В XX в. интерес к культуре постоянно нарастает. Он объясняется растущим материалом по археологии, этнографии, сравнительному языкознанию, аналитической психологии и истории. Среди звезд культурологии следует отметить К.Юнга и Леви-Строса.
Подход К.Юнга11 (1875-1961) к проблеме — психологический. На психологию он смотрел как на то средство, которое сближает науку и религию, что открывает путь к познанию смысла жизни и культуры. Занимаясь проблемами психологии личности, Юнг сделал вывод, что душевное здоровье личности и ее болезни имеют корни в социально-культурных процессах. К сожалению, эти процессы Юнг понимал в духе витализма, представители которого в основе органической жизни положили особую жизненную силу, от которой должны зависеть все проявления жизни.
1. В центре юнговской концепции — «коллективное бессознательное». Оно «идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным»12. «Коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения находятся не только элементарные поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение.
|
|
11 По профессии Юнг — психиатр, созидатель целого направления в психоаналитической школе.
12 Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С.98.
2. Содержанием «коллективного бессознательного» являются общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы выражаются как в мифах и сказках, так и в магии, алхимии и т.д. Архетипические образы исторически сопровождают человека. Они — источник мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходила шлифовка спутанных и жутких образов бессознательного.
3. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов. Человек первобытного общества только начинает отрывать себя от матери-природы. Но он же переживает этот разрыв. Сопротивляясь отдалению от природы, человек прибегает к магии, заклинаниям и т.д., чтобы восстановить утраченную гармонию с органическим миром.
4. С развитием сознания пропасть между человеком и природой углубляется. Поэтому растет напряжение. Перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру, гармонизации сознательного и бессознательного в своей психике.
5. Обособление сознания ведет к утрате психического равновесия. При этом бессознательное старается компенсировать односторонность и безрассудство сознания, то есть отсутствие равновесия. Если сознание не принимает опыт архетипов, если символическая передача этого опыта становится невозможной, то архетипы могут вторгаться в культуру в самых примитивных и жестких формах. Вторжение «коллективного бессознательного» ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, всевозможным лжепророчествам, массовым беспорядкам, войнам.
|
|
У Юнга, как и у Фрейда, культура становится предметом психологического анализа. Социально-политический кризис западноевропейских стран он объяснял вторжением архетипов в жизнь общества. Следствием этого вторжения, по его мнению, является и расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве. Факельные шествия, массовый экстаз, пламенные речи вождей, символика (свастика, красная звезда и т.д.) — все это свидетельствует о вторжении в культурную жизнь людей таких сил, которые намного превосходят человеческий разум.
Это коллективное безумие, по Юнгу, — закономерное следствие европейской культуры, ее прогресса в овладении миром с помощью науки и техники. История Европы — это история упадка символического знания. Техническая цивилизация куплена ценой отказа от единения с «душой» природы, от символа как образа бессознательной энергии, жизненной силы. Символы открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.
Интерес к идеям Юнга сохраняется и по сей день. Свои первые шаги культура делала не только при тусклом свете сознания, но и под влиянием мощных толчков бессознательной психики первобытных людей. Это влияние оставило свои следы и в мифах, и в религии, и в культурной символике и многом другом. Поэтому труды Юнга не только абсолютизация мистического и иррационального в жизни людей. В них содержится оригинальная культурологическая концепция.