обращение к античной литературе и искусству как идеальному эстетическому образцу. Развивался на основе философского рационализма, руководствовался идеями главенства интересов государства над интересами отдельной личности. В литературе устанавливалась иерархия жанров: «высокими» считались трагедия (П.Корнель и Ж Расин), эпопея, роман, элегия, идиллия; к «низким», развлекательным жанрам относились комедия (Ж-Б.Мольер), эпиграмма, басня, бурлесковая поэма. В украинской литературе приобрели распространение только «низкие» жанры – бурлесковая поэма, комедия, басня. Благодаря классицизму в украинской литературе совершается переход к украинскому языку. Представителями украинского классицизма являлись: И. Котляревский, Г. Квитка - Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Билецкий - Носенко и др.

Сентиментализм – происходит от фр.: чувство - направление в европейской литературе к.18 – начала 19 века, который характеризуется стремлением раскрыть мир чувств простого человека и вызвать у читателя сочувствие к героям. Сентиментализм развивался в противовес просветительному рационализму и культу абсолютного разума, господствующему в эпоху Просвещения. Выдающимися представителями этого направления были Л.Стерн, Ж-Ж. Руссо, Й-В.Гете. В Украине наиболее ярко проявился в творчестве И.Котляревского («Наталка-Полтавка») и Г.Квитки-Основьяненко(«Маруся»).

Романтизм – одно из ведущих направлений в литературе и искусстве к.18 - первой половины 19 века. Выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями, идеализация прошлого, увлечение фольклором, мистика, интерес ко всему фантастическому и экзотике. Очень часто прослеживается полный разлад, несоответствие между мечтой и действительностью, что приводит к настроению безнадежности и отчаяния. Такое романтическое умонастроение приобрело название «мировая скорбь». К этому направлению принадлежали: Д.Байрон, В.Скотт, Г.Гейне, Ф.Шиллер, В.Гюго, Ж.Санд др.

Украинский романтизм охватывает период 20-60 –х 19 века. Появление этого направление связано с публикацией произведений П.Гулака-Артемовского «Пани Твардовская» и «Рыбак» в конце 20-х гг. Духом революционного романтизма проникнуты произведения Т.Шевченко.

Реализм – название происходит от лат.: вещественный -литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним изображением действительности на основе типизации жизненных явлений. Появляется во Франции в 30-е гг.19 века, затем в других европейских литературах. Это направление дало таких представителей, как Стендаль, П.Мериме, О.Бальзак, Ч.Диккенс, У.Теккерей, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов. Среди украинских писателей – Марко Вовчок, И.Нечуй-Левицкий, Панас Мирный. И.Франко.

Модернизм – в переводе с фр.: современный – общее название направлений и школ 20 века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, разрыв с реализмом, опора на условность, поиск новых эстетических принципов. Отдельные направления модернистской литературы сегодня стали классиками. Среди наиболее значительных – символизм, импрессионизм, неоромантизм, футуризм, акмеизм, дадаизм, сюрреализм, «театр абсурда», «новый роман».

В украинской литературе модернизм обрел специфические черты. Первые попытки «модернизировать» украинскую литературу предпринимают М.Вороный, М.Коцюбинский, М. Чернявский, П.Карманский, В.Пачовский, С.Твердохлеб, О.Луцкий, О.Олесь и др.

Экзистенциализм – от лат.: существование – иррациональное направление в литературе Западной Европы, США и Японии. Основным положением экзистенциализма является постулат: Существование предшествует сущности. На первое место выходят категории абсурдности бытия, страха, отчаяния, одиночества, смерти; противостояние личности враждебному окружающему миру, главной ценностью является свобода личности. Наиболее характерным является философский роман (А.Камю, Ж.-П.Сартр).

В украинской литературе экзистенциализм проявился в творчестве В.Подмогильного, И.Багряного, Т.Осьмачки, в поэзии представителей «нью-йоркской группы», в лирике В.Стуса.

Пост-модернизм – это направление, которое приходит на смену модернизму в последние десятилетия 20 столетия. Это направление – продукт постиндустриальной эпохи, когда распадаются мировоззренческие, экономические, политические системы. Постмодернисты утратили не только надежду изменить мир, но и систематизировать его, действие всегда опережает теорию. Характерной чертой этого направления является культ независимой личности, стремление к мифу, коллективному бессознательному, стремление объединить ценности разных культур, религий, видение повседневной жизни как театра абсурда, ирония, пародия. Среди Первых постмодернистских произведений – романы У.Эко «Имя розы», П. Зюскинда «Парфюмер», Д.Апдайка «Версия Роджерса».

Постмодернизм в современной украинской литературе проявляется в творчестве Ю.Андруховича, Издрика,О.Ульяненко, С.Процюка, В.Медведя, О.Забужко и др.

Театр как род искусства

ТЕАТР (от грсч. — место для зрелища; зрелище) — 1) род искусства; 2) представление, спек­такль; 3) здание, где происходят театральные представления. Театр, искусство, как н дру­гие искусства, является формой общественного сознания. Т. имеет первостепенное значение в жизни общества, как способ художественного отражения действительности. Историческое развитие Т. неот­делимо от развития общества, от состояния культуры в целом. Расцвет или упадок Т., преобладание в нём тех или иных интересов, художественных тенден­ций, его роль в духовной жизни современности связа­ны с особенностями развития общества, которое че­рез Т. судит о собственной жизни, осознаёт её кон­фликты.

Как особый вид искусства, Т. обладает своей специфи­кой: отражение действительности, характеров, со­бытий, их трактовка, оценка, утверж­дение определённых идей происходят в Т. посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой. Актёры исполняют свои роли, следуя тексту пьесы, её положениям, а в иных слу­чаях — сценарию, требующему импровизации. Иг­ровая сущность Т. определялась исторически, при самом его возникновении из охотничьих, сельскохо­зяйственных и др. ритуальных празднеств. В основе этих празднеств лежала аллегория, воспроизведение явлений природы или трудовых процессов более или менее обширной группой участников празднества. Обрядовый характер действия вначале заслонял собой игровую сторону представления. Однако по ме­ре становления Т. как искусства его игровая, творческая сущность выступала всё более явственно, оформляясь в различных театральных системах. Игровая природа Т. проявляет­ся на всех этапах его развития: в античной трагедии, в народном театре (фарс, скоморошные представления и т. д.), в шекспировском театре и театре классицизма, у романтиков 19 в. и реалистической психологической драме.

Как и всякое искусство Т. отражает действительность через систему образов. Спектакль представляет собой произведение театрального искусства, обладающее образным единством, что создается единством таких элементов, как драматургическая основа сценического представления, стилистическое и жанровое решение спектакля, актерское исполнение, сценическая площадка, декорации, применение музыки и танца. В спектакле современного Т. объединяется искусство драматурга, актеров, режиссера – постановщика, художника – декоратора, композитора и работников театра (осветителей, костюмеров, гримеров и проч.).

Лекция 2. Музыка и ИЗО.

1. Музыка как вид искусства.

2. Изобразительное искусство.

МУЗЫКА (греч. — искусство муз) — искус­ство соединения доставляющих удовольствие экспрес­сивных и понятийных комбинаций вокальных и инстру­ментальных звуков. Развитие М. происходило совместно с формированием чувственных способностей человека.

Когда и как зародилось искусство М., установить очень трудно. Мнения специалистов относительно этого вопроса расходятся. Одни считают, что М. развилась из пения, другие полагают, что в ее основе было некое
подобие барабанов, ритмы которых сопровождали танцы
и ритуальные обряды. Однако вне зависимости от причин возникновения М. с полной уверенностью можно утверждать, что она изначально имела большое значение в жизни людей. В ходе раскопок учеными-археологами были обнаружены простейшие по техническому устройству музыкальные инструменты, в частности духовые (кости различных; животных с просверленными в них отверстиями, изготовленные более 40 тыс. лет назад). Это свидетельствует о том, что уже тогда существовало музыкальное искусство. После изобретения фонографа (1877 г.) — первого аппарата для механической записи и воспроизведения звука — исследователи стали совершать поездки в наиболее удаленные от цивилизации-места земного шара. От представителей племен, в которых еще сохранился
первобытно-общинный уклад, они записали образцы пения и национальной инструментальной М., по которым можно примерно определить, какой вид она имела в древности. Согласно сохранившимся сведениям, музыкальное искусство начало развиваться в Х в. до н.э. На многих предметах древности — керамических вазах, стенах храмов и т.д. — присутствуют изображения музыкантов, которые сопровождают пением и игрой на музыкальных инструментах охоту, танцы, священные и обрядовые действа, военные и торжественные шествия. По мере распространения письменности начали появляться поэтические тексты песен и гимнов, а также важные сведения о музыкальной жизни того или иного народа.
Писатели и философы стали уделять большое значение
рассуждениям о роли М. в жизни человека и теорети­ческому изучению элементов музыкального языка, Сведе­ния о М. сохранились в крупнейших государствах древности: Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте. Но наибольшее развитие данный вид искусства получил в античных странах — Древнем Риме и Древней Греции. На ранних стадиях развития М., благодаря своей тесной связи с психологическим состоянием человека, была наделе­на эмоциональной выразительностью. С самого начала она была включена в быт людей, трудовые процессы и ритуальные обряды. Постепенно формировались музы­кальные жанры. М. состоит из многих элементов, начиная от природных звуков, например, |пения птиц, до более сложных звуков, производимых с помощью музыкальных инструментов. С самых ранних этапов развития в ее сферу
оказываются вовлеченными различные виды человечес­кой деятельности.

Во все времена существовали два вида М.: серьезная и легкая. Серьезная М. требует концент­рации внимания, легкая - служит фоном для разного рода
времяпрепровождений: труда, трапез, отдыха, бесед, развлечений и т.д. Люди создавали, создают и будут созда­вать М. и серьезную, и легкую, потому что и та, и другая всегда находят своего слушателя.

ЖАНР (лат. род, падеж) —роды и виды музыкалыюго творчества в связи с их происхождением, особенностями исполнения и восприятия. Первоначально Ж. выступал в роли художествен­ного канона, а нормы пения и музицирования определя­лись назначением музыки, которая применялась главным образом в обрядах, культах и религиозных церемониях. Уже в древнем фольклоре определились инструменты, характер исполнения, устойчивые сочетания музыки и мелодий, лежащие в основе импровизации.

В рождении новых Ж. можно проследить некоторые
общие закономерности. В древности многие народы верили, что успех дела зависит от воли божеств, и считали, что перед тем, как приниматься за дело, необходимо добиться расположения высших сил. Такую же цель — воздействовать на волшебные силы — пресле­довала ранняя музыка. По мере развития человечества
музыка постепенно высвобождалась из-под власти мифов и приобретала другие цели. Наиболее важная из них — помощь в труде. Так возникли Ж., связанные
с земледельческими работами: жатвенные, молотиль­ные, покосные и т.д., а также песни, связанные с други­ми видами деятельности. Стремление сохранить в памяти и передать потом­кам сведения о важнейших исторических событиях, о подвигах во имя родины, воспеть героизм своего народа привело к возникновению эпических Ж.

