Тема. Анализ производства и реализации продукции

1. Задачи и источники информации анализа производства продукции. Анализ объема, структуры и ассортимента продукции.

2. Анализ выполнения плана по объему продукции с учетом ее трудоемкости.

3. Анализ качества продукции.

4. Анализ ритмичности производства.

5. Задачи и источники информации анализа реализации продукции. Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.

6. Анализ точки безубыточности.

7. Анализ резервов роста объема произведенной продукции.

1. Задачи и источники информации анализа производства продукции. Анализ объема, структуры и ассортимента продукции.

Основными задачами анализа производства продукции являются:

1) анализ объема выпуска продукции;

2) анализ структуры и ассортимента продукции;

3) анализ качества продукции;

4) анализ ритмичности производства;

5) анализ безубыточности;

6) анализ резервов роста объема производства.

Источниками информации служат плановые данные, данные текущей и годовой отчетности («Баланс предприятия», «Отчет о прибылях и убытках»); данные текущего бухгалтерского учета.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции показывают в оптовых ценах. Натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.).

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. При этом могут применяться следующие методы:

1) пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода;

2) корректировки на индекс изменения цен (Iц) по группе однородной продукции (работ, услуг):

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета темпов их роста(Т) и прироста в %, используя базисные и цепные индексы.

Базисные: Тб = Vi/Vо × 100 %,

цепные: Тц = Vi/Vi-1 × 100 %,

где Vi-1; Vi — объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

Vо — объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы прироста (Тпр) товарной продукции:

Тпр = Т – 100%.

В ходе анализа выполнения плана по выпуску продукции необходимо сравнить фактические данные с плановыми, рассчитать абсолютное и относительное отклонения (процент выполнения плана, процент перевыполнения или недовыполнения).

В ходе анализа необходимо изучать не только объем, но и состав продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту производится следующими методами:

· По наименьшему %. Сущность: определяют % выполнения плана по каждому изделию на основе натуральных показателей, из них выбирают наименьший.

· По наименьшему числу из 2х величин – из планового и фактического выпуска продукции в разрезе отдельных видов в счет выполнения плана по ассортименту принимают наименьшее число, т. е. будет приниматься фактический выпуск, но не выше плана.

Структура продукции — это удельный вес отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Расчет влияния структурных сдвигов производится по формуле:

∆Vстр = V1 – V10,

где ∆Vстр — изменения объема выпуска продукции за счет изменения структуры;

V1 — фактический выпуск продукции при фактической структуре;

V10 — фактический выпуск продукции при плановой структуре.

2.Анализ выполнения плана по объему продукции с учетом ее трудоемкости.

Существуют следующие показатели трудоёмкости выпуска продукции:

1. Нормативная стоимость обработки

2. Затраты нормативного времени (нормо-часы)

3. Нормативная зарплата основных производственных рабочих.

Нормативная стоимость обработки включает в себя зарплату всех работников, амортизацию основных производственных фондов и затраты материальных ресурсов.

Нормо-часы - объём произведенной работы определяют в нормо-часах. При этом сначала устанавливают, какое количество нормированного времени надо затратить на основные производственные операции по изготовлению каждого вида продукции, а затем плановое и фактическое количество выпуска каждого вида изделия умножают на нормо-часы, необходимые для изготовления единицы продукции.

При анализе определяют % выполнения плана по трудоемкости и влияние структурных сдвигов на выпуск продукции: Фактический выпуск продукции в нормо-часах: к плановому выпуску продукции в нормо-часах * 100. Влияние структурных сдвигов на выполнение плана по трудоёмкости определяют по разности в % выполнения плана по выпуску продукции в стоимостном выражении и по затратам нормо-часов и умножают на плановый объем выпуска. Недостаток нормо-часов- отражают только количество затраченного труда на выпуск продукции, но не учитывают его качество.

В качестве показателя трудоёмкости также используется нормативная величина зарплаты, а также показатель трудоёмкости, определяемый как отношение нормированного расхода зарплаты к объёму выполненной продукции.

Нормированная зарплата основных производственных рабочих отражает не только количество затраченного труда, но и его качество.

При исчислении этого измерителя степень выполнения плана по трудоемкости определяют как: расход заработной платы основных рабочих по плановым нормам на факт объем/ величина зарплаты на плановый объём.

Далее определяют влияние изменения трудоемкости, для этого плановый объём выпущенной продукции умножают на разность в % выполнения плана по выпуску продукции в отпускных ценах и в единицах трудоемкости и делят на 100.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: