Шумеро-вавилонская культура

1. Роль различных народов Двуречья в создании его культуры. Культура, созданная в бассейне Тигра и Евфрата, была результатом творческой деятельности целого ряда народов, взаимно обогащавших друг друга достижениями в сфере литературы, науки, строительной деятельности и искусства.

Приоритет в ряде случаев принадлежит шумерам. Однако значительный вклад сделали и семитские народы — аккадцы с их северной ветвью ассирийцами, а также амориты.

Когда возвысился Вавилон, то эта комплексная культура получила общее название вавилонской. Шумеры, как мы видели, ассимилировались и утратили свой язык, но их наследие оказало столь сильное влияние на семитские народы, что правильнее говорить не вавилонской, а о шумеро-вавилонской культуре.

Военные столкновения не могли помешать творческому взаимодействию шумеров и аккадцев а также народностей). Во II тысячелетии до н. э. семитские центры получили политическое преобладание и несемитские народности постепенно ассимилировались. Шумерский язык уступает место аккадскому.

Однако надо учитывать, что семитизация шумерского народа сопровождалась усвоением различных элементов его языка, ставшего уже мертвым (особенно географических названий, культовых терминов и т. д.). Перестав быть разговорным, шумерский язык тщательно изучался вавилонскими и ассирийскими писцами (подобно тому как в средние века усиленно изучалась латынь). Без усвоения шумерского языка образование не мыслилось.

2. Письменность. Поскольку аккадская система письма базировалась на шумерской, она восприняла от нее принцип огласовки, чуждый другим семитским письменностям (например, финикийско-еврейской), в которых передавались графически лишь согласные звуки, а гласные добавлялись читателем произвольно (в зависимости от местного диалекта и иногда ошибочно).

Твердая фиксация в письме основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и аккадцы были обязаны этим достижением своим учителям — шумерам.

Система письма, употреблявшаяся народами, жившими в бассейне Тигра и Евфрата, и распространившаяся впоследствии за его пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.

3. Религия. Верования шумеров и аккадцев, несмотря на характерный для религиозной идеологии консерватизм и устойчивость отживших представлений и взглядов, не могли не изменяться под воздействием экономических перемен и социальных сдвигов.

Во времена первобытнообщинного строя человек еще не чувствовал превосходства над окружающей природой, не считал себя ее хозяином и, в частности, не отделял себя от животного мира. Каждый род (позднее каждое племя) возводил свое происхождение к какому-либо зверю, птице, рыбе и даже насекомому.

Не случайно древнейшие цари носили своеобразные имена: Ягненок, Скорпион и т. д. Даже в более поздние времена, когда родо-племенной строй ушел в далекое прошлое некоторые божества представлялись в виде животных или птиц.

Однако это были исключения. В обстановке рабовладельческого государства большинство богов получили антропоморфный (человекообразный) облик.

С другой стороны, смена матриархата патриархатом нашла свое отражение в религиозной идеологии.

В древнейшие времена женские божества играли, по-видимому, преобладающую роль. Не случайно первобытная водная стихия мыслилась в виде богини Тиамат. Позднее, когда религиозные представления приводятся жрецами в систему и создается пантеон, большинство богов оказываются в нем мужскими, а богини хотя и участвуют в небесном совете, но играют в нем второстепенную роль.

Таким образом, принципы патриархата в религиозной сфере побеждают, так же как и в реальных общественных отношениях, хотя и с некоторым опозданием.

Количество божеств, почитавшихся в Двуречье, было огромным. Каждый город, каждый городской квартал, каждый более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу. Одни боги почитались по всей стране, другие были местными. Закономерности в природе (смена дня и ночи, времен года и т. д.), так же как основные перемены в хозяйственной жизни (появление земледелия и скотоводства, технические изобретения), объяснялись событиями из жизни богов.

4. Литература. Наряду с мифами о богах от народов древнего Двуречья дошли эпические произведения, в которых воспевались подвиги героев, обладавших исключительной силой и мудростью, но отличавшихся от бессмертных богов тем, что рано или поздно они должны были подвергнуться участи всех людей и покинуть. землю. В этих эпических произведениях скрещиваются различные элементы. Устное народное творчество осложняется добавлениями и толкованиями обрабатывавших его писцов, связанных с придворными и жреческими кругами и стремящихся проводить последовательную классовую тенденцию. С другой стороны, воспоминания о реальных исторических событиях и деталях перерабатываются с явными преувеличениями и снабжаются сказочным подробностями.

Наиболее характерным следует признать эпический цикл, посвященный величайшему герою древнего двуречья Гильгамешу. Разрозненные эпизоды этого цикла сохранились на шумерском языке. Окончательной систематизации и переделке они подверглись уже после того, как были заимствованы аккадцами, которые создали на своем языке единую поэму о Гильгамеше в 12 частях.

До нас дошла шумерская и аккадская лирика. В честь богов составлялись гимны. В одном из них воспевается солнечный бог Шамаш, карающий преступников, охраняющий всех находящихся вне дома.

Используется также своеобразная литературная форма диалога, которая (как позднее в античности) служит для выражения глубоких раздумий о смысле жизни.

5. Наука. Научная деятельность в древнем Двуречье, так же как художественная литература, развивалась под мощным воздействием религиозно-мифологического миросозерцания, тем более что занимались ею главным образом жрецы.

При проведении наблюдений и опытов ставились часто цели, далекие от подлинного познания окружающего мира и применения сделанных выводов в практической жизни.

Каждому предмету и каждому явлению приписывались наряду с реальными мнимые свойства. Подмеченные в природе явления включались в мифологические схемы.

Грань между органической и неорганической природой еще не была проведена, и земля, вода, воздух, светила считались живыми существами. Фетишистские и тотемистские воззрения заставляли делить все предметы и живые существа на положительные и отрицательные, вопреки их реальным свойствам, полезным или вредным для человека. В Шумере, например, черным камням приписывались благодатные свойства, а белым — отрицательные. В вавилонской магии, наоборот, черные тараканы предвещали беду (в отличие от рыжих). Змеи то считались опасными, то мудрыми и благодетельными. Даже среди чисел различались счастливые и несчастливые, что оказывало влияние на календарь и метрологию.

В Двуречье был выработан солнечно-лунный календарь, распространившийся по всей Передней Азии. Потребности сельского хозяйства обусловливали большую точность календарных исчислений (в частности, вставки на третий год високосного месяца для уравнения солнечного года с лунным).

Шумеро-вавилонские, а вслед за ними и ассирийские писцы составляли в учебных целях списки растений, животных и минералов и делали даже известные попытки систематизации, иной раз довольно наивной. Например, осел, лошадь и верблюд попадали в одну группу (лошадь — осел гор, верблюд — осел моря), лев назывался большой собакой и т. д.

Тщательно изучалось строение тела жертвенных животных. До нас дошли прекрасно выполненные из глины модели печени. Служили они для гадания, но фактически становились учебными пособиями для ознакомления с анатомией.

В III тысячелетии до н. э. (за 2000 лет до Катона) был составлен на щумерском языке трактат по агрономии, в котором учитываются свойства почвы, культурные растения и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: