Лекция 3. Этапы бюджетного процесса

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение бюджета;

3. исполнение бюджета;

4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры. Продолжительность всех стадий различна по странам, но для большинства из них процесс длится более трех лет. Участниками бюджетного процесс а являются:

§ Президент Российской Федерации;

§ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

§ законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

§ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

§ Центральный банк Российской Федерации;

§ органы государственного (муниципального) финансового контроля;

§ органы управления государственными внебюджетными фондами;

§ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

§ главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

§ главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

§ получатели бюджетных средств.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений; формирует государственные (муниципальные) задания; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом, условий, установленных при их предоставлении; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности.

Главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представляет сведения для составления и ведения кассового плана; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Существуют определенные особенности составления проектов бюджетов на федеральном, региональном и местном уровне:

1. Проект федерального бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта федерального бюджета - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

В целях своевременного и качественного составления проекта федерального бюджета Министерство финансов РФ имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Составление проекта федерального бюджета основывается на:

- бюджетном послании Президента Российской Федерации;

- прогнозе социально-экономического развития России;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период не менее трех лет. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации осуществляется Министерством экономического развития РФ.

Основные показатели развития экономики России, отраженные в прогнозе социально-экономического развития России, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные показатели развития экономики в 2009-2013 гг.

(прирост/снижение в % к соответствующему периоду

предыдущего года) [22]

      2011г. 2012г. 2013г.(прогноз)
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 61,1        
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % 8,8 7-8 6-7 5-6 4,5-5,5
ВВП -7,9 4,0 4,2 3,9 4,5
Промышленное производство -9,3 7,6 3,9 3,8 4,9
Производство продукции сельского хозяйства 1,2 -9,9 8,5 3,8 3,9
Инвестиции в основной капитал -16,2 2,5 10,0 3,5 7,4
Реальные располагаемые денежные доходы населения 2,3 4,4 3,6 3,6 4,2
Реальная заработная плата -3,5 4,9 3,5 4,0 4,7
Оборот розничной торговли -4,9 5,2 5,0 5,6 6,0
Экспорт товаров, млрд. долл. США 303,4        
Импорт товаров, млрд. долл. США 191,8        

Сводный финансовый баланс Российской Федерации - документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

2. Проект бюджета Республики Татарстан составляется на основе прогноза социально-экономического развития РТ в целях финансового обеспечения расходных обязательств Республики Татарстан.

Составление бюджета Республики Татарстан основывается на:

1) Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

2) Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан;

3) прогнозе социально-экономического развития Республики Татарстан;

4) основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Татарстан.

Доходы бюджета Республики Татарстан прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан. Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан разрабатывается на период не менее трех лет.

Внесение Кабинетом Министров Республики Татарстан проекта закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан и проекта закона Республики Татарстан о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан Президенту Республики Татарстан осуществляется не позднее 10 дней до внесения проектов указанных законов в Государственный Совет Республики Татарстан.

В Бюджетном послании Президента РФ Медведева Д.А. на 2011-2013 гг. отмечается, что целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Его применение приведет к повышению результативности работы муниципального сектора и эффективности расходования бюджетных средств, увеличению эффективности управления результатами, увязке стратегических целей с распределением бюджетных средств и достижением результатов.

Бюджет республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован в условиях отсутствия распределения по регионам значительного объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В аналогичных условиях был сформирован и утвержден бюджет республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 60Бюджетного кодекса Республики Татарстан проект закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период, утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода. В этой связи в Заключении представлены результаты сравнительного анализа показателей Законопроекта с показателями бюджета Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

В целях выполнения условий для получения дополнительных субсидий из федерального бюджета, распределяемых по субъектам Российской Федерации в течение финансового года, Законопроектом предусмотрены средства на софинансирование мероприятий федеральных программ на территории Республики Татарстан в сумме 3 498 742,3 тыс. рублей.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Татарстан на 2013 и 2014 годы скорректированы в связи с изменением сценарных условий, пересмотром прогнозных показателей на 2012 год, исходя из тенденций в экономике, сложившихся за истекший период текущего года.

Сравнительная информация по основным показателям развития экономики Российской Федерации и Республики Татарстан представлена в таблице 2

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: