Современная трактовка факторов внешней среды

Элементы внешней среды:

1. Клиенты — потребители продукции и услуг — ключевой элемент, за счет которого и для которого организация существует и развивается.

2. Поставщики предоставляют организации ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

3. Конкуренты — ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цели, структуру, методы управления.

4. Научно-технический прогресс — одна из главных движущих сил общества — создают основу для высокой конкуренции.

5. Государство — устанавливает «правила игры», влияет на деятельность организации с помощью законов.

6. Финансовые организации банки, инвестиционные институты, биржи.

7. Учебные заведения среднеспециальные и высшие учебные учреждения.

8. Трудовые ресурсы.

9. Криминальные структуры и др.

Основные виды воздействия внешней среды на организацию:

1) изменение структуры организации;

2) пересмотр стратегии развития организации;

3) изменение целей и задач организации и др.

Задачи организации по отношению к внешней среде:

1. Менеджеру необходимо постоянно учитывать действия факторов внешней среды, так как организация — это открытая система, которая зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей.

2. Менеджер должен уметь выявлять существенные внешние факторы, которые повлияют на его организацию в долгосрочной перспективе, подбирать методы и способы реагирования на данные факторы.

3. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность своей деятельности.

Примечание:

1. Процессы, происходящие в организации, определяются в первую очередь внешней средой, а во вторую — внутренней средой.

2. Внешняя среда — устанавливает правила игры для организации, а внутренняя среда — определяет успех или неудачу самой организации.

2. Среда прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия — это непосредственное деловое окружение организации, включающая следующие элементы:

2) конкуренты;

3) потребители;

4) поставщики;

5) деловые партнеры;

6) товары-заменители;

7) законодательство;

8) регулирующие службы, административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.д.

Среда косвенного воздействия — это общее окружение организации, включающая следующие элементы:

2) состояние рынка (экономические процессы);

3) политическая ситуация;

4) экология (процесс природопользования, форс-мажор, т.е. непредвиденные обстоятельства);

5) социально-культурная и социально-демографическая ситуация;

6) научно-технический прогресс;

7) национальные и международные процессы.

Характеристики внешней среды: сложность, неопределенность, взаимосвязанность и подвижность:

сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать;

неопределенность внешней среды — соотношение между количеством и качеством информации о внешней среде, которой располагает организация (чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения);

взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

подвижность внешней среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современной организации изменяется с нарастающей скоростью, следовательно, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: