ТЕМА 17. КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА
Формирование общерусской культуры. Геополитические характеристики русской культуры. Самодержавие как феномен русской культуры. ХVIII век: петровские реформы и европеизация отечественной культуры. Прозападная элита и консервативное большинство. Секуляризация культуры в ХVIII веке. Социодинамика русской культуры: «раскол» как «архетипическая модель» развития России. Просвещение в России.
ХIХ столетие – «золотой век» русской культуры. Социально-экономическое развитие и крупнейшие культурные события ХIХ века. Дискуссии о настоящем и будущем России. В поисках культурной идентичности: противостояние консерваторов и радикалов; западников и славянофилов. Представление о мессианской роли России в мировой истории. Русская литература, музыка, театр, живопись. Передвижные выставки.
«Серебряный век» русской культуры. Творческий подъём в русской культуре на рубеже ХIХ-ХХ веков: анализ его причин и признаков. Духовные искания эпохи. О месте, путях и судьбах интеллигенции в культурной истории России. Русская философия начала ХХ века. Многообразие художественных течений в поэзии и изобразительном искусстве. Русский авангард. Футуризм; супрематизм; конструктивизм. Значение «Серебряного века» для мировой и отечественной культуры.
Культура России советского периода. Крупнейшие исторические события и социально-экономические изменения. Преобразование социальных институтов культуры. Специфика развития духовной культуры. Основные тенденции изменения культуры России в постсоветский период.
Место и роль России в мировой культуре.
Методические рекомендации по изучению темы
Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: геополитические характеристики русской культуры; формирование и развитие русской культуры; православие и самодержавие как феномен русской культуры; интеллигенция, и её роль в истории России; отечественная культура советской и постсоветской эпохи; художественная культура России; место и роль России в мировой культуре.
По данной теме необходимо:
знать: формирование и развитие российской культуры; типологические черты отечественной культуры;
уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.
Литература: [4], [24], [30], [32], [48], [50], [61].
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте историческую и культурную обстановку в России конца ХIХ – начала ХХ века.
2. Объясните, почему «серебряный век» русской культуры назвали Русским Ренессансом.
3. Культурологические идеи русских мыслителей «серебряного века» Вы можете назвать.
4. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
5. Как связаны духовные искания эпохи и возникновение беспредметного искусства.
6. Назовите имена крупнейших деятелей искусства и культуры «серебряного века».