Вопрос № 29. Ислам и международный терроризм

Владимир Путин считает, что нельзя отождествлять международный терроризм и ислам. Российский президент признал, что международные террористы часто прикрываются исламскими лозунгами. Вместе с тем, он отметил, что "эта проблема заброшена к нам извне". По словам Путина, в настоящее время приходится сталкиваться "либо с религиозными фанатиками, либо с теми людьми, которые прикрываются религиозными лозунгами", а на самом деле являются "людьми без корней, просто бандитами, которые не имеют никакого отношения к религии".
Владимир Путин напомнил, что "любая мировая религия основана на принципах гуманизма и человеколюбия". Вместе с тем, он указал, что "крайние проявления были в любой религии", напомнив о том, "что творила инквизиция в Средние века, прикрываясь именем Христа".

Глава российского государства особо подчеркнул, что у России на протяжении столетий было преимущество, поскольку был "создан определенный баланс между христианством и иудаизмом, между христианами и мусульманами".

Как заявил Владимир Путин, "мы ни в коем случае не должны дать никаких шансов" бандитам, "цель которых - посеять рознь между народами и конфессиями".

"У нас есть нечто общее, что для нормального, цивилизованного человека является высшей ценностью, - общее Отечество, и мы должны относиться друг к другу, как к членам одной семьи, как к братьям и сестрам", - сказал глава государства.

Президент Узбекистана Ислам Каримов предостерег от попыток "исказить суть просвещенного, миролюбивого, толерантного Ислама, разжечь вражду к нашей священной религии, связать его с международным терроризмом".

Каримов предостерег, что такие попытки "могут привести к непредсказуемым результатам и последствиям".

"Экстремизм и терроризм существовали и существуют сегодня во всех уголках и регионах мира, истинные корни и история которых требуют самого серьёзного изучения и внимания", - отметил президент.

Каримов подчеркнул, что "в то же время нельзя согласиться, когда под прикрытием лозунгов борьбы с терроризмом и "продвижения демократии" продвигаются стратегические интересы отдельных держав".

"Опыт многих развитых стран показывает, что строительство демократического общества - это длительный процесс, который должен учитывать вековые традиции, обычаи, веру, духовные ценности и менталитет людей", - сказал он, отметив, что "здесь чрезвычайно важна поддержка населения". По мнению Каримова, "в мире нет, и не может быть единой универсальной модели демократии".

"Демократию нельзя экспортировать или тем более насаждать силовыми методами. В противном случае, мы можем дискредитировать само понятие демократии", - подчеркнул глава Узбекистана.

Ужасным явлением наших дней является то, что международный терроризм стремится "приватизировать" ислам. Мы, граждане России, верующие и неверующие, православные и мусульмане, как и все цивилизованное человечество, являемся свидетелями и жертвами этих стремлений террористов.

Международный терроризм, пришедший на территорию нашей родины, имеет четкую цель - взорвать формирующееся в России гражданское общество, ослабить государство, расчленить страну.

Хорошо известны формы проникновения международных террористов на территорию России и методы их организационной и идеологической экспансии, вовлечения российских граждан в интернациональную террористическую сеть. Известны источники, пути и способы финансирования боевиков. Видны результаты их деятельности. Но я хотел бы остановиться только на одной теме: как международный терроризм, "приватизируя" ислам, стремится усилить эффект своей разрушительной деятельности.

Враг хитер и коварен. Тактику международного терроризма по всему миру можно метафорически описать образом "снайпер в мечети", который пробрался туда и под прикрытием святыни ведет огонь по живым мишеням. Как действуют международные террористы? Появляется кто-то, заявляющий себя выступающим от имени мусульман, в их защиту и защиту ислама. И совершает ужасные преступления: взрывает дискотеки, школы, автобусы и самолеты, захватывает заложников и убивает их перед телекамерами на фоне знамен с исламскими лозунгами.

Увы, этим террористам в разных странах мира удается привлечь на свою сторону часть мусульман, которые верят, что действительно эти люди защищают права мусульман в войне против "неверных" - "крестоносцев", "иудеев", "колонизаторов", "захватчиков" и, что важно отметить, против мусульман, которых международные террористы провозглашают "вероотступниками".

Нередко террористам, использующим исламскую риторику, удается внушить обществу, что они - плоть от плоти ислама. При этом террористы, нанося удары, оправдывают свои действия некой "коллективной виной" своих жертв. В таком ракурсе убийство детей в Беслане подается как "наказание и предупреждение" "крестоносцам". У действительных и потенциальных жертв международного терроризма может возникнуть абсолютно ошибочное представление о "коллективной вине" мусульман. Если это, не дай Бог, произойдет, международные террористы добьются своих целей.

Не всегда и не все авторитетные исламские богословы в разных странах мира активно противостоят попыткам "приватизации" ислама экстремистами и основную энергию направляют на то, чтобы жертвам терактов объяснить, что "террористы не имеют никакого отношения к исламу". Однако все видят, что какое-то отношение террористов к религии все-таки существует, и не удовлетворяются этими заявлениями. Многие ищут ответы на этот вопрос и получают их, увы, от людей некомпетентных или злонамеренных. Таким образом, террористы оказываются в выигрыше.

Более того, действия властей, направленные на защиту граждан от такого рода международных террористов, от, образно говоря, "снайпера в мечети", некоторыми комментаторами, в том числе из исламской среды, подаются как проявления "исламофобии", "преследования мусульман", "враждебности к исламу". И подобные провокационные трактовки могут использоваться международными террористами для расширения круга своих немногочисленных сторонников.

Отрадным фактом является то, что во всем мире мусульмане все более и более осознают необходимость противостоять тем силам, которые без всякого на то права пытаются выступать от имени мусульман якобы для защиты их интересов и провокациями втягивают их в конфронтацию с государством и согражданами иного мировоззрения. Приведу только два самых свежих примера. Французские мусульмане провели массовую демонстрацию протеста против захвата двух журналистов так называемой "Исламской армией Ирака", которая требовала в обмен на освобождение заложников отменить закон, запрещающий демонстративное ношение религиозных символов, в том числе исламских женских платков-хиджабов. В Великобритании Исламский совет издал памятку для мусульман по противодействию терроризму, в которой кроме всего прочего рекомендуется незамедлительно сообщать в полицию обо всех подозрительных лицах и экстремистских действиях в мечетях или местах проживания мусульман.

В России, которая как минимум с середины 90-х годов XX века страдает от международного терроризма, антитеррористическая мобилизация российских мусульман имеет богатую историю. Здесь достаточно вспомнить, что еще в 1999 г. Народное собрание Республики Дагестан приняло Закон "О запрете ваххабизма и иных форм экстремизма".

По заявлениям ряда российских исламских лидеров можно судить, что в настоящее время они стремятся защитить и ислам, и граждан России и других государств от международных террористов, использующих боевиков-смертников. Ведь и в терактах 11 сентября 2001 г. в США, и в израильских автобусах, и во взрывах 24 августа этого года двух российских авиалайнеров использовались именно так называемые "шахиды". Буквально в эти дни обнародована угроза командира иностранных "моджахедов" в Чечне Абу-Хафса Аль-Урдуни ("Иорданца") о том, что в России будут осуществляться самоубийственные террористические акты с использованием смертников с началом священного для мусульман месяца рамадан, то есть с середины октября нынешнего года.

Понятно, что задача правоохранительных органов и спецслужб - всячески воспрепятствовать этому. В свою очередь, долг исламского духовенства в России - объяснить верующим мусульманам, что так называемые "шахиды", какими бы соображениями они ни руководствовались, совершают два смертных греха - убийства и самоубийства, за которые Коран обещает не рай, как это утверждают международные террористы, "приватизировавшие" ислам, а вечные мучения в геенне огненной. Было бы очень важно, чтобы исламское духовенство России издало фетву (постановление), в которой разъяснит всем мусульманам, что акции так называемых "шахидов" - двойное преступление, которое карается адскими муками.

Только совместные и скоординированные усилия всех частей гражданского общества в сотрудничестве с государственными органами способны привести к победе в борьбе против международного терроризма, пытающегося "приватизировать" ислам.

Международные организации и учёные-террологи постоянно уделяют внимание проблеме причин терроризма.

Так, Организацией Объединенных Наций в резолюции 40/61 отмечалось, что коренные причины терроризма и актов насилия проистекают «из нищеты, безысходности, бед и отчаяния …, побуждающих некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен». То же отмечалось и на VIII Международном конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Гавана, 1990 г.): такими криминогенными факторами являются: бедность, безработица, неграмотность, нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив (на что в России в мае 1995 г. указывал каждый четвертый из опрошенных ВЦИОМом), отчуждение и маргинализация населения, обострение социального неравенства, ослабление семейных и социальных связей, недостатки воспитания, негативные последствия миграции, разру-шение культурной самобытности, нехватка объектов культурно-бытового назначения, а также распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости.

Аналогичные формулировки даются и в последующих конвенциях ООН, например в п. 26 резолюции Организации Объединённых Наций от 1996 года «О мерах борьбы с международным терроризмом».

Но если вспомнить террористов из общеизвестных группировок: «Красные бригады», «Фракция Красной армии» и др., то большинство из них принадлежали к обеспеченным слоям населения. Как указывает известный терролог И. Александер, среди террористов также можно встретить и представителя из «богатой семьи среднего или высшего класса с определенным социальным престижем». В то же время, по свидетельству бельгийской газеты «Суар», «… террористы рекрутируют своих сторонников в одних и тех же слоях - среди отверженных, маргинальных, забытых и низших общественных слоёв». Таким образом, можно сказать, что прямой зависимости терроризма от нищеты не наблюдается, то же самое касается и богатства.

«Безысходность и отчаяние», о которых говорится в Конвенции ООН, порождали терроризм в США в 60-70-е годы и вызывались в первую очередь расовой дискриминацией, а в настоящее время это, в большей мере, месть за предполагаемое национальное угнетение за пределами страны. В современной Германии некоторые акты терроризма вызываются, наоборот, деятельностью правонационалистических группировок, которые практикуют дискриминационную политику.

Исходя из сказанного, причины указывавшиеся в документах ООН, являются не только не единственными, а даже и не преобладающими. Можно утверждать о наличии в настоящее время националистических детерминант, среди которых доминируют религиозно-фундаменталистские.

Дж. Поуст выделяет две основные причины террористической деятельности:

1. Подрыв или свержение своего правительства - западногерманская «Фракция Красной армии» (РАФ) и итальянские «Красные бригады» (БР).

2. Национальное самоутверждение - бакская «ЭТА», Армянская секретная армия за освобождение Армении (АСАЛА).

Мнений по поводу истоков терроризма немало, но следует согласиться с М. П. Киреевым, что предпосылкой современного терроризма в первую очередь служат кризисные явления. Это подтверждается результатами проведенного нами исследования. Так, 26% респондентов среди факторов роста терроризма в России отметили фактор ухудшения социально-экономического положения населения, но, в тоже время, по мотиву наведения страха на общество, общественные и государственные институты, население совершаются 24% актов терроризма, в то же время 24% - по корыстному мотиву.

Действительно, экономический застой, энергетический кризис, инфляция, рост цен, безработицы, преступности существенно осложняют состояние борьбы с терроризмом, так как изменяется социальное и психологическое состояние многих групп населения, поэтому среди социальных предпосылок в современный период в России следует выделить:

1. Заметное снижение жизненного уровня в сочетании с беспрецедентно возросшей социальной дифференци-ацией, которые вызывают к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ностальгия по прошлому и т. п.

2. Кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы с взрывными устройствами и взрывчатыми веществами.

3. Рост безработицы, который тянет за собой проблемы миграции, бродяжничества и т. п.

4. Широкое распространение среди населения оружия, военной подготовки и специфических милитаристских умонастроений. Оно связано как с соучастием значительной части военных в профессионализирующих и одновременно разлагающих войнах типа афганской и чеченской, так и с вынужденным перепрофилированием многих работников спецслужб, нередко оказывающихся в криминальных структурах. Доступность оружия и многочисленность ищущих себе применения военных.

При изучении статистических данных необходимо отметить, что данные опроса законопослушных граждан дееспособного возраста показывают, что боязнь ответственности за правонарушения для 20% опрошенных является фактором, формирующим правильное поведение. Аналогичные результаты получены в ходе проведённого нами опроса.

Следует также отметить важность психологического подхода к изучению поведения лица, осуществляющего правоприменение в условиях борьбы с терроризмом, что предполагает отдельное исследование стрессов и стрессовых ситуаций (необходимость ускоренной обработки информации, осознаваемая угроза; отсутствие контроля над событиями).

По результатам опроса более 200 руководителей и других опытных работников подразделений криминальной милиции, ОМОНа, спецназа, имеющих практику участия в специальных операциях, проведённого Г. М. Истоминой и А.Д. Сафроновым, абсолютное большинство (93% респондентов) указали на неадекватное самочувствие и поведение в таких ситуациях, что выражалось в чрезмерном волнении, в суетливости и невнимательности к распоряжениям руководителей операции.

Не случайно, по данным анкетирования, 14% респондентов указали одну из причин неудовлетворительного состояния борьбы с терроризмом _ боязнь применения огнестрельного оружия, 18% указали на нерешительность руководителей органов внутренних дел. Немаловажная роль отводится респондентами и такой причине как неподготовленность антитеррористических подразделений, на что указали 17%.

Рост терроризма в России, а также в станах СНГ происходит на фоне общего роста числа его проявлений в мире. За 12 лет с 1968 г. по 1980 г. стало известно около 700 подобных акций, в ходе которых было убито 3668 и ранено 7474 человека. Абсолютные цифры, характеризующие состояние террористической активности на планете, таковы: если в 1980 году во всех странах было зафиксировано 500 террористических актов, то через пять лет, в 1985 г., - 800. Точной статистики на середину-конец 90-х годов нет.

«Терроризм, - пишет М. Болтунов, - обрел черты наступательности, высокой технической оснащенности, отличается изощренностью и жестокостью».

Характерно, что в 1998 г. было раскрыто лишь 32% зарегистрированных актов терроризма. В то время как из 153 дел, всего возбужденных за терроризм, только 7 закончены производством и 102 (66%) приостановлено за неустановлением или не розыском преступника.

Обращает на себя внимание то, что по 132 уголовным делам, возбужденным по фактам терроризма, задержано всего 25 человек, а по 495 делам, возбужденным по фактам захвата заложника, задержано 370 человек, в то время как подготовить акт терроризма одиночке, по нашему мнению, трудно, а произвести захват заложника и вообще проблематично.

Результаты проведенного опроса в основном подтвердили правильность наших выводов по причинам роста терроризма. Так, среди причин роста терроризма в России респонденты указали: 26% - ухудшение социально-экономического положения населения; 19% - усиление противоборства криминальных группировок; 13% - расслоение населения по имущественному признаку; 8% - деятельность национально- и регилиозно-экстремистских группировок; 8% - приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны; 7% - рост числа безработных в самых различных социальных группах; 7% - приток мигрантов из стран ближнего зарубежья; 5% - рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению; 4% - деятельность или влияние зарубежных террористических групп; 3% - факторы дискриминации отдельных национальных общностей.

Все эти факторы не обязательно приводят к терроризму, однако в сочетании друг с другом и взаимодействии со всевозможными конфликтами, такими, например, как конфессиональные, в отсутствии достаточного взаимодействия между правоохранительными органами и нормативной базы, регламентирующей борьбу с терроризмом, он становится более вероятным. Среди причин неудовлетворительного состояния борьбы с терроризмом в России главной причиной 24% респондентов отметили отсутствие достаточного взаимодействия между правоохранительными органами.

Однако одна только эта группа причин, имеющая существенное значение, не может вызвать тот рост терроризма, который наблюдается в настоящее время. Так, акты терроризма, на наш взгляд, могут иметь террористические формы и уголовную мотивацию. Это говорит о том, что терроризм опирается на свойства человеческой натуры, что подтверждается высказыванием австрийского учёного К. Лоренца о том, что агрессию нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций.

Западные исследователи разработали целый ряд мотивационных типологий терроризма, выделяя два их основные типа - личностный и политико-идеологический.

Нужно учитывать и существование различных психопатологических деформаций личности террористов, но следует иметь в виду, что мотивационно-ценностной и идейной основой политического терроризма являются следующие факторы: внутренняя убежденность в абсолютной, высшей, единственной истине и, как следствие, вытекающий из нее фанатизм и готовность утверждать ее любыми средствами. Этот главный мотив политического терроризма отсутствует во всех формах криминального насилия.

Итак, согласно типологиям мотиваций терроризма, они могут быть политико-идеологическими (достижение определенных целей в политической борьбе или в борьбе за какую-то идею); корыстными (стремление приобрести материальные блага в обход существующего порядка); эмоциональными, психопа-тологическими. И хотя они чаще всего переплетаются, основное внимание должно быть обращено на первые, которые могут быть трех основных видов: социально-политическими, национальными (сепаратистскими) и религиозными (фундаменталистскими).

Наиболее прочной и труднопреодолимой является мотивационная основа религиозного терроризма, поскольку она связана с традициями и выражается в самых крайних формах. Д. Капитанчик считает, что «терроризм находит свое наиболее угрожающее выражение в контексте возрождения исламского фундаментализма». Это подтверждается результатом опроса 26 шиитских террористов. Все опрошенные выразили готовность совершить самоубийственные террористические акты. Среди респондентов, что особенно характерно для современной радикально настроенной молодёжи, до 19 лет 71,42% выразили желание совершить террористический акт, в более старшей возрастной группе - только 34, 37%, в то время как в возрасте 15 -16 лет отмечается стопроцентная готовность к совершению таких актов. Хотя это характерно в основном для восточного терроризма, для стран запада такие преступления практически отсутствуют. Они не характерны даже для сепаратистского (баскского, корсиканского и др.) и национально-религиозного терроризма, так как в христианской культуре существует традиционно негативное отношение к самоубийству, что можно использовать в борьбе с терроризмом.

Огромное значение для борьбы с терроризмом имеет знание особенностей социально-психологической обстановки в России. Данные, подобные указанным ранее, были получены в результате исследования, проведенного под руководством А.А. Козлова, в НИИ конкретных социологических исследований Санкт-Петербургского университета.

Настораживает тот факт, что высоким оказался процент тех, кто выразил хотя бы умозрительную - на уровне голого умысла - готовность принять участие в тех или иных насильственных действиях: в отрядах «самообороны» - от 40,2% у студентов, до 58,4 % у курсантов военных училищ; в «терроризме» (кавычки указывают, что мы имеем дело лишь с вербальной заявкой на совершение этих действий) - от 5,9 % у респондентов из числа школьников, до 20,8 % среди курсантов; в локальных войнах (в качестве «волонтеров») от 6,3 % у студентов, до 30,2 % у курсантов; в уличных беспорядках или погромах - от 6,1 % у учащихся ПТУ, до 10,4% у курсантов.

Социологи делают вывод о том, что потенциальные «террористы» в большей степени тяготеют к идеалу «беззаботного человека», не связанного сколько-нибудь серьезной ответственностью (у них в 1,5-3 раза ниже ориентация на семью и бытовое устройство, обзаведение собственностью). Это люди с ослабленным чувством жалости и способности прощать людей, они склонны к «нанесению ответного удара» («отомстить, чтобы запомнили навсегда» - этот показатель среди них в 3,8-4,5 раза выше, чем в среднем по массиву). Могут совер-шить поступок, наказуемый по закону, 48,9 % «террористов», 47,8 % «погромщиков» и 37,1 % «волонтеров» при среднем значении этого показателя 20 %.

Следовательно, появление среди молодежи «террористов» (агрессивно-экстремистски настроенных лиц) представляет собой в основном нравственно-мировоззренческую проблему, и в то же время, большинство из них воспитывалось в нормальных, вполне здоровых семьях. Опасность, на наш взгляд, заключается в том, что экстремистски настроенной молодежи может оказаться достаточно для создания «критической массы» и возникновения цепной реакции в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: