14. Разработка международных стандартов может способствовать сбору, распространению и анализу статистических данных о преступности и уголовном правосудии, поскольку такие стандарты повысят сопоставимость данных разных стран и послужат для стран руководством в вопросах разработки и использования систем сбора данных. В вопросах преступности и порядка функционирования систем уголовного правосудия добиться перехода разных стран к использованию сопоставимых показателей особенно трудно, поскольку данные административного учета о преступности и уголовном правосудии определяются национальным (уголовным) законодательством и различными юридическими определениями. Кроме того, процедуры сбора данных, методы регистрации данных и алгоритмы подсчета в разных странах сильно различаются. Возможности правоохранительных учреждений и органов уголовного правосудия по подготовке качественной статистической информации также существенно разнятся, поскольку многим странам недостает ресурсов для обеспечения эффективной координации и найма сотрудников, специализирующихся на ведении документации и составлении статистической отчетности.
|
|
15. Хотя обязательных международных стандартов для подготовки статистических данных по преступности не существует, Организация Объединенных Наций уже давно пропагандирует набор широко признанных руководящих принципов по подготовке данных статистики преступности и уголовного правосудия и признает ведущую роль национальных статистических управлений в координации процесса подготовки таких данных. В Руководстве по разработке системы статистических данных в области уголовного правосудия[5] содержатся подробные указания в отношении различных методов организации, количественного и качественного состава статистических данных по системе уголовного правосудия, в том числе данных по полиции, прокуратуре, судам и тюрьмам, а также ценные рекомендации по сбору, обработке, анализу и распространению таких статистических данных. В отношении обследований виктимизации ЕЭК и Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности совместно подготовили Руководство по проведению обследований викти-мизации, в котором содержатся подробные руководящие указания относительно всех этапов обследования виктимизации, начиная с планирования, разработки, определения методологии и составления вопросника и заканчивая обработкой данных, их распространением и анализом результатов обследования. На региональном уровне унификации стандартов и определений способствуют осуществляемые инициативы в области статистики (например, в рамках Европейского союза), о чем подробно говорилось в подготовленном Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности в 2010 году докладе Developing Standards in Justice and Home Affairs Statistics — International and EU Acquis («Разработка стандартов для сбора и анализа статистических данных в области правосудия и внутренних дел: международное законодательство и законодательство ЕС»).
|
|
16. КЕС начала разрабатывать концептуальную базу общей классификации преступлений и в 2009 году создала Целевую группу Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности/ЕЭК по классификации преступлений. Целевая группа разработала общую концепцию классификации всех преступных деяний и событий преступления на основе «событий», а не (существенно различающихся) юридических определений, что позволяет проводить обоснованные сопоставления статистических данных по преступности и уголовному правосудию. Бюро КЕС одобрило предварительные результаты работы Целевой группы, подготовившей принципы международной классификации преступлений для целей статистики («Рамочная классификация преступлений»), предусматривающие три уровня детализации и ряд дополнительных горизонтальных параметров. КЕС продлила мандат Целевой группы до конца 2012 года и поручила ей продолжить разработку рамочной классификации преступлений путем проведения дополнительных тематических исследований и продолжения работы по классификации отдельных уголовных преступлений. Работа КЕС и ее целевой группы обещает быть очень плодотворной, и некоторые страны — участники КЕС указали, что они могли бы приводить представляемые ими данные в соответствие с уже разработанной рамочной классификацией. Чтобы обеспечить более широкую применимость этой классификации, необходимо привлечь к деятельности по ее апробации и разработке и страны из других регионов, помимо Европы. Созданный ИНЕГИ-Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центр передового опыта в области статистической информации включил в свою программу работы задачу апробирования рамочной классификации преступлений в латиноамериканском регионе. Можно надеяться, что и в других регионах начнется осуществление аналогичных инициатив и что Статистическая комиссия будет внимательно наблюдать за процессом разработки этой классификации.
17. Участники шестой сессии Статистической конференции стран Америки, проведенной 16-18 ноября 2011 года в Пунта-Кане, Доминиканская Республика, обсудили серьезные проблемы, с которыми сталкиваются национальные статистические управления при анализе данных статистического измерения преступности, и заслушали выступление о работе созданного ИНЕГИ-Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центра передового опыта.
18. Конференция одобрила рекомендацию, касающуюся оказания странам помощи в их усилиях по сбору, обработке и распространению информации о преступлениях, в частности путем включения обследований виктимизации в регулярную программу работы национальных статистических управлений. Конференция обратилась к международным организациям с просьбой содействовать разработке международных стандартов проведения обследований вик-тимизации и классификаций преступлений. Она также приветствовала создание Центра передового опыта и обратилась к нему с просьбой оказывать странам поддержку в их усилиях по составлению статистической отчетности в этой сфере, а также разрабатывать стандарты статистического измерения преступности.
19. Конференция обратилась к Статистической комиссии с просьбой включить рассмотрение вопроса о статистике преступности в ее регулярную программу работы[6].
|
|
20. Что касается сбора и распространения данных на международном уровне, то Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности является уполномоченной организацией, которая регулярно собирает данные по преступности и уголовному правосудию. Поскольку Управление является единственным глобальным органом, уполномоченным содействовать осуществлению эффективных мер борьбы с преступностью, наркотиками и терроризмом, в том числе через распространение знаний, статистических данных и аналитических выкладок, ему поручено регулярно осуществлять сбор данных административного учета о преступлениях и уголовном правосудии у государств-членов посредством направления в страну Обследования тенденций в области преступности и функционирования систем уголовного правосудия Организации Объединенных Наций. Это обследование, впервые возникшее в начале 1970-х годов, сейчас проводится ежегодно и включает набор основных модулей, которые повторяются из года в год, и специальные разовые модули, посвященные конкретным вопросам, касающимся преступности. Структура Обследования была утверждена Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию. С тем чтобы помочь странам повысить качество, увеличить количество и обеспечить большую межстрановую сопоставимость представляемых данных, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности оказывает консультативные услуги и организует специальные учебные семинары для стран, обратившихся с соответствующей просьбой. Кроме того, важным шагом на пути к увеличению количества и повышению качества заполненных в рамках Обследования анкет стало создание сети национальных координаторов по вопросам статистики преступности и уголовного правосудия. Лишь в нескольких странах национальный координатор, назначенный государственным органом власти, входит в структуру национального статистического управления. На региональном уровне Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности тесно сотрудничает с региональными организациями, такими как Статистическое бюро Европейского союза (Евростат) и Организация американских государств, в вопросах согласования инструментов сбора данных и в сборе заполненных государствами-членами в рамках Обследования анкет. Собранные Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности данные распространяются через Интернет и публикуются в печатных изданиях, при подготовке которых проводится анализ этих данных, чтобы у читателя сложилось четкое понимание того или иного конкретного вопроса. Последняя такая публикация — это подготовленное в 2011 году исследование 2011 Global Study on Homicide: Trends, Contexts, Data («Глобальное исследование по вопросам убийств: тенденции, условия, данные»)[7].
|
|