У каждого народа есть свои семейно-бытовые песни: колыбельные; свадебные и т.д. Первоначально они играли лишь поучительную роль, но постепенно в бытовой музыке разных сословий наметилась линия развлекательной музыки. Ярким примером тому могут служить итальянс­кие представления «масок», ставшие популярными во многих европейских странах. В средние века большое значение придавалось застольным песням. Так, в феодальной Англии каждый представитель высшего сосло­вия должен был явиться на пир с собственной застольной песней. Одновременно с началом первых революций стала появляться музыка, наполненная интонациями
воли и решимости. Вплоть до XVII в. в европейской музыке преобладала
ориентация на нормативное соответствие музыкального
опуса, который не нуждался в подробной нотной записи.
До начала XVIII в. музыкальные произведения записывали частично. Позднее, когда музыка была признана самостоятельным видом искусства, опус преобразился в цельное музыкальное произведение. В это время определилась музыкальная жанровая система, обогатившаяся новыми формами. В прикладной музыке выделяются первичные Ж., кото­рые зависят от задач, выполняемых музыкой в бытовых, обрядовых и трудовых ситуациях. К ним относятся песенно-танцевальные Ж., марши, гимны и т.д. Каждый из этих Ж. разделяется на множество самостоятельных групп, каждую из которых также можно назвать Ж. По мере отделения музыки от других видов искусств сформировались вторичные Ж.: соната, концерт, симфония и т.д. Первич­ные Ж. продолжают возникать и сегодня, например, современные эстрадные Ж. В зависимости от исполнительских составов, для кото­рых предназначены музыкальные произведения, музыку разделяют на следующие Ж.: хоровая, камерная, симфо­ническая, вокально-симфоническая и т.д. Существует еще один способ жанрового разделения музыки - на вокальную и инструментальную. Вокальная, в отличие от инструментальной, всегда звучит с текстом и - учетом особенностей человеческого голоса. Инструментальная музыка может иметь различное происхож­дение: танцевальное, инструментальное, песенное и т.д. В музыкальном искусстве существует также литера­турно-поэтическая классификация, благодаря которой можно определить содержание того или иного музыкального произведения. В зависимости от того, какой литературный Ж. лег в основу произведения, различают музыку драматическую, комическую, лирическую и
эпическую. В зависимости от аудитории, на которую она
рассчитана, - на серьезную (духовную) и легкую. Стройной системы Ж. не существует, т.к. всё они тесно взаимосвязаны между собой и не укладываются
в определенные рамки. В связи с этим их группируют
только по отдельным направлениям, прежде всего по
назначению в жизни человека.

Изобразительное искусство это искусство, для которого характерно воплощение художественного образа в плоскостные или пространственные формы, в материальный объект. «Реальность – это реальность картины, а не изображенного на ней предмета» (Х. Ортега –и-Гасет). То есть это вид искусства, который воспринимается зрительно, он объединяет живопись, скульптуру, графику, фотоискусство.

В различных мировых культурах основными становились разные виды искусства: в Европе это были живопись и скульптура, в искусстве исламских стран это орнамент, поскольку Кораном запрещено изображать живые существа; в искусстве других регионов мира это могли быть маски, керамика, изделия из металла и т.д.

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете. В зависимости от предмета, выбранного ху­дожником для изображения, различают жанры: портрета, натюрморта, пейзажа, а также историчес­кий, бытовой, батальный, анималистический и прочие жанры. Перечень может быть продолжен, так как количество жанров меняется, каждый внутри себя усложняется, дифференцируется.

Скульптура – от лат.: вырезать, высекать – ваяние, пластика, один из видов пространственных искусств, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Таким образом, скульптура создает объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса и т. п. Скульптура изображает, главным образом, человека, реже животных. Ее главные жанры: портрет, исторические, бытовые изображения, а также анималистический жанр. Различают скульптуру: круглую (статуя, группа, бюст, статуэтка), осматриваемую с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона).

Графика – от гр.: черчу, пишу, рисую – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, без красок, а также печатные изображения, в основе которых лежит такой рисунок. Графика не исключает использования цвета (применяют акварель, гуашь, пастель). Графика делится на станковую(рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация), прикладную (почтовые марки, экслибрисы, промышленная графика) и плакат.

Фотография – это вид изобразительного искусства, в котором изображение получают с помощью светочувствительных материалов и соответствующей обработки полученного материала.

Жанры изобразительного искусства сложились к 17 в. в эпоху Воз­рождения. Жанры присутствуют во всех видах изобразительного искусства, т. е. в живописи, графике и скульптуре, но в наи­более чистом виде представлены именно в живописи.

К историческому жанру, как правило, относят изображение к.-л. значительных событий, происходивших не при* жизни художника, а значительно раньше. Прежде всего, к ним традиционно относились библейские сюжеты, наряду с композициями на темы мифов древних культур. К историческим отно­сят иногда и произведения, изображающие современные со­бытия, историческое значение которых уже признано. Напри­мер, картина Веласкеса, изображающая сдачу Бреды, собы­тие, современником которого являлся художник, считается од­ним из выдающихся произведений исторической живописи. К историческому жанру можно отнести множество произведений скульптуры разного времени, изображающих, главным образом в фор­ме рельефа, исторические события (колонна Траяна в Риме; рельефы Гиберти на дверях баптистерия во Флоренции и Манцу на дверях собора Св. Петра в Риме и т. д.); памятники ис­торическим личностям и др.

Портрет — жанр, посвященный изображению человека. По­лучил распространение в древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. По своему назначению различа­ют парадный портрет и портрет камерный (кабинетный). Бы­вают портреты парные и групповые, которые также могут быть предназначены для украшения парадных зал и восхваления оп­ределенных персон, либо для памяти о людях, объединенных профессиональными, семейными, духовными узами. Особую категорию портретного жанра составляют автопортреты, на которых художник изображает самого себя. По художественно-образной и содержательной сущности ис­следователи портретного жанра различают психологические портреты, портреты-характеры, портреты-биографии (Ремб­рандт, Веласкес, Серов, Репин). Все названные качества мо­гут находить выражение и в парадном, и в камерном портрете («Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, портреты Рембран­дта, «Портрет Ермоловой» Серова).

Пейзаж (от фр. «местность», «страна») — жанр, посвящен­ный изображению естественной или измененной человеком природы, видов местностей, городов, морских видов (марина). Часто служит фоном в произведениях других жанров, а также в рельефах. В качестве самостоятельного жанра, выделился в евро­пейском искусстве эпохи Возрождения, но в китайском искусстве еще в 7 в. (в эпоху Тан) достиг исключительной одухотворенности и по­этичности. В эпоху классицизма получил распространение «исторический», «героизированный» пей­заж (Пуссен, Лоррен), вдохновленный образами античной ми­фологии, а также архитектурные «руины» (Г. Робер), изобра­жавшиеся на огромных холстах вертикального или горизонталь­ного формата соответственно тому месту, которое им предназна­чалось в зале. В 18 в. и позже популярностью пользовались пейзажи — ведуты, точно воспроизводящие виды конкретных городов (Д. Каналлетто, А. Зубов); а также марины, изобража­ющие море в разное время дня при разном состоянии природы (Тернер, Айвазовский, А. Боголюбов). По художествен­но-образной сущности пейзажи могут быть эпическими (Кон­стебл, Шишкин), романтическими (Я. Рейсдаль, Тернер, Курбе, Айвазовский}, лирическими (Коро, Саврасов, Левитан). Пейзаж получил распростране­ние как в живописи, так и в графике и в скульптуре (рельеф).

Натюрморт -(от фр. «мертвая природа») - посвящен изображе­нию неодушевленных предметов, обычно, домашней утвари, обихода, снеди, цветов, битой дичи и пр. Другое его на­звание - штильлебен, «тихая жизнь» (в переводе с голландского) предметов, окружающих человека. Функционально натюрморт, так же как и другие жанры, может быть парадным (Ф. Снейдерс, Рубенс), а может быть камерным (малые голландцы). Средствами натюрморта ху­дожник способен выразить всю гамму человеческих пережива­ний (Ван Гог, Пикассо, Шагал, Фальк).

«Интерьер» («внутри», «в комнатах») — жанр, близкий к на­тюрморту и бытовому. Выделился в искусстве художников Голландии 17 в., изображавших интерьеры храмов и бюргерс­ких домов; возродился в искусстве 19 в. в Германии, России и других стран (Вермер, малые голландцы, Венецианов и его уче­ники). Предметом изображения и любования для худо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